24 августа 2024 года поисковиками Прохоровского отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, в районе хутора Ясная Поляна Беленихинского сельского поселения были найдены фрагменты редуктора с мотор-пушкой ШВАК советского истребителя.
Слева направо: Ю. А. Глазунов, С. И. Сошенко, Ю. И. Погорелов, В. М. Власенко.
При извлечении частей самолета были обнаружены многочисленные следы горения. Глина на глубине более двух метров буквально превратилась в обожженный кирпич. Останков пилота найдено не было. После извлечения фрагментов самолета возникла оживленная дискуссия. Какой это истребитель? Авиационные 20-мм мотор-пушки ШВАК устанавливалисьв развале блоков мотора на советских истребителях ЛаГГ и Як различных модификаций.
Ответ на данный вопрос мог дать только номер мотора самолета. После тщательного осмотра на уцелевшей шестерне редуктора была найдена сохранившаяся алюминиевая шайба с номером.
На помощь пришли коллеги – Александр Александрович Мельник из ВПК «Огненная дуга» (г. Белгород) и один из лучших специалистов в области советских истребителей Як – Сергей Дмитриевич Кузнецов из Москвы.
В результате кропотливой работы с архивными документами удалось выяснить, что мотор № ПФ 4-3476 был установлен на истребитель Як-1б № 23129. Весной 1943 года этот самолет был передан в 27 истребительный авиационный полк 205 истребительной авиационной дивизии и был сбит в воздушном бою 6 июля 1943 года.
Из оперсводки № 124 штаб 205 иад 6.7.1943 года: «27 иап в течение дня патрулированием прикрывал свои войска в районе Ольховатка, Терновка, Гостищево, Тетеревино и в районе Васильевка, Луханино, Тетеревино производил вылеты на перехват самолетов противника. Летало 12 Як-1. В воздушных боях сбито 12 самолетов противника. Свои потери: 1 Як-1 № 23129 летчик мл. лейтенант Дрепин не вернулся с боевого задания».
Дрепин Иван Федорович
Дрепин Иван Федорович родился 12 августа 1921 года в селе Алексеевка Липецкого района Липецкой области. В 1942 году окончил Чугуевскую Военную Авиационную Школу Пилотов. В составе 27 иап воевал с 10 мая 1943 года. В июле был награжден медалью «За отвагу».
Из наградного листа мл. лейтенанта 27 иап Дрепина И.Ф.: «6.7. 43 года товарищ Дрепин в группе сбил ХШ-126. В это время появились 4-МЕ-109 и 2 ФВ-190, где в неравном бою был сбит. Самолет сгорел, сам спасся на парашюте».
Иван Федорович приземлился на территорию, занятую нашими войсками. Вернулся в свой полк и снова продолжил громить врага. Успешно выполнял боевые задания на самолетах ПО-2 и Аэрокобра. В 1945 году был награжден орденом Красной Звезды.
Научным сотрудникам музея-заповедника удалось разыскать и связаться с внучкой Ивана Федоровича – М.Ю. Косых (Дрепиной). Марина Юрьевна поделилась с нами семейными архивными документами и фотографиями военного времени, рассказала, что дедушка был очень добрым и хорошим человеком.
Чухненко Василий Григорьевич, Дрепин Иван Федорович, Гриша Михаил Харлампиевич, 10 января 1943 год
Летчики 129 гв иап, 1945 год
На ступеньках Рейхстага,1945 год
В 1946 году Иван Федорович демобилизовался, вернулся в родные края. Женился, воспитал троих детей и 6 внуков. Работал в Боринском детском доме учителем труда, затем в водоканале. Ушёл из жизни 13 августа 1991 года.
Благодаря бескорыстной помощи неравнодушных людей мы узнали много нового еще об одном участнике Курской битвы, сражавшемся в небе над Прохоровским районом в грозное лето 1943 года.
Научный сотрудник музея-заповедник «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.