Мы продолжаем цикл публикаций о наших выдающихся земляках, которые прославили свою малую родину добросовестным и самоотверженным трудом. Эта статья посвящена Михаилу Ермолаевичу Бородину.
Михаил Ермолаевич родился 7 ноября 1923 года в крестьянской семье в селе Сагайдачное Прохоровского района Белгородской области. В 1939 году вступил в ряды ВЛКСМ.
21 июня 1941 года вместе с одноклассниками праздновали окончание Гусек-Погореловской средней школы. Пели, танцевали, делились планами на будущее. Утром узнали, что началась война. Тогда Михаил и другие выпускники не думали, что она будет длительной и тяжелой. И не могли даже предположить, что во время войны в их родной школе произойдет страшная трагедия: зимой 43-го там будет заживо сожжено более шестисот военнопленных и мирных жителей.
В ноябре 1941 г. фронт дошёл до Прохоровского района. Председатели колхозов ушли в армию. Не было также и председателя сельсовета. И ему, восемнадцатилетнему комсомольцу, райком партии предлагает занять должность председателя Сагайдаченского сельского совета. Он понимал, что скидки на возраст не будет, придётся работать в полную силу.
Основная деятельность Михаила была направлена на оказание помощи Красной Армии. Он занимался размещением солдат и командиров в домах колхозников, оборудованием медсанбата в местной школе, снабжением его топливом и оказанием помощи при уходе за ранеными. Организовывал население и принимал личное участие в строительстве оборонительных сооружений.
Кроме того, Михаил состоял в одном из советских истребительных отрядов, которые действовали в то время в сёлах. Они охраняли дома колхозников, урожай, связь, особенно в ночное время, следили за появлением диверсантов и сигнальщиков.
Летом 1942, когда немцы начали наступление, ему пришла ориентировка уходить вместе с нашими последними частями. Он сжёг все документы в сельсовете, закрыл помещение и ушёл, не зная, вернётся ли когда-нибудь обратно… По дороге попал под бомбёжку, но обошёлся только ушибами.
Когда добрался до Саратовской области, пошёл в военкомат и попросился в армию. Его отправили в 73 запасной стрелковый полк. В это время Государственным комитетом обороны было принято решение о неотложных мерах по увеличению добычи угля в Кузбассе. Часть военнослужащих была направлена для решения этой задачи. В их числе был и Михаил Бородин, который до октября 1943 года работал забойщиком на одной из шахт Кузбасса. Работа была тяжелой, ради выполнения плана приходилось рисковать здоровьем: например, оставлять без крепления кровлю, чтобы сократить производственный процесс.
Послевоенная биография Михаила Бородина была связана с активной партийной деятельностью. Он занимал ряд руководящих должностей в Ярославском горкоме, а затем обкоме КПСС. Всегда неравнодушно относился к проблемам своего города: уделял большое внимание строительству и благоустройству жилья, школ, медицинских и детских учреждений. С 1974 года был выдвинут на работу в Комитет народного контроля СССР, где проработал до 1989 года.
Не забывал Михаил Ермолаевич и свою малую родину. В 1990-е годы он вносил пожертвования на строительство храма Святых апостолов Петра и Павла в п. Прохоровка.
За самоотверженный труд и участие в Великой Отечественной войне Михаил Ермолаевич Бородин был отмечен правительственными наградами: тремя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями СССР.
Где бы ни работал, какую бы должность ни занимал, он всегда отдавал все свои силы и знания делу народа и государства.
В 2008 году вышла в свет книга воспоминаний Михаила Бородина «Время, действия, лица». Один из экземпляров этого издания хранится в библиотеке Н.И. Рыжкова.