«Плечом к плечу» с «тридцатьчетверками»

«Плечом к плечу» с «тридцатьчетверками».

Применение танков Т-70 в составе 5-й гвардейской танковой армии в Прохоровском сражении 10-16 июля 1943 года.

80 лет назад, в марте 1942 года легкий танк Т-70 поступил на вооружение Красной армии. В период Великой Отечественной войны этот легкий танк применялся в Сталинградской битве, в общем зимнем контрнаступлении, в Курской Битве, в боях под Харьковом и многих других. 

В годы войны на вооружение Красной армии появилась целая серия быстрых и легких танков, автором которых стал известный конструктор Николай Астров.

Николай Александрович Астров

6 марта 1942 года вышло постановления Государственного комитета обороны (ГКО) №1394сс «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша». Оно также говорило о принятии на вооружение Красной армии этой боевой машины, спроектированной и изготовленной на предприятии в Горьком (ныне Нижний Новгород).

Текст постановления ГКО №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша»

9 марта 1942 г. последовало постановление ГКО №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтакопрома». На заводе № 37 было произведено 10 танков Т-70 в июле 1942 г., после чего производство переориентировали на выпуск Т-34.

Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 г., и всего было выпущено около 8,2 тыс. машин. Танк Т-70 стал одним из самых массовых легких танков времен Второй мировой войны.

Производство танков Т-70 в 1942-1943 годах

Немаловажным фактором в таком количестве его производства стала стоимость изготовления. В массовой серии (весной 1943 года) танк Т-70 без вооружения и оптики стоил порядка 61-64 тыс. рублей, вооружение и оптика добавляли к его цене еще 7,7 тыс. рублей. Для сравнения, Т-34 разных заводов стоил в тот же период 135–171 тыс. рублей.

Конструкция легкого танка Т-70

Боевые ТТХ Т-70

По сравнению с Т-60 бронирование и вооружение у Т-70 усилились, а мощность силовой установки увеличилась за счет использования двух спаренных моторов. На него установили новый силовой агрегат ГАЗ-203, состоявший из пары последовательно соединенных автомобильных двигателей ГАЗ-70.

Легкий танк Т-70 производства завода № 38 выпуска мая-июня 1942 года

В экипаж Т-70 входили два человека: командир танка и механик-водитель. Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса.

Командир танка располагался в башне, и в бою руководил действиями механика-водителя, осуществлял наблюдение за местностью через оптические приборы в башне, заряжал орудие и вел из него и спаренного пулемета огонь по противнику, т.е., помимо своих прямых обязанностей выполнял функции наводчика и заряжающего. Это чрезвычайно затрудняло управление танком и снижало эффективность его применения.

Количественный состав танков Т-70 в 5-й гвардейской танковой армии

Апогеем боевого применения «семидесятки» стала Курская битва. Лёгкие танки летом 1943 года составляли немалую долю в численности соединений Красной армии. Так, из 177 танков 18-го танкового корпуса (тк) 35,5% составляли Т-70, остальные – Т-34 и почти два десятка Мк-IV «Черчилль». В 29-м тк Т-70 было даже больше — 38,8%.

Т-70 составляли почти треть всех машин. Это отчетливо прослеживается в документах. Ниже данные по количеству танков Т-70 из сведений о состоянии материальной части и обеспеченности 5-й гвардейской танковой армии на 17.00 11 июля 1943 года.

Боевое донесение 5 гв ТА на 11.07.1943. на 21.00 (ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 67. Л. 12.)

Помимо этих данных не редко в работах по Курской битве приводятся и другое количество, а именно – 264 легких танков Т-70 накануне 12 июля в составе 5-й гв. ТА.

Значительно разнятся данные по количеству потерь танков Т-70 за один день боев 12 июля, это зависит от времени составления отчетов, учитывались или нет безвозвратные потери, а также куда в подсчетах относили машины, в скором времени вернувшиеся в строй после ремонта.

Данные из «Доклада офицера Генерального штаба Красной Армии о боевых действиях 5-й гв. ТА с 7 по 24 июля 1943 г.» от 1 августа 1943 г.

(ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 51. Л. 1-28.)

По документам частей потери отличаются, так в 29 тк потери составили 35 — Т-70, безвозвратные потери 28 танков, в 18 тк — 15 танков, а у 2 гв Ттк - 14 .

В ходе боя 12 июля в 29 тк из участвовавших в атаке Т-34 вышло из строя 78%, а у Т-70 только 50%, при этом более 60% потерянных тридцатьчетверок не подлежали восстановлению, а у семидесятки этот показатель составлял 40%.

Данные из сведений о наличии и потерях материальной части 29 тк за период боев с 12 по 16.7 43 г.: наличие боевых машин Т-70 - 52, из них на ходу - 47, будет восстановлено к 6.00. 17.7. 43 г. - 3, безвозвратные потери (сожжено) -
31 танк.

Сведения о наличии и потерях материальной части 29 тк за период боев с 12 по 16.7.43 г. (ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 80. Л. 2.)

Во встречном танковом бою Т-70 поражался без проблем, но интересным является тот факт, что процент безвозвратных потерь у бензиновых «семидесяток» оказался ниже, чем у дизельных и лучше бронированных «тридцатьчетвёрок».

Одна из причин такого соотношения потерь легких и средних танков советского производства отмечалась в отчете «Поражаемость танков в Великой Отечественной войне», составленном осенью 1945 года: «Случаев полного разрушения танков Т-70 и других легких танков от взрыва снарядов боекомплекта в ходе войны не наблюдалось. Проведенными испытаниями установлено, что боекомплект 45-мм снарядов не детонирует».

Описание событий 12 июля сохранились в воспоминаниях генерал-лейтенанта П.А. Ротмистрова, командующего 5-й гв. танковой армией: «Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его «тигры» и «пантеры», лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, которым они в начале наступления пользовались в столкновении с другими нашими танковыми соединениями, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций». 

Генерал-лейтенант П.А. Ротмистров, командующий 5-й гв. танковой армией

Интересно взглянуть на события того же дня, 12 июля 1943 г., сохранившегося в воспоминаниях танкистов.  Приведем фрагмент воспоминаний командира взвода танков Т-70 из 31 тбр лейтенанта Александра Феня: «Наш танковый батальон, укомплектованный этими лёгкими машинами, наступал в третьей линии. Наступали мы на своих лёгких танках в 100-200 м от «тридцатьчетвёрок». Продвижение вперёд было медленным, часто останавливались, отражая контратаки противника. Вскоре и к нам стали пробиваться немецкие танки. Несмотря на малый калибр пушки Т-70 (всего 45 мм) да ещё и с близкой дистанции, от её бронебойного снаряда немецкие самоходки горели хорошо. Чтобы выжить самому, я маскировал наш Т-70 под «горящий» танк путём установки на броню дымовых шашек. Когда стрелял с места, то выбрасывал вперёд танка дымовую гранату. Благодаря всему этому в бою 12 июля 1943 года мне удалось уничтожить 3 немецкие машины, а свою сохранить».

Лейтенант Александр Фень, командир взвода танков Т-70 31 тбр

В ходе прохоровского сражения танки Т-70 чаще всего использовались для ведения разведки. Эти легкие танки как нельзя лучше подходили для разведки боем, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности. Небольшой шум от работы автомобильных двигателей, приличная скорость и низкий силуэт делали эту машину малозаметной для противника.

Танкисты могли выполнять сразу несколько задач: участвовали в атаках, уничтожали немецкую технику, спасали раненых товарищей, выносили их с поля боя, самостоятельно могли эвакуировать и ремонтировать свои подбитые танки.

Была хорошо налажена и организована работа по ремонту и восстановлению танков. В ряде документов отмечалось, что действовала хорошо налаженная эвакуация техники с поля боя. Приведем пример из боевого донесения 29 тк от 12.7.1943 г.: «Соединения и части корпуса производят эвакуацию раненых и материальной части. ... Эвакуация подбитых танков производится тремя безбашенными танками Т-34 и одним танком М-3. По восстановлению мат. части работают четыре бригады».

                                                                         

Из боевого донесения 29 тк от 12.7.1943 г. (ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 70. Л. 135, 136.)

По итогам сражения встречаются разные оценки боевого применения легкого танка Т-70 в Прохоровском сражении. В основном, данные характеристики носили негативную окраску.

Например, такую характеристику можно встретить у начальника штаба 5 гв танковой Армии гвардии генерал-майора танковых войск Баскакова и начальника оперотдела штаба Армии гвардии полковника Белозерова, данную ими в отчете штаба 5-й гвардейской танковой Армии о боевых действиях под Прохоровкой: «Танк Т-70, как имеющий слабое вооружение и броневую защиту – совершенно не способен вести бой в современных условиях – с вооружения снять».

Более известным является суждение командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова, высказанное в письме Г. Жукову 30 августа 1943 года: «Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких танков», по окончании наступательной операции на орловско-белгородском направлении в июле-августе 1943 года стали появляться и иные точки зрения.

25 сентября 1943 года генерал-лейтенант танковых войск Богданов докладывал в ГАБТУ Красной Армии: «Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника... Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях... Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка». 

Генерал-лейтенант танковых войск С.И. Богданов

Интересна и оценка, тех против кого танки непосредственно применялись. За высокую маневренность и массовое производство солдаты вермахта прозвали легкие танки, состоящие на вооружении Красной армии, «неистребимой саранчой».

Действительно, можно встретить много названий «семидесяток», его называли «мобилизационный танк»,  боевая «саранча» и даже «заменитель танков», долгое время он оставался в тени своих собратьев.  Выпуск  Т-70 пришелся на коренной перелом, когда в немецкой армии появились модернизированные танки, противостоять которым легкой машине было уже трудно. Но этот танк был прост и как нельзя лучше соответствовал требованиям «танка военного времени».

Сражение на Курской дуге еще раз показало, что Т-70 не годятся для использования в открытом бою, но следует отметить тот факт, что Т-70 в прохоровском сражении были достаточно эффективны, полностью выполняли возложенные на них задачи, с успехом применялись в разведке и для уничтожения техники и живой силы противника.

Какова же была дальнейшая судьба танка Т-70? После прекращения производства в октябре 1943 года они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских частях, вооруженных САУ СУ-76М (эта САУ создана на шасси Т-70). Кроме того, на базе Т-70 разработаны зенитная самоходная артустановка ЗСУ-37 и многие другие экспериментальные САУ.

Су-76М

Контролировал и непосредственно руководил работами по созданию легкой самоходки СУ-76М Гинзбург Семен Александрович. Удивительным образом его судьба тесно связанно с Прохоровской землей. После того, как за низкое качество первых самоходных установок СУ-76 Гинзбург был отстранён от должности, его направили в действующую армию. Инженер-полковник в составе 32-й танковой бригады занял должность заместителя командира бригады по технической части. Бригада действовала в составе 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии. 3 августа 1943 года С.А. Гинзбург погиб в районе деревни Малая Томаровка Курской области.

                                                                                                      

Гинзбург Семен Александрович

Похоронен в селе Беленихино Прохоровского района Белгородской области. Созданная С.А. Гинзбургом СУ-76М стала одной из самых массовых САУ в истории.

 

Карта