12 июля 2022 года в преддверии 80-летия Курской битвы и Прохоровского сражения в музее-заповеднике «Прохоровское поле» был дан старт всероссийской акции «Мы помним». Ее целью является сбор данных об участниках Курской битвы.
В начале декабря этого года жительница села Подольхи О.В. Кулабухова передала в научный отдел музея-заповедника фотографию военного летчика и рассказала необыкновенную историю, связанную с этим снимком.
Младший лейтенант
Переведенцев Виктор Никифорович
Начало этой истории – жаркий июль 1943 года, когда на территории нашего района проходили ожесточенные бои не только на земле, но и в воздухе. Одновременно в воздушных боях, как с нашей, так и с немецкой стороны, участвовало несколько десятков истребителей и бомбардировщиков. Вражеская авиация бомбила деревни и села нашего района, расположенные в нескольких десятках километров от линии фронта. Поэтому мирные жители во время налетов немецкой авиации и воздушных боев прятались в вырытых самодельных укрытиях, не только днем, но и ночью.
Так было и 14 июля, когда семилетняя Маша Шляхова вместе с семьей находясь в «окопе», наблюдала за одним из воздушных боев.
«А мы, наши матери и детвора, сидели в окопе, покрытом жердями и дерном, где обычно ночевали, а в случае опасности и днем прятались. Он у нас был на две семьи. Вот и на этот раз спрятались в окоп, боясь, что самолет будет бомбить. Но то и дело выглядывали из него, наблюдая за самолетами. К большому горю, наш «ястребок» был сбит и, кувыркаясь стал падать, почти задевая крыши хат. Раздался сильный удар, даже стенки в окопе вздрогнули. Это самолет врезался в землю недалеко от нас, на выгоне. Когда прибежали к тому месту, из земли были видны хвост самолета и концы крыльев».
Через несколько дней в доме Маши расположились на отдых солдаты, выписанные из госпиталя. Ее мама рассказала им о сбитом самолете. Узнав в чем дело, они решили похоронить погибшего героя, как положено. Вспоминает М. Шляхова: «Увязались за ними и мы, детвора. Пошли, конечно и взрослые. Мне было в то время семь лет, но память до сих пор хранит ту страшную картину, как из изувеченного, сплющенного самолета был извлечен труп летчика. Он, конечно, был неузнаваем, но при нем были документы. В них значилось, что летчик – Переведенцев Виктор Никифорович, уроженец Борисоглебского района Тамбовской (сейчас Воронежской) области». Здесь же, недалеко от места падения самолета, и похоронили погибшего пилота, а документы солдаты сказали отдадут «куда следует».
После Великой Отечественной войны погибших и умерших от ран наших солдат и офицеров, похороненных в разных частях села Подольхи, перезахоронили на гражданском кладбище, а затем их прах был перенесен в братскую могилу села Большое.
Шло время. Мария отучилась в школе, закончила Харьковский учебно-кредитный техникум и по распределению была направлена работать во Владимирскую область в Судоготский госбанк. Но все это время ее беспокоила одна мысль: «Что, если родные Виктора не знают, как он погиб и где похоронен?». В 1978 году Мария Кузьминична написала небольшую статью «Вспомним этого парня...» и отравила в Борисоглебскую газету «Строитель коммунизма».
Небольшой фрагмент статьи: «Обращаюсь в редакцию с большой просьбой, если сочтете возможным, то поместите, пожалуйста, в газете мое воспоминание о вашем земляке, погибшем в бою в нашем селе. Хочу рассказать то, что я знаю о нем, в надежде, что есть у него родные или близкие родственники, товарищи. Может быть, они и не знают о месте его гибели – ведь тогда грохотала война, и кто знает, получили ли его родные похоронку. Если найдутся люди, знавшие его, обращаюсь к ним с большой просьбой: напишите мне о нем, где он точно родился, где учился, каким он был парнем. Последняя страница его жизни нам известна, очень хочется узнать ее начало».
С нетерпением Мария Кузьминична ждала письма, хоть от кого-нибудь. Сначала ответил его друг детства Николай Морозов, потом одноклассница, а позже и родная сестра Тамара из Архангельской области. Завязалась переписка. Оказалось, что родным пришло лишь извещение о том, что 14 июля 1943 года младший лейтенант Переведенцев Виктор Никифорович – командир звена 193 истребительного авиаполка, пропал без вести. Они долго ждали известий, а потом и ждать перестали. До 1978 года он считался без вести пропавшим.
Сестра Тамара последний раз виделась с Виктором зимой 1943 года, когда он вместе с боевым товарищем прилетал в Борисоглебск за новым самолетом. Три дня бушевала метель и они не могли улететь в часть. «Главное в бою, - шутил Виктор, - быстро вертеть головой...»
Аккомпанируя себе на гитаре, пел: «В далекий край товарищ улетает...», а вскоре и сам улетел-улетел навсегда в тот далекий край, откуда не возвращаются. Таким его запомнила сестра – высоким, красивым, поющим, с седой прядью в кудрявой шевелюре.
Используя архивные документы, удалось восстановить боевой путь и выяснить обстоятельства гибели Виктора Никифоровича. В 1941 году выпускник Борисоглебской военной авиационной школы пилотов имени В.П. Чкалова. С марта 1943 года воевал в составе 193 авиационного полка 302 авиационной дивизии. К июлю 1943 года младший лейтенант Переведенцев совершил более 50 боевых вылетов, сбил 3 немецких самолета: в апреле МЕ-110, в мае Хе-111, а 13 июля ФВ-190. Отмечен двумя правительственными наградами: орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени.
193 авиационный полк, на вооружении которого были самолеты Ла-5, в июле 1943 года базировался на аэродроме села Яблоново Корочанского района. 14 июля летчики полка вылетали на прикрытие и сопровождение бомбардировщиков Пе-2 из состава 293 бомбардировочной авиационной дивизии. В завязавшемся воздушном бою было сбито четыре самолета полка: один над Прохоровкой – младший лейтенант П.А. Фридман, несмотря на ранение сумел посадить самолет. Места падения самолётов младшего лейтенанта И.П. Аникина и младшего лейтенанта А.Н. Кирпичева над Шахово, к сожалению, до сих пор неизвестно. Младший лейтенант В.Н. Переведенцев тоже был подбит над Шахово, но сумел довести свой самолет до Подольхов, где и разбился. Скорее всего, погиб, потеряв сознание вследствие тяжелого ранения.
В Подольхи, на место гибели брата, Тамара приезжала вместе с мужем. Привезла и фотографию Виктора. По русской традиции помянули его, поговорили с местными жителями. Вспоминает Мария Кузьминична: «Сестра потом говорила, что я вернула ей брата, что наше село для нее стало самым дорогим местом, а наша семья – родственниками».
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.