Сегодня исполняется 116 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева

Сегодня исполняется 116 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева - легендарного советского авиаконструктора, создателя целого семейства самолетов «Як».

Путь в авиацию Александр Яковлев начал с авиамоделизма, в кругах конструкторов он стал известен с созданием тренировочного одноместного планера АВФ-10 в 1924 году. Первая конструкция оказалась удачной, на соревнованиях, проходивших в Коктебеле, Александр Сергеевич был отмечен премией жюри.

Уже 12 мая 1927 года был поднят в воздух первый самолет цельнодеревянной конструкции АИР-1 Александра Яковлева. С тех пор эта дата считается днем рождения опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Биплан оказался машиной, принесшей Яковлеву первый громкий успех, известность и открыл дорогу в академию. В учебный период Яковлев не переставал заниматься постройкой самолетов.  Еще до окончания академии им было создано восемь различных конструкций, а одна из них, лёгкий многоцелевой самолёт АИР- 6, запущен в серийное производство. После получения диплома инженер Яковлев работал на заводе №39 им. Менжинского, где организовал группу легкой авиации.  Энтузиасты из 35 человек, работавшие под руководством Александра Сергеевича, добились признания и в январе 1934 года были преобразованы в самостоятельное конструкторское бюро, получив в свое распоряжение кроватную мастерскую на Ленинградском проспекте, превратившуюся в опытный завод №115. В этот период и в личной жизни Александра происходили большие изменения. Он без ума влюбился в молодую, обаятельную, смелую летчика-испытателя своего КБ Екатерину Медникову. Они были единомышленниками, оба любили авиацию. Только такая женщина могла стать женой Яковлева. В этом браке родились два замечательных сына Сергей и Александр.

В довоенный период в стенах нового ОКБ были сконструированы: советский учебно-тренировочный самолёт Ут-1, военно- тренировочный Ут-2, самолет для дальних перелетов АИР-12, а так же советский разведчик-бомбардировщик Як-2. ОКБ, которое позднее назовут именем конструктора, непрерывно занималось обеспечением крупносерийного производства и эксплуатации самолетов. Всего было построено более 70 тысяч самолетов «Як» всех типов, в том числе более 40 тысяч боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны. В самые сложные для страны годы 2/3 всего парка истребителей составляли именно самолеты Александра Сергеевича Яковлева, самый известный из них Як-9.

В послевоенный период А. Яковлев был генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро.  Руководил созданием более 200 типов летательных аппаратов, каждый из которых был отмечен государством.

Музей-заповедник «Прохоровское поле» гордится своими экспонатами, каждый из которых имеет огромную историческую ценность. Среди них государственные награды и уникальные предметы личного пользования Александра Сергеевича Яковлева. Они еще недавно были семейной реликвией, напоминанием сыну, внукам и правнукам о легендарном предке- конструкторе. Сегодня их могут увидеть посетители музея «Битва за оружие Великой Победы».

  •   

Карта