80 лет назад началось строительство легендарной железной дороги Старый Оскол – Ржава, сыгравшей значимую роль в Курской битве.
Интересна история железной дороги, которая стала нам известна благодаря документам Российского государственный архив экономики (РГАЭ) г. Москва и Государственного архива общественно-политической истории Курской области г. Курск.
Во время подготовки к Курской битве летом 1943 года выяснилось, что для снабжения армий в полосе Воронежского фронта отсутствует железная дорога. Подвоз грузов производился преимущественно автомобильным и гужевым транспортом на расстояние до 300 км. Грунтовые дороги, особенно в период дождей, были трудно проходимыми, выход был один: построить железнодорожный путь Старый Оскол – Ржава.
На одном из заседаний Курского бюро обкома партии вспомнили, что до войны был составлен проект строительства дороги на КМА. Вопрос начал решаться с 1933 года, когда началась добыча руды на КМА и для перевозки сырья необходима была железная дорога. В ноябре 1935 года был сдан в эксплуатацию небольшой участок около 6 км. Работы шли очень медленно и ветка от Коробково (г. Губкин) до Старого Оскола протяженностью 25 км была проложена только к зиме 1941 года.
Пришла война и осенью 1941 года оборудование было эвакуировано на Урал. Рельсы были сняты и вывезены в Воронежскую область под Острогожск. Новую жизнь оставшаяся насыпь получила перед началом и в период Курской битвы летом 1943 года.
Военный Совет Воронежского фронта возбудил ходатайство перед Государственным комитетом обороны о строительстве соединительной линии Коробково – Сараевка.
Постановлением ГКО от 8 июня 1943 года было дано распоряжение о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава протяженностью 95 км. Срок выполнения работ с 15 июня по 15 августа 1943 года.
На работу мобилизовали 25 тысяч колхозников. В основном это были женщины, подростки и старики из ближайших сел и деревень. Из Прохоровского района была направлена строительная колонна численностью 1000 человек. Военный Совет Воронежского фронта выделил два автобата и 2 тысячи человек из состава войск. Люди трудились днём и ночью. Ни минуты простоя! — таков был лозунг строителей.
Благодаря героическому труду в разгар боев 19 июля от Старого Оскола к Ржаве пошли эшелоны с войсками, военной техникой, боеприпасами. Задание ГКО – железная дорога протяженностью 95 км была построена за рекордные 32 дня – вместо 60 по плану. Эта железнодорожная ветвь существует и используется по сей день, а в историю вошла под названием «Дорога мужества».