Летчик - испытатель Медникова Екатерина Матвеевна

   

  Уважаемые читатели! Многие из Вас знают, что 2020 год был знаменательным для  музея-заповедника «Прохоровское поле», т.к.12 июля был открыт  новый, не имеющий аналогов в стране музей  «Битва за оружие Великой Победы».  Благодаря многочисленным  командировкам сотрудников, практически за два года для экспозиции было собрано около двух тысяч мемориальных вещей, каждая из которых  имеет свою историю.

Здесь можно познакомиться с трудовым подвигом людей разных профессий довоенного и военного периода времени. В экспозиции так же есть вещи легендарных личностей,  внесших особый вклад в Победу.

 В одной из витрин музея представлены документы и награды  всем известного конструктора самолетов «Як» А.С. Яковлева. А рядом фотография и краги юной девушки, летчика - испытателя Медниковой Екатерины Матвеевны - женщины с которой связал свою жизнь Александр Сергеевич. Так и не поставив штамп в паспорте, они прожили долгую и счастливую жизнь вместе. Став друг другу надеждой и опорой.  

В 30- е годы Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству «Осоавиахим» проводило огромную работу по подготовке населения. Миллионы граждан того периода могли в любой момент взвалить на плечо винтовку, надеть противогаз, расчистить завалы от бомб, потушить пожары, а так же обучиться летному делу. Одной  из выпускников  «Осоавиахима» была известная летчица Екатерина Медникова. Девушка стала первоклассным пилотом, работая на заводе «Калибр» в Москве и обучаясь в нерабочее время. 4 июля 1937 года на самолете АИР-9 конструкции Яковлева  Екатерина Медникова установила женский международный рекорд для лёгких самолётов 1-й категории, достигнув высоты в 6518 метров. В тот день на аэродроме присутствовал сам Александр Сергеевич Яковлев. Рекордсменка была замечена  молодым конструктором, который без долгих раздумий, пригласил  её летчиком - испытателем в свое КБ.

Через несколько месяцев Екатерина установила еще один Международный женский рекорд на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 Грибовского, преодолев 100 километров за 30 минут 25,4 секунды показав среднюю скорость в 164,94 км/ч.

В КБ Яковлева Медникова числилась летчиком – испытателем, совмещая с работой инструктора в аэроклубе. Так у Екатерины появилась возможность больше времени уделять любимому делу.  В свою очередь общение с Александром со временем переросло во что-то большее, чем дружба. Страсть к самолетам сблизила этих двух людей. С его стороны это, скорее всего, была любовь с первого взгляда, она же присматривалась к нему. Конечно, Екатерине Матвеевне льстило, что такой  завидный, красивый, умный, амбициозный, перспективный молодой человек уделял ей знаки внимания.

В 1938 году Александр сделал предложение руки и сердца Екатерине. Иначе и быть не могло - умница, красавица, летчица, спортсменка, именно с такой женщиной  хотел связать свою жизнь Яковлев. В 1940 г, за год до войны, в семье родился старший сын Сергей, а в 1943 году Александр. Дети росли в любви и заботе своих родителей, но больше внимания они получали от Екатерины Матвеевны, т.к. Александр Сергеевич и после  войны продолжал работать над разными конструкциями самолетов обеспечивая, таким образом,  свою семью.

По стопам отца пошел старший сын Сергей Александрович, работал в КБ А. С. Яковлева.  Постепенно продвигаясь по карьерной лестнице,  в  1975 году стал  заместителем  генерального конструктора.

Долгие годы Сергей Яковлев хранил в своей семье самое ценное, что осталось от  родителей, награды отца и мамины краги.  Узнав о строительстве музея, посвященного подвигу тыла, он без колебаний принял решение передать в дар нашему музею уникальные вещи своих родителей.

 

Карта