Изучая архивные документы войск Юго-Западного фронта, которые участвовали в боевых действиях зимой 1942 года на территории Прохоровского района, в журнале боевых действий 21 Армии мое внимание привлек небольшой фрагмент в котором было описание воздушного боя 23 февраля 1942 года над селами Шахово и Ржавец.
«13.00 завязался бой над Шахово. 18 вражеских самолетов: Ю-88 - 10, Ме-109 - 8, с нашей стороны 9 Пе-2, 4 Як -1, 3 МиГ- 3, 8 самолетов И-16. Бой длился в течение часа... В завязавшемся воздушном бою нашим самолетом Як-1 РСом (реактивным снарядом) был сбит в воздухе (разорвался в воздухе Ю-88), один самолет Ме-109 горящий в воздухе упал 2 км западнее Лески. В этом бою был сбит один наш самолет Миг-3. Летчик тяжелораненый, сопровождавший машину на свою территорию, потеряв сознание в 1,5 км восточнее Ржавец, упал. Летчик ст. лейтенант Крымов разбился. В воздушном продолжавшемся бою над Ржавцом наши самолеты, возвращаясь домой поодиночке, были атакованы двумя Ме-109, наш самолет МиГ-3 вел неравный бой, израсходованные боеприпасы дали о себе знать, уходя от боя был атакован двумя Ме-109 и зажжен в воздухе. Летчик, будучи ранен в ногу, спустился на парашюте. Возвращавшаяся наша девятка Пе-2 была атакована одним звеном Ме-109, но благодаря компактности боевого порядка, пушечным огнем сбили один Ме-109, горящий упал в районе Вышняя Ольшанка».
ЦАМО РФ. Ф. 335. Оп. 5113. Д. 107. Л. 63-64
Чем же оказался интересен этот документ с точки зрения историка?
Во-первых, очень редко в архивных документах сухопутных войск можно найти подробное описание воздушных боев, да еще и с указанием не только общего количества истребителей и бомбардировщиков, как советских, так и немецких, но и их названий, что вызвало некоторое сомнение;
Во-вторых, самое интересное – это единственный известный до настоящего времени документально зафиксированный факт, когда наш летчик в воздухе реактивным неуправляемым снарядом сбил немецкий самолет;
В-третьих, самое главное, об этом воздушном бое над Шахово и Ржавцом нет упоминания ни в какой исторической литературе, посвященной данному периоду боевых действий Великой Отечественной войны.
В феврале 1942 года в полосе действия войск 21 Армии в районе населенных пунктов Беленихино, Ивановка, Лески, Калинин бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожали живую силу и боевую технику противника летчики 4 резервной авиационной группы Юго-Западного фронта и ВВС 21 А.
Из журнала боевых действий войск 21 А
Боевой состав 4 РАГ
Боевой состав ВВС 21А
После тщательного изучения и анализа архивных документов наших авиационных частей, постепенно стала вырисовываться полная картина этого воздушного боя. Описываемые события действительно имели место быть. Но, дело в том, что в этом документе переплелось описание двух дней боев – 22 и 23 февраля и есть некоторые неточности. Так как же на самом деле разворачивались события в воздухе в течение этих двух дней?
Данные об уничтожении немецкого самолета нашим истребителем реактивными снарядами полностью подтвердились. Сбил его Михаил Васильевич Солянов. Из служебно-боевой характеристики на командира эскадрильи 273 истребительного авиационного полка старшего лейтенанта М.В. Солянова: «22 февраля при сопровождении Ил-2 штурмовики были атакованы Ме-109, один стервятник зашел в хвост Ил-2 и начал стрелять по нем, увидев это товарищ Солянов быстро пошел на помощь товарищу и парой выпущенных РС-сов стервятник нашел себе могилу, горящим врезался в землю, а штурмовик вместе с ним благополучно произвел посадку на своем аэродроме". [ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5753. Д. 20. Л. 119].
Первый ряд слева: Я.А. Трощенко-комиссар полка, М.В. Солянов-командир эскадрильи, А.Н. Ровнин-командир полка. Фото Ю.И. Трощенко.
Сбитый немецкий самолет упал в 2 километрах юго-западнее села Лески. [ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 161. Д. 907. Л. 392] Так Михаил Васильевич спас жизнь лейтенанту Б.Д. Кирееву, Ил-2 которого во время боя получил 4 пушечных и 117 пулевых пробоин. [ ЦАМО РФ. Ф. 22393. Оп. 11460. Д. 2. Л. 16] 22 февраля в окрестностях села Шахово произошел еще один воздушный бой, но о нем нет упоминания в документах 21 А. «16-48 – 2 ЛАГГ-3 и 3 Су-2 в районе Тетеревино с высоты 500 м. были атакованы 6 Ме-109, воздушный бой продолжался до пункта Шахово. В результате боя 1 Су-2 с высоты 50 м горящим врезался в землю. Летчик мл. лейтенант Коновальчук убит, штурман Павлык ранен». [ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 161. Д. 907. Л. 393] В этом бою загорелся в воздухе еще один наш бомбардировщик Су-2. Летчик-наблюдатель младший лейтенант С.Н. Комаров сумел из горящей машины выброситься на парашюте и остался жив. Пилот бомбардировщика младший лейтенант И.Ш. Тахтаров разбился вместе с самолетом. Его похоронили в братской могиле села Казачье.
Б.Д . Киреев (431 шап)
Н.С. Павлык (135 ббап)
23 февраля пилотам наших бомбардировщиков Пе-2 пришлось вступить в бой с немецкими истребителями два раза. Первый раз при атаке укреплений противника в населенном пункте Лески. Звено Пе-2 (три самолета) после первого захода на цель было атаковано снизу тремя немецкими истребителями Не-113. В результате боя стрелком-бомбардиром старшим лейтенантом С.Г. Шалимовым один истребитель противника был сбит. Об этом сбитом самолете есть упоминание и в оперсводке штаба ВВС ЮЗФ.[ ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 161. Д. 907. Л. 372] Когда наши 9 самолетов Пе-2 возвращались после выполнения боевого задания на свой аэродром над Ивановкой и Шахово их вновь безрезультатно атаковали немецкие истребители. Следует отметить отвагу, профессионализм и взаимовыручку пилотов наших знаменитых «Пешек». Самолет, где пилотом был старший лейтенант Л.Ф. Карабанов, уже после первого захода на цель получил серьезные повреждения, был ранен радист. Командир эскадрильи старший лейтенант Н.М. Трифоненко перестраивает боевой порядок звена – поврежденную боевую машину ставит ведущей и прикрывая огнем ведомых выводит из боя. Леонид Федорович на одном работающем двигателе, второй был выведен из строя, сумел перелететь линию фронта и совершить посадку на аэродроме Клиновец, в 7 километрах юго-восточнее города Корочи. Уже после посадки на аэродроме авиационные техники насчитали более 40 пробоин на его самолете. Сведения о подбитом немецком истребителе Ме-109 нашими бомбардировщиками в архивных документах пока найти не удалось. Его сбил вместе с комиссаром авиаполка старший лейтенант М.В. Солянов. В завязавшемся воздушном бою с обеих сторон принимало участие более 20 самолетов: «12.45 – 3 Як-1 вели воздушный бой с двумя Ме-109 в районе Калинин. В результате боя летчик Годянов (Солянов) сбил 1 Ме-109. В это же время 7 МиГ-3 вели воздушный бой с 15 Не-113 в районе Ивановка, Покровка, Кузьминка (Косминка). В результате боя сбиты: 1 Не-113, 1 Ме-109»[ ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 161. Д. 907. Л. 372]. В этом воздушном бою отличились и летчики 148 иап: капитан М.З. Телешевский и майор М.П. Некрасов, сбившие по одному самолету Ме-109. В 15.30 над Ржавцом произошел еще один воздушный бой двух наших самолетов ЛаГГ-3 с немецким истребителем. «Летчик лейтенант Саев сбил один Ме-109, что подтверждено всеми летавшими экипажами». К сожалению, не обошлось без потерь. В этом воздушном бою, согласно ЖБД 21 А было сбито два самолета. Один летчик погиб, а второй выбросился на парашюте «в полутора километрах восточнее Ржавец упал и разбился старший лейтенант Крымов». В воздушном бою был сбит и погиб старший лейтенант М.И. Крымский. Удалось установить и второго пилота, сумевшего выброситься на парашюте из горящего самолета – старший лейтенант А.Г. Глазырин.
Осенью 2019 года поисковиком Белгородской региональной общественной организации «Огненная дуга» В.Г. Писанковым было обнаружено место падения одного из двух наших самолетов МиГ-3 в районе села Щелоково. Чья это боевая машина, старшего лейтенанта М.И. Крымского или старшего лейтенанта А.Г. Глазырина, сейчас сказать нельзя. К сожалению, работы по его подъему осложнены тем, что место находки находится в заболоченной местности под слоем воды на глубине 5-6 метров.
Место падения самолета МиГ-3 и некоторые детали
Научный сотрудник музея-заповедника
"Прохоровское поле" Ю. Глазунов.