В 1940 году Наркомат обороны СССР решил положить в рюкзак солдату РККА губную гармошку для поднятия боевого духа. В связи с этим было налажено производство губных гармошек в артели «Тульская гармоника» и на фабрике им. Советской армии в Москве.
В экспозиции музея «Третье Ратное поле России» находится одна из таких губных гармоник со своей удивительной историей. Это не просто духовой музыкальный инструмент. Это гармошка, с которой связана человеческая судьба, боль утрат боевых товарищей, радость Победы.
Тульская губная гармоника, которая хранится в нашем музее, была «фронтовой подругой» Евгения Васильевича Худякова – бывшего разведчика – мотоциклиста 1-го взвода 2-й роты 1-го отдельного гвардейского мотоциклетного полка разведки 5-й гвардейской танковой армии. Во время ожесточенных боев под Прохоровкой 12 июля 1943 года 1-й мотоциклетный полк входил в состав сводного отряда генерал-майора К.Г. Труфанова, который мужественно сдерживал натиск противника в районе сел Рындинка – Ржавец.
Худяков Е.В.
Евгений Васильевич был непосредственным участником Прохоровского танкового сражения. С 1988 года вел активную переписку с сотрудниками музея, пополнял фонды фотоснимками и воспоминаниями о тех страшных июльских событиях 1943 года. А однажды прислал на вечное хранение дорогую памятную вещь военных лет – двухстороннюю Тульскую губную гармонику. Этот незатейливый карманный музыкальный инструмент попал в руки двадцатилетнего Жени Худякова совершенно случайно.
«В марте 1943 года 1-ый отдельный мотоциклетный разведполк прибыл в деревню Петренково Острогожского района Воронежской области. В предыдущих боях полк понес значительные потери в живой силе и технике… Получили пополнение и началась учеба…», - вспоминает Евгений Васильевич.
В середине апреля 1943 года с группой офицеров в разведполк прибыл капитан Евдокимов. В своей памяти Худяков навсегда сохранил образ боевого офицера:
«…высокий, седой, прихрамывающий на правую ногу… прибыл к нам из госпиталя, не долечившись».
Капитан Евдокимов был назначен зам. комбата по политподготовке и сразу собрал ротных «запевал» для разучивания строевых песен. Женя Худяков попал в их число. Юный разведчик был очень активным и деятельным человеком, исполнял должность замполита роты, был секретарем комсомольской организации, секретарем парторганизации роты.
Однажды после очередных занятий, седой капитан достал из кармана шинели губную гармошку «…совсем новую, сверкающую желтой медью». «Кто из вас сможет что-нибудь на ней исполнить, тому и отдам». Евгений Васильевич вспоминает: «… нас было больше десяти, но у всех ничего не выходило. Я лишь со второго раза «исполнил» «Катюшу» и получил эту гармошку…».
С тех пор гармоника была неразлучна с разведчиком-мотоциклистом. Она сослужила ему долгую добрую службу, прошла с ним весь боевой путь, даже побывала однажды в руках немцев. В январе 1945 года под г. Дейтч-Айлау (небольшой городок сельской местности в восточной Пруссии) разведотряд попадает в засаду. Немцы открыли шквальный огонь по советским мотоциклам М-72. Разведчики бросились в лес, оставив вышедшую из строя технику. Из девяти бойцов погибло двое, трое получили тяжелые ранения. На рукаве кожаной куртки Евгения Худякова, в которую он был одет, осталось три сквозных пулевых отверстия. Немцы, прикрываясь бронетранспортером, осмотрели советскую технику. Все вещи разведчиков были выброшены на снег, среди них была и гармоника Евгения Васильевича. Закончив свои действия, гитлеровцы уехали, и Худяков вновь взял в руки дорогую для себя вещь – Тульскую губную гармошку.
На привале, в перерыве между боями, в окопе, в землянке, в крестьянской хате, а то и попросту, на лесной поляне – всюду под звонкое звучание гармоники разведчики устраивали пляски, исполняли песни. Она помогала поднять настроение, сохранить бодрость духа и звала к победе. Все это служило сплочению взвода, роты, дружбе между бойцами, укрепляло дисциплину.
Экспозиция музея "Третье ратное поле России"
Евгений Васильевич лишь в 1989 году расстался со своей «губной гармошкой», передав ее в наш музей на хранение, где она находится и по сей день. Сотрудники музея неоднократно приглашали ветерана посетить легендарную Прохоровскую землю, но в 1995 году Евгений Васильевич ушел из жизни, так и не успев побывать на местах своего боевого пути. Губная гармошка бывшего разведчика-мотоциклиста нашла достойное место в экспозиции музея «Третье ратное поле России».