РЕКОНСТРУКЦИИ

Для современного человека, освоившего интернет, не составляет труда найти там нужную информацию в любой сфере, получить необходимые навыки и знания. Почему же люди ходят в музеи? Потому что только здесь все осколки прошлого и отрывки воспоминаний складываются в общую картину мира цивилизаций, унесённых ветрами времени. Музей хранит и показывает не предметы, а связи.

Чтобы выстроить из отдельных экспонатов цельную систему, применяют метод реконструкции, с помощью которого воссоздаётся кусочек реальности. Такие инсталляции называют обстановочными сценами. Информационное и эмоциональное содержание обстановочной сцены раскрывается благодаря комплексному показу подлинных экспонатов, точных копий предметов, скульптурных образов персонажей, а также благодаря использованию приёмов театрализации музейного пространства. Всё вместе создаёт ощущение подлинности образа и погружения в эпоху. Это сложное произведение экспозиционного искусства создаётся совместным трудом исследователей, архитекторов, художников, бутафоров, скульпторов, сценаристов, компьютерщиков и др.

В экспозиции музея «Битва за оружие Великой Победы» реализовано несколько десятков обстановочных сцен. Осмотр первого этажа начинается с залов, посвящённых тематике рудников России и металлургии. Обобщающий образ добычи ископаемых создаётся архитектурной инсталляцией «В шахте», воспроизводящей участок тоннеля шахты с рельсами и вагонеткой. Реалистичная фактура камня и деревянных конструкций органично вписывается в архитектурное решение зала в целом, сочетается с цветом витрин и сенсорных киосков, выполненных в оттенках чёрного, серого и белого. Мастерски точно воссоздана одежда шахтёра, приспособления для обустройства шахты, инструменты для добычи угля. В реконструированной шахте кипит напряжённая работа. Шахтёр отбивает молотком породу. Рядом стоит лошадь, запряжённая в гружённую углём вагонетку. Лошади вплоть до середины прошлого века занимались транспортировкой горной массы. Один «сотрудник» мог спокойно перевозить на себе до 8 вагонеток весом 1,5 тонн каждая.

На стене шахты мы видим клетку с канарейкой. Эти птички были помощниками человека под землёй благодаря своей восприимчивости к опасным газам. Всё хорошо, когда канарейка поёт – это её любимое дело. Но если вдруг замолкала и начинала паниковать, горняки в спешке покидали рабочие места. В некоторых странах профессия канареек-газоанализаторов была закреплена в горном законодательстве.

Собаки тоже самоотверженно трудились в шахтах рядом с человеком. Обладая тонким чутьём, они предугадывали надвигающуюся опасность и лаем предупреждали горняков. Нередко собаки выступали в роли спасателей, помогая заблудившимся в темноте найти выход из шахты. В благодарность одной из таких четвероногих тружениц на Кузбассе у шахты «Первомайская» поставлен памятник собаке Ляльке, которая проработала под землёй 17 лет.

Так музеи сохраняют и реконструируют память об ушедших реалиях разных профессий, технологий, человеческих навыков.

  •   

Карта