«Кофе в термосе, мозоли от штурвала»: к 85-летию открытия маршрута Москва-Нью-Йорк

85 лет назад, 28 апреля 1939 года, известный всему миру летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки совершил беспосадочный перелёт из Москвы до канадского острова Мискоу. По этому маршруту до сих пор следуют самолёты, выполняющие регулярные рейсы из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Для этой цели был выбран модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-3 «Москва», с которого сняли вооружение и установили дополнительные топливные баки.

«Решено было взять с собой бензина на путь в 8000 километров. Больше самолет не мог поднять. И то приходилось во всем экономить, чтобы максимально облегчить машину. Даже сапоги летчику и штурману сшили из особо легкого сорта кожи. Аварийный паек урезали до предела». Когда у Коккинаки спросили: «Какие грузы будут на самолете, кроме продовольствия?», он ответил: «Пилот и штурман».

В четыре часа девятнадцать минут утра Коккинаки вместе со штурманом Михаилом Гордиенко вылетели из Москвы. Полет дался тяжело. Из-за невероятно трудных погодных условий приходилось идти на высоте в 6 тысяч метров, то есть вести машину в кислородных масках весь путь. Работоспособность Владимир Константинович поддерживал горячим кофе из термоса. Несколько недель у него не сходили мозоли от штурвала на руках. В районе Лабрадора погода резко ухудшилась:

«Мы вошли в сплошную облачность, начали подниматься выше, достигли 9000 метров и в течение четырех часов непрерывного полета на этой высоте при температуре минус 48 градусов ни разу не видели земли».
Условия погоды не позволяли совершить посадку в г. Нью-Йорк, и летчик изменил курс. В наступивших сумерках он сумел посадить самолет с убранным шасси на небольшом болотистом островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия.

Героический экипаж самолета «Москва» находился в полете 22 часа 56 минут, покрыв путь по прямой в 6516 километров (фактический превысил 8000 километров). Кратчайший путь из Европы в Америку был проложен.
Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк 1 мая, в день открытия Всемирной выставки 1939 года.

«В Москве перед самым стартом к летчику подошел советник посольства США и вручил ему письмо для передачи президенту выставки.
- Куда письмо? В Америку? – улыбаясь, переспросил Коккинаки.
- Да, в Америку.
- Есть такое дело! Письмо в Америку будет доставлено сегодня!

На конверте, привезенном Коккинаки в Нью-Йорк, стояли рядом два почтовых штемпеля – Москвы и острова Мискоу. Даты были одинаковые: 28 апреля 1939 года. Это было первое письмо в истории, доставленное за одни сутки из Европы в Америку». (из книги Григорьева Г.К. «Следы в небе»)

В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики наградил Владимира Коккинаки своей высшей наградой – бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первооткрывателя этой воздушной трансатлантической трассы. Он стал единственным отечественным лётчиком, удостоенным этой высокой награды.

В музее «Битва за оружие Великой Победы» посетители могут увидеть мемориальные вещи Владимира Коккинаки, переданные его внучкой Ириной, в том числе зимнюю экипировку, в которой он совершил легендарный перелет, и макет самолета ЦКБ-30 «Москва» в масштабе 1:100, который неизменно стоял на рабочем столе летчика.

Карта