В работе над экспозицией центральное место занимала художественная концепция музея, позволившая на основе языка фактов и документов, с опорой на показания материальных свидетелей – экспонатов – создать пространство, наполненное выразительными образами. Одним из таких архитектурно-смысловых образов, проходящим через всю экспозицию и как бы нанизывающим на себя различные объекты и темы, стала инсталляция «Нож войны». Огромный фашистский клинок, разрубающий стены и музейные объекты, подытоживает композицию первого зала «Предчувствие войны» и разделяет музейное пространство на «до» и «после» начала военных действий.
Композиция предвоенного периода выстроена на противопоставлении двух инсталляционных комплексов – советского и немецкого. Сторона СССР представлена как фрагмент улицы с Универмагом, в который можно зайти и прогуляться, разглядывая привычный ассортимент товаров, с покрытой брусчаткой мостовой, тумбой с афишей, телефонной будкой, уличным кинотеатром и другими узнаваемыми элементами – деталями мирной повседневности. Нацистская Германия представлена в стилизованном обобщенном комплексе витрин и проекционных экранов. С одной стороны, часть экспонатного ряда представляет прекрасно организованный быт и уютный мир «правильной» немецкой семьи.
Однако сама стилистика комплекса, сформированного лаконичными и жесткими формами, линиями, с преобладанием черного, серого и белого цветов, с четким ритмом компоновки экспонатов, представляющих комплекс касок и холодного оружия – все это передает характер Третьего Рейха как государства крайне военизированного. И весь этот монументальный комплекс объемов воспринимается как военная машина, надвигающаяся на советскую действительность под флагом со свастикой, обнаруживающем себя на графическом заднике высоких витрин.
Инсталляция «Нож войны» в таком контексте воспринимается как символический образ, подводящий итог этому поступательному «движению» Нацисткой Германии – мирная жизнь и весь привычный ход событий переворачиваются, запускаются все те процессы, о которых рассказывает основная экспозиция. Все, что соотносится с этим осевым образом, включает в себя дополнительный символический смысл: так, например, в зале эвакуации нож врезается в карту, упираясь в хребет Уральских гор и символизируя разделение страны на фронт и тыл. Все, к чему прикасается нож войны, окрашивается в пепельный цвет, что также отражает идею «пепла войны».
Такая смысловая многослойность и концептуальная цельность архитектурно-художественного образа в экспозиции является профессиональным «почерком» компании «Комбинат музейно-выставочного искусства», благодаря чему создаются насыщенные, неординарные музейные пространства, провоцирующие одновременно и на эмоциональное сопереживание, и на интеллектуальное восприятие.
https://art-kombinat.ru/