В начале декабря 2021 года в лесу севернее от хутора Факовка Шебекинского района Белгородской области было найдено место падения советского штурмовика Ил-2, сбитого в июле 1943 года.
В раскопках принимали участие поисковики шебекинского ВПК «Обелиск» и руководитель поисковой группы Благотворительного военно-патриотического фонда «Застава Святого Ильи Муромца» Виталий Геннадьевич Писанков. О месте падения самолета они узнали от местных жителей. По их словам, он был сбит в июле 1943 года.
При первичном поверхностном осмотре места падения штурмовика обнаружили фрагменты алюминия, Д-пряжку парашютной системы, циферблат авиационных часов АЧО...
Археологические работы продолжались в течение нескольких дней. В радиусе 100 метров от места падения был перекидан и просеян грунт на наличие моторного алюминия. Но найти его не удалось. После тщательного обследования воронки магнитометром (прибор для измерения характеристик магнитного поля и магнитных свойств материалов) двигатель обнаружен не был. В ходе раскопок были найдены различные детали с номерами. Но и они ответа не дали, так как оказались технологическими номерами, по которым можно только установить завод, на котором был сделан штурмовик, и нельзя установить номер самолета.
Технологические номера завода № 30, г. Москва
Вскоре был найден лючок с номером 95/13.
Александр Александрович Мельник из Белгородского ВПК «Огненная дуга», изучая архивные документы, смог установить, что Ил-2 № 301395 был сбит 6 июля 1943 года в районе Неклюдово. Это был двухместный штурмовик 673 штурмового авиационного полка 266 штурмовой авиационной дивизии.
Ил-2, выпускаемые на этом заводе, нумеровались следующим образом: 30 –номер завода, 13 – номер серии, 95 – номер самолета в серии. Дело в том, что на нескольких ранее найденных штурмовиках, сделанных также на 30 заводе, встречались нарисованные краской сокращенные «перевернутые» номера. То есть, номер, выбитый на шильде (небольшая табличка с номерами) 301395, на других частях самолета нарисован краской 95/13, как на данном Ил-2. Почему так наносился номер на заводе, сейчас сказать трудно.
На месте падения Ил-2 были найдены фрагменты только одной парашютной системы. Значит, кто-то из экипажа смог покинуть горящий самолет. Этот факт подтверждается и оперсводкой № 180 266 шад от 6 июля 1943 года:
«Потери: 673 шап – мл. лейтенант Курис и стрелок красноармеец Зиль сбиты ИА (истребительной авиацией). На горящем самолете упали в районе Неклюдово. Один из них выбросился на парашюте».
«Сгорел вместе с самолетом» стрелок авиавооружения Зиль Иван Васильевич, уроженец города Минска, 1920 года рождения. Пилот штурмовика – лейтенант Курис Ян Карлович смог благополучно приземлиться на территорию, незанятую противником, и вернулся в свой полк.
Курис Ян Карлович
31 июля 1943 года был награжден Орденом Красной Звезды. Погиб в августе 1943 года. Согласно архивным документам не вернулся с боевого задания 21 августа 1943 года.
На месте падения самолета был еще найден фрагмент бомбодержателя с номером 301277.
Штурмовик с таким номером был на вооружении 673 ШАП, а так как детали были взаимозаменяемыми, бомбодержатель был поставлен с одного самолета на другой ремонтниками. Ил-2 с № 301277 в ходе боевых действий был сбит 10 июля 1943 года, летчик младший лейтенант И.К. Джинчарадзе и стрелок В.Г. Ильченко – «Самолет эвакуирован в ПАМ-19, экипаж невредим».
В июле 1943 года летчики 266 штурмовой авиадивизии уничтожали технику и живую силу противника и в Прохоровском сражении. Из оперативной сводки штаба 266 шад 15.07. 1943 года:
«Части дивизии днем 15.7.43 г. штурмовыми и бомбардировочными действиями, в сопровождении истребителей 203 ИАД (истребительно- авиационная дивизия), уничтожали скопление войск и технических средств противника в районе: Лески, по дороге Шепелевка-Березовка, станция Беленихино, Калинино (хутор Калинин), по дороге Грязное-Беленихино... В 15.37 Н=400 м. (на высоте 400 метров) в районе Беленихино 2 Ил-2 673 шап, ведущий Александров и ведомый Джинчарадзе был атакован патрулирующими 3 ФВ-190 (Фокке-Вульф Fw.190 немецкий истребитель) сзади, сверху справа и слева с дистанции 400-300 метров. Атаку отражал стрелок Поддуев и сбил 1 ФВ-190. Стрелок сержант Поддуев получил ранение в правую руку. Самолет Джинчарадзе подлежит ПАРМовскому ремонту (подвижная авиаремонтная мастерская). Потери: 673 шап – не вернулся с боевого задания Лейтенант Александров и стрелок (младший) сержант Чернов – сбит прямым попаданием ЗА (зенитная артиллерия) в районе Беленихино».
Джинчарадзе Исрафиль Кемалович на крыле своего ИЛ-2
В 1944 году воздушный стрелок младшего лейтенанта Джинчарадзе – А.М. Поддуев был награжден Медалью «За отвагу».
Фрагмент наградного листа воздушного стрелка Поддуева Александра Михайловича
Александров Геннадий Петрович
Сбитый зенитками противника над Беленихино лейтенант Г.П. Александров и раненый воздушный стрелок М.А. Чернов благополучно совершили вынужденную посадку в районе села Холодного Прохоровского района. Их боевую машину эвакуировали ремонтники.
p.s.: Выражаем большую благодарность В.Г. Писанкову и А.А. Мельнику за предоставленные архивные документы и фотоматериалы.
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов