Страницы истории нашей страны
Вы нам день за днём открывали,
И страшные даты минувшей войны
У Вас за плечами вставали.
И взгляд Ваших смелых, внимательных глаз
На каждом из нас задержался не раз.
А Ваша судьба перед нами прошла –
И это История наша была.
Это стихотворение выпускники 1954 года Прохоровской средней школы посвятили своему учителю истории, фронтовику Ивану Марковичу Шевцову.
«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают приходские священники и сельские учителя», – это слова первого канцлера Германской империи Бисмарка, с которыми трудно не согласиться. Да, советский учитель победил в Великой Отечественной войне. Его знания, мужество, любовь к детям и профессии побороли фашизм.
Учителя военных лет сами ремонтировали школы и мебель в классах, собирали клочки газет и обоев, чтобы было на чем писать ученикам, подкармливали и отогревали отощавших ребят, но главное – вселяли веру в Победу. Сами полуголодные, израненные войной, не имея книг и учебного оборудования, они самоотверженно сражались на невидимом фронте даже на оккупированных немцами территориях.
В Год педагога и наставника отдадим дань памяти учителям военных и послевоенных лет. В государственном музее-заповеднике «Прохоровское поле» хранятся воспоминания учителя математики Марии Харитоновны Кононовой, которая в августе 1943 года прибыла в Сеймичанскую 7-летнюю школу Прохоровского района. Еще не стихли «сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа» (так описывали 12 июля 1943 года очевидцы Прохоровского танкового сражения), а в селе Сеймица начали готовить к новому 1943-1944 учебному году школу.
Учитель математики Мария Харитоновна Кононова (сидит) и учитель начальных классов Вера Александровна Петрусенко
Прочтём воспоминания Марии Харитоновны – свидетеля того страшного времени. Услышим ее правдивый голос, почувствуем учительские тревоги перед началом учебного года в разрушенном войной селе.
Зав. Прохоровским РОНО привёз меня на лошади в село Сеймицу, где не было ни одного ещё учителя. Подъехали к зданию школы, стояли стены без окон и дверей, не было никакой мебели. Мне вместе с учителями и жителями села за месяц нужно подготовить школу к новому учебному году. Через неделю ещё приехала одна учительница, которая мне помогала. Она проводила учёт детей и учебников. На сессии сельского совета был обсуждён вопрос ремонта школы. Каждому председателю колхоза было дано задание... Несмотря на трудности в колхозах, где пахали, возили заготовку хлеба в Прохоровку на коровах и лошадях (их было очень мало), вопрос о ремонте школы был поставлен первым. В колхозах в основном работали женщины и подростки.
Первым долгом собрали оконные рамы и стёкла у жителей села. Люди делились последним, что нужно школе. За неделю застеклили окна, в здании сделали новые двери или подделали старые... Приступили к побелке, родители и дети приносили всё необходимое.
Жители сохранили школьную вывеску «Сеймичанская 7-летняя школа Прохоровского р-на Курской области». Подкрасили её и повесили на здание, хотя совсем здание не отремонтировали. Но уже стояла в центре села школа. В ремонте школы большую помощь оказывали учителя и старшеклассники. Учителя в основном были женщины. В коллективе был один мужчина, инвалид Великой Отечественной войны, он вёл военное дело и физкультуру.
Жители сохранили часть столов и парт. Вся мебель была собрана, отремонтирована и изготовлена заново. К 1-ому сентября школа была готова. В школы очень мало присылали учебников и пособий… В те тяжёлые военные годы страна уделяла внимание учёбе детей. Но больше нужно было боеприпасов для фронта. Весь народ и дети понимали это. Учащиеся берегли учебники, делились друг с другом; собирались по 5,6 человек готовить уроки. Писали на уроках на газетах, но дети учились с большим желанием. При немецкой оккупации дети были оторваны от школы, 7-летние и средние были закрыты. Дети с большим желанием пришли в школу и учились на «4» и «5», троек было очень мало. Кроме учёбы они большую помощь оказывали колхозам в с/х работах. Вместе с родителями и учителями готовили посылки бойцам на фронт. Сами вязали носки, перчатки, шили кисеты и др. Фронт и тыл были едины.
Воспоминания Марии Харитоновны дополняют воспоминания ученицы А. Полежаевой об открытии после оккупации школы в селе Подольхи Прохоровского района 1 сентября 1943 г.:
«Подолешенская школа … начала работать … через 8 месяцев после освобождения Прохоровского района. В войну в здании школы располагался госпиталь, и потому парт никаких не было. Из положения вышли тем, что нашли где-то доски и из них сбили парты. Осенью в окнах не было стёкол, было холодно, за партами сидели по четыре человека, одетыми. Было тесно и неудобно.
Книг не было. Старались на слух запомнить все, что рассказывает учитель. Стихотворения учили хором. Тетрадей тоже не было. Учителя писали поурочные планы на газетах. У спекулянтов покупали листы бумаги и сшивали их в тетради. Чернила делали из кожуры семечек, сажи, красной свеклы, на листах они расплывались. Но было огромное желание учиться» (г. «Истоки» от 14 апреля 2015 г.)
А вот воспоминания ученика А. Грищенко об Александровской школе (в будущем – Прохоровской) в 1944 году:
Школа размещалась в старом, тесном помещении. Учились в три смены. Не хватало книг, тетрадей, не было ручек, перьев. На партах сидели по четыре человека. На весь класс – одна керосиновая лампа на столе у учителя, на партах – коптилки из снарядных гильз. В коридоре тоже висела одна лампа. Но тяга к учению, к школе была огромной. За годы оккупации так истосковались по родной школьной обстановке, что, кажется, не замечали всех неудобств. Единственной роскошью в школе был репродуктор. Он сообщал ученикам радостные вести о победе наших войск на фронтах. Трудно было учиться. На весь класс приходилось только по несколько учебников. Группировались по 5-8 человек, собирались к тем, у кого в квартире теплей (г. «Коммунист» от 18 сентября 1965 г.).
Вспоминает Вера Петровна Чурсина – пятиклассница Александровской школы 1943 года, в будущем она станет учителем математики этой школы:
Занимались в полуподвальных помещениях, потом в избах. Был один учебник на весь класс, но учились все ребята хорошо (г. «Коммунист» от 8 февраля 1986 г.).
Но вернёмся к Марии Христофоровне Кононовой. В 1949 году из Сеймичанской школы она поступает учителем математики в Прохоровскую среднюю школу (тогда – Александровскую). Послевоенные годы не менее трудны для учителя.
Средняя школа п. Александровский
В Прохоровской средней школе я работала с 1949 по 1976 год. Условия работы школы, по сравнению с военным временем, улучшились, но было ещё очень много трудностей. Классные комнаты располагались в двух, а затем в трёх зданиях: деревянное здание, крытое под солому, и здание начальной школы. Занятия были двухсменные. День рабочий был очень уплотнён, маленькие перемены были по пять минут. Учителям приходилось в любую погоду переходить из одного здания в другое за 5 минут. Во всех зданиях было печное отопление по 5-7 печей. Печка стояла в каждой классной комнате. Технические работники приходили в 4 часа утра, чтобы затопить печки и до прихода учащихся натопить здание. В классных комнатах было прохладно, ученики и учителя были одеты во время занятий. Второй обуви не было. Каждый класс занимался в своей классной комнате, не было кабинетной системы. Да и наглядных пособий было очень мало. Учащиеся под руководством учителей изготовляли наглядные пособия. Работали прилежно, с большим интересом. Были такие приборы, что в школе хранились длительное время. Ученик Кудриков изготовил циркуль, который хранили до 1975 года. И пользовался им больше всех преподаватель черчения.
В это время тетради, учебники и письменные принадлежности, хотя в недостаточном количестве, выдавала школа. Примерно один учебник на 2-3 человека и более. Кинофильмы в школе не демонстрировались, никаких технических оборудований уроков не было. В школе не было буфета и столовой. Завтраки приносили ученики в сумочках из дому. Учащиеся после войны работали очень активно, с большим интересом. Несмотря на двухсменные занятия, они работали на фермах и полях совхоза, помогали в уборке урожая. В хуторах Ямки, Грушки, Сторожевое и др., на предприятиях посёлка бывали с концертами.
В 50-ых годах построили сначала новое одноэтажное здание, крытое железом, а в 1957 г. кончили строительство одного крыла данной школы. Школа перешла работать в новое здание с просторными и светлыми классными комнатами. Занятия остались двухсменные. Появились наглядные пособия и оборудование для уроков в достаточном количестве. Все военные и послевоенные трудности пережиты».
«В нашей стране, где учится каждый ребёнок, учитель – это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа – в руках учителя, в его золотом сердце. Надо бы, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку сымать из уважения к нему», – лучше и не скажешь об учителе, чем А. Фадеев в «Молодой гвардии». В 50-ые годы уважительное отношение к учителю было закреплено официально в ученических билетах.
Ученический билет Валентины Сергеевны Чурсиной (Печерикиной) – учителя математики Прохоровской школы
Каждый учащийся был обязан: беспрекословно подчиняться распоряжениям школы и учителей; при входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места; быть почтительным с директором школы и учителями, при встрече на улице приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
Учителей искренне уважали и любили. Об этом свидетельствуют письма-воспоминания учеников. Например, выпускницы 1954 года Александровской средней школы Валентины Андреевны Шеховцовой (Пономаревой):
«Школа! Это было трудное и прекрасное время. Я помню свою первую учительницу Евгению Федоровну… Она всегда оттирала нас, согревала, когда мы в своей худой одежке, замёрзшие, прибегали в школу и первый урок уходил на отогревание. Всем нашим учителям надо поставить памятник. Это учителя от Бога. Я благодарна судьбе, что мне дали путёвку в жизнь такие преподаватели».
Закончить статью хотелось бы словами учителя истории Ивана Марковича Шевцова, ветерана Великой Отечественной войны. Их он адресовал своему выпуску 1954 года. Учителя уже давно нет с нами, но его слова звучат заветом для современников:
«Всем … я желаю отличного здоровья, успехов в труде, личного семейного счастья, не забывать тех идеалов, которые мы … прививали в ходе учебно-воспитательного процесса в школе. Не поддаваться на лживые пропагандистские версии «демократов», которые как из рога изобилия льют грязь на советскую власть, на всё наше прошлое, на героический советский народ – особенно на русский».