Спустя 80 лет установили место падения самолёта и точные данные лётчика, погибшего во время Прохоровского танкового сражения

В экспозиции музея «Третье ратное поле России» есть необычный экспонат – стабилизатор советского штурмовика ИЛ-2, изрешеченный пулеметными очередями и осколками зенитных снарядов.

Левый стабилизатор штурмовика Ил-2 в экспозиции музея «Третье ратное поле России»

Он был передан музею-заповеднику в 2010 году из школьного музея Прохоровской гимназии. Находясь перед этим уникальным экспонатом, невольно задаешься вопросом, а какова судьба экипажа сбитого самолета?

Долгие годы имя пилота оставалось неизвестным. Поиск материалов начался еще в начале 80-х годов, когда ветеран Великой Отечественной войны, журналист Клавдия Даниловна Кравченко приобрела дачу в селе Правороть. На усадьбе её ждала уникальная находка – деревянные и дюралюминиевые части боевого самолёта, израненного, просто изрешеченного пулемётными очередями. В эти «боевые раны» она каждый год на День Победы вставляла цветы.

Кравченко Клавдия Даниловна в музее Прохоровской гимназии

Клавдия Даниловна обошла всех сельчан, собирая все воспоминания об этом бое. К 50-летию Победы в районной газете Истоки в статье «Этим крыльям больше не летать» она опубликовала результаты своего исследования.

Из разрозненных рассказов жителей была приблизительна воссоздана картина боя, в результате, которого в июле 1943 года был сбит наш самолет.

«Навстречу нашему истребителю шли три немецких самолёта. Неравный бой – один против трёх. Сбитый немецкий самолёт, изрисовав небо чёрным дымным шлейфом, ушёл в сторону Мало-Яблонево. Но и наш лётчик в неравном поединке погиб».

Подбитый самолет упал в саду жительницы села Правороть Саломаниды Васильевны Чистюхиной. Спустя некоторое время местные жители похоронили летчика. Имя погибшего пилота запомнили – Алексей, а с фамилией возникли разногласия, то ли Арбузов, то ли Гарбузов.

Очевидец трагедии Чистюхин Пётр Исаевич вспоминал: «Я был мальчишкой. Когда начался воздушный бой, мы с семьёй сидели в погребе. Небо, казалось, рвалось на части. Откуда взлетел «ястребок» – нам неведомо. Говорят, вроде со стороны Красного. Воздушный бой был неравным. От рёва моторов, свиста трассирующих пуль было взорвано воздушное пространство, содрогались небо и земля. На что мы, мальчишки, любопытны, и то боялись нос высунуть, чтобы посмотреть, что там творится. А потом послышался шум ветра, затем металлический свист и невероятной силы удар. В нашем убежище посыпалась со стен земля. Наступила тишина. Мы вышли из своего укрытия. В нашем огороде, в нескольких метрах от погреба упал и ушёл глубоко в землю самолёт. На поверхности чуть-чуть видны крылья (это была хвостовая часть самолёта). Нам хотелось узнать, есть ли там лётчик. И мы, мой друг Василий и я, решили добраться до кабины. Когда показалась кабина, мы сумели проникнуть внутрь. Было страшно. Лётчик сидел за штурвалом. Мы сняли планшетку, в которой хорошо сохранились документы. Лётчика звали Алексей, фамилия, вроде, Арбузов, отчество, кажется, Васильевич. Документы отнесли в военкомат».

В прошлом году в научно-исследовательский отдел музея обратилась Копина Ольга Стефановна с просьбой довести расследование ее мамы до конца и передала собранные материалы. К сожалению, Клавдия Даниловна в то время не имела возможности изучить архивные документы, так как с них еще не был снят гриф секретности и в Прохоровском райвоенкомате не сохранилось нужной информации.

В настоящее время, когда многие документы рассекречены, выяснилось много нового и интересного. Оказывается, во дворе Клавдии Даниловны находились части хвостового оперения двух наших самолетов – два стабилизатора от штурмовика Ил-2 и части истребителя ЯК-9.

Погибшим пилотом истребителя оказался помощник командира 91-го истребительно авиационного полка по воздушной службе старший лейтенант Гарбуз Алексей Дмитриевич.

Гарбуз Алексей Дмитриевич

Его ЯК-9 был сбит 13 июля 1943 года. На фронте Алексей Дмитриевич был с первых дней Великой Отечественной войны.

С 22 июня 1941 года по 10 июля 1943 года на Западном фронте произвел 31 боевой вылет на самолете Хоукер Харрикейн. «С 10.7.43 на самолете Як-9 на Белгородском направлении, Воронежского фронта произвел 9 боевых вылетов с налетом 13 часов. Провел 7 воздушных боев, в которых лично сбил 2 самолета противника».

Один 12 июля – Фокке-Вульф-190, а второй 13 июля – Мессершмитт Bf.109. В архивных документах штаба 256 истребительно авиационной дивизии удалось найти описание воздушного боя над Праворотью. 13 июля звену наших истребителей, в составе мл. лейтенанта Анацкого, мл. лейтенанта Копайгора, ст. лейтенант Гарбуза была поставлена боевая задача – прикрывать наземные войска в районе Правороть, Прохоровка, Жиломестное (Жимолостное).

В районе патрулирования наши пилоты наземной радиостанцией были наведены на группу немецких самолетов. В завязавшемся воздушном бою были сбиты 3 самолета противника. Но не обошлось без потерь и с нашей стороны, были потеряны 2 самолета. Ст. лейтенант Гарбуз был сбит и погиб над Праворотью, мл. лейтенант Копайгора столкнулся с истребителем в районе высоты 252.2, недалеко от памятника Победы – Звонница, сумел выброситься на парашюте и приземлился в расположение наших войск, мл. лейтенант Анацкий на сильно поврежденном самолете приземлился на свой аэродром Архангельское Курской области.

Копайгора Степан Дмитриевич

Анацкий Андрей Иванович

В июле 1943 года на территории Прохоровского района уничтожали живую силу и технику противника на штурмовиках Ил-2 летчики 292 штурмовой авиационной дивизии. Согласно архивным документам дивизии в первой половине июля 1943 года в районе Правороти были сбиты истребителями противника и совершили вынужденную посадку несколько наших экипажей. 8 июля мл. лейтенант Федотов и стрелок Каталов. 9 июля лейтенант Нютин и стрелок Бутов. 10 июля мл. лейтенант Андрианов и стрелок Жлудов.

Федотов Виктор Афанасьевич

Нютин Иван Александрович

Андрианов Василий Иванович

Несколько самолётов Ил-2 были подбиты в районе Беленихино, Ивановки, Мало-Яблоново и место их падения неизвестно. Сейчас, к сожалению, точно установить экипаж нашего сбитого штурмовика в районе села Правороть, не зная номера самолета невозможно.

Память о жизни человека хранят его родственники, дела и поступки. Даже если осталась лишь одна награда или фрагмент сбитого в бою самолета, проведя полноценный поиск, можно узнать многое о тех, кого уже нет на этом свете. Конечно, это далеко не все новые имена и подвиги, установленные сотрудниками научно-исследовательского отдела за последнее время. Работа продолжается. Никто не должен быть забыт!

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов

Карта