КОМБИНАТ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ИСКУССТВА О МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ

Представляем вашему вниманию рубрику, в которой коллеги из компании «Комбинат музейно-выставочного искусства» г. Санкт-Петербурга расскажут о том, как проходила работа над созданием экспозиций нашего музейного комплекса.

ДЕТИ И ВОЙНА

Пронзительная тема детского труда затронута в экспозиции третьего музея на Прохоровском поле «Битва за оружие Великой Победы». Там немало разделов, которые могут поразить современного человека, привыкшего к определённому взгляду на события войны.

Вот, например, иммерсивная инсталляция (т.е. вовлекающая посетителя в действие) «Детский сад». Построена она по принципу «морковного тортика», когда вроде привычные вещи становятся вопиюще непривычными. Как сладкий десерт из овощей!

Посетитель заходит в комнату, где видит характерный интерьер со столиком, маленькими стульчиками, игрушками, кроватками. И это первый комфортный взгляд. Через время начинается ощущаться диссонанс в сочетании предметов: на маленьких игровых столиках лежат взрослые металлические военные каски, которые в сравнении с игрушками выглядят огромными. Дальше работает человеческое любопытство, посетитель начинает разбираться, что же здесь происходит.

А происходит рассказ об участии детей в создании Великой Победы. Дети, которым посчастливилось попасть в детские сады во время войны, жили в совершенно взрослой военной реальности. Они так же, как взрослые участвовали в создании предметов, нужных армии. Положив своих зайцев на полку, задвинув грузовики под кроватки, убаюкав кукол, детки 5-6 лет садились за маленькие и столики и своими маленькими ручками вставляли заклёпки в каски. Заклёпочки были настолько малы, что ручным способом делать это могли только детки. На больших заводах каждый день клепали каски сотнями, а дети малым ручейком – за месяц детсадовская группа могла обеспечить касками 1000 бойцов, т.е. практически целый полк!

Дальше в экспозиции посетитель видит инсталляцию из двух предметов: швейная машинка на подиуме и тряпичная кукла с пышными юбочками в витрине. Вещи снова привычные, домашние, мирные. Но текст рядом «Особые дети войны», объясняет, что это про детей постарше. С 10-12 лет детей привлекали для пошива обмундирования. Ручки ещё не опытные, не приспособленные к точному швейному труду, поэтому дети часто травмировались иголками машины. И вот когда с детских пальчиков начинала капать кровь, «приходила» эта кукла с пышными юбочками. Эти юбочки – промокашки, об которые детки вытирали кровь и продолжали работу. К вечеру кукла становилась очень тяжёлой и грязной от своих трудов и от работы детей. На следующий день её заменяли новой.

Такие пронзительные музейные объекты говорят о детском военном труде. Труд этот был важен фронту. Но и детям это было тоже важно. Им давали возможность не сидеть и ждать отца с фронта, забавляясь игрушками в своей детской реальности, а помочь своему отцу вернуться живым. Все вместе. Наравне со взрослыми. Дети этого поколения уже имели полные права осознанно участвовать в жизни своей страны, имели силы и гордость помогать взрослым.

  •   

Карта