Любовь в прифронтовой полосе

Любовь и война… Казалось бы, что может быть противоположнее двух этих понятий, словно отрицающих друг друга. Однако, в действительности, присматриваясь к фактам и эпизодам Великой Отечественной войны, анализируя мемуары и архивные документы, можно увидеть, что любовь, как и песня, постоянно присутствовала в повседневной жизни солдат и офицеров Красной Армии.

Любовь всегда загадка. Она так же необычна, как куст сирени, расцветший на минном поле. Нинель и Валентин Янушкевич заплатили за своё счастье высокую цену. Нинель Масленникова, 17-ти летняя комсомолка из Ленинграда к 1941 году закончила два курса Горьковской фельдшерско-акушерской школы. Война настигла её, как и многих, на пороге юности. Добровольцем ушла на фронт. Пройдя курсы усовершенствования в Москве, получила квалификацию операционной сестры. Боевое крещение получила под Сталинградом в январе 1943-го. Вскоре была назначена фельдшером во 2-й батальон 181 танковой бригады 18 танкового корпуса 5 гв. танковой армии П.А. Ротмистрова. За два с лишним года боевых действий молодая девчонка прошла фронтовыми дорогами свыше семи тысяч километров.

2 мая 1943 года затишье между боями, чудесная весенняя погода, соответствующее настроение. В этот день командир батальона капитан Пётр Скрипкин представил Неле молодого, бравого красавца Валентина Янушкевича, который не мог скрыть свой заинтересованный взгляд. И как ослепительно-лихая гроза на ум пришли стихи Дениса Давыдова:

«…Война – это смерть, а любовь – это вечность…

К примеру, поведаю случай такой:

В душе разбудила любовь человечность,

Когда её вестник предстал предо мной…»

 К штабным работникам Неля относилась с видимым недоверием. Первое, что подумала девушка при знакомстве с молодым человеком: «Тыловая крыса… Выхоленный, при золотых погонах…» Через месяц, когда батальон стоял в освобождённом от немцев хуторе, к которому от медсанбата вела протоптанная Нелей тропинка, девушка встретила на ней знакомого офицера Янушкевича. – Вы почему ходите по моей тропинке? - спросила она. На что смущённый старший лейтенант ответил: - А я хочу всю жизнь идти с вами по одной тропке, чтобы всегда быть рядом. В этот вечер, узнав его поближе, Неля поняла, что Валентин – нисколько не тыловая крыса, а выпускник Орловского бронетанкового училища, боевой офицер, назначенный к ним заместителем комбата. Вот так зародилось прекрасное чувство, чувство любви. Их встречи были всего лишь мгновениями среди боёв, смертельного риска, лишений и всего того, что называется фронтовыми буднями. И война вносила свои коррективы в планы людей.

«Я столько раз видала  рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

Эти строки написала прошагавшая дорогами войны, тоже медсестра Юлия Друнина.

«Страшно было на войне. Но молодые были, горячие, любили Родину…» вспоминала Нинель Ивановна. Но самым страшным считала для себя Прохоровское сражение, в котором получил смертельное ранение комбат Пётр Скрипкин. В бою под Прохоровкой Неля и Валентин не виделись, и день за днём они жили в тревоге друг за друга.

Много позже, в боях под Золочевом Харьковской области Неля получила тяжёлое ранение. В строй молоденькая военфельдшер вернулась только в октябре 1943 года. Они встретились с Валентином лишь в начале 1944 года. В один из мартовских дней в бригаде состоялась их фронтовая свадьба, но самая счастливая в их жизни дорога началась после победного мая 1945-го. Мирное время подарило влюблённым двух сыновей. Валентин Антонович продолжил служить и после войны. «Настоящий полковник», - шутя называла своего любящего супруга Нинель Ивановна. Сама же долгие годы работала в одной из Орловских больниц. Валентин Антонович скончался в 90-е годы, не дожив до их золотой свадьбы. Теперь потомки этой большой семьи трепетно хранят память о необычайной встрече их родителей-фронтовиков, а также о бабушке и дедушке – Нинель и Валентине Янушкевич!

Экскурсовод
музея-заповедника «Прохоровское поле»
И.М. Овчарова

Карта