149 лет назад, 19 апреля 1873 года, родился Александр Николаевич Добржанский – офицер Русской императорской армии, участник Первой мировой войны, генерал-майор, создатель первых российских бронированных автомобилей. В период Первой мировой войны автомобили Добржанского стали единственным удачным сочетанием отечественной автотехники и бронекорпусов. Макеты первых российских броневиков представлены в экспозиции Музея бронетанковой техники.
В самом начале 20 века история развития танкостроения переходит на новый уровень – появляются бронированные автомобили. Изначально бронировали легковые и гоночные машины, большинство из которых в нашу страну привозили из-за границы и переделывали русские умельцы. Именно Добржанский предложил создать бронеавтомобиль на базе отечественного и использовать броневые листы российского производства.
Работа по созданию бронеавтомобилей велась стремительными темпами. В качестве основных шасси использовались грузовые автомобили, изготавливаемые на Русско-Балтийском вагонном заводе. Отсюда и название – «Руссо-Балт». Бронирование и вооружение производилось на Ижорском заводе. Бронелисты были расположены под наклоном, что позволило усилить защиту, не увеличивая массы. На вооружении стояли 3 пулемета системы Максим. Именно из «Руссо-Балтов» была сформирована первая автомобильная пулеметная рота, которая впоследствии практически всю войну не выходила из боев. Командиром был назначен сам полковник Добржанский. За заслуги перед Отечеством и проявленный героизм на фронтах Первой мировой войны он был отмечен высокими знаками отличия, среди которых орден Святого Георгия. Интересный факт, что Александр Добржанский стал последним, кто получил орден Святого Георгия из рук последнего российского императора.
Посетив Музей бронетанковой техники можно увидеть модели первых российских броневиков «Руссо-Балт» из состава 1-й автопулеметной роты.