Освобождение Прохоровки - как это было...

6 февраля 1943 года поселок Александровский (сегодня – пгт Прохоровка) и железнодорожная станция Прохоровка были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. Предлагаем вспомнить, через что пришлось пройти нашим землякам за период оккупации. Помогут в этом сохранившиеся документы и воспоминания, из фондов музея и публикации из районной газеты.

ОККУПАЦИЯ

16 ноября 1941 года пос. Александровский и ст. Прохоровка были заняты немцами. Территории Прохоровского, Саженского и Скороднянского районов, из которых впоследствии и был образо­ван современный Прохоровский район, были полностью оккупированы 2 июля 1942 года. В общей сложности период оккупации длился около 15 месяцев.

С первых же дней на оккупированной территории вступает в силу фашистская политика в отношении советских людей, оказавшихся в тылу врага, проведение в жизнь которой началось с внедрения различного рода директив и наставлений. Эти документы обретали силу государственного закона и осуществлявшихся армией, специальными карательными органами и оккупационными властями. При «новом порядке» террор, грабежи, произвол, провокации, антисоветская пропаганда были возведены в ранг государственной политики.

Порядок в сельских районах обеспечивали полицейские. Новая власть привлекала к службе в полиции местное население. В Прохоровском районе полиция была создана 22 декабря 1942 года. Старостой был назначен Бендюк. Староста обязывал нести трудовую повинность. В комендатуре получали наряды на уборку бараков, приготовление еды. Местных жителей выгоняли из домов, чтобы в избах и хатах разместить немцев. Людей отправляли рыть траншеи и окопы, а зимой они же создавали снежный вал на окраине, облитый водой.

К лету 1942 года немецко-фашистским захватчикам удалось полностью оккупировать территорию нынешней Белгородской области. В планы противника входило полное подчинение оккупационным властям местного населения. Важнейшая роль в этом отводилась пропагандистскому аппарату.

Прохоровка использовалась немцами как опорный пункт, из которого в близлежащие населенные пункты выезжали отряды от 100 до 300 человек с целью грабежа мирного населения. Забирали все, вплоть до женских кофт и кружевных сорочек… Уходя назначали старост и облагали продуктовым налогом мирное население. Так, например, уходя из села Правороти, приказали доставить в Прохоровку налог в размере: 35 пудов хлеба, 30 пудов мяса и 3 пуда сала, предупредив, что за невыполнение данного приказа будет расстреляно 50 человек местных жителей.

В архиве ФСБ по Белгородской области сохранились документы, в которых отдаются предписания немецкой комендатуры на сдачу птицы, меда, картофеля, капусты, лука. Население привлекалось также для заготовки и поставки дров для немецких руководителей района, торфа с торфоболота Прелестненского сельского совета. За невыполнение  приказа мера наказания была одна – расстрел. Оккупанты запретили бесплатный лов рыбы, самовольную рубку леса, забой скота, торговлю и обмен продуктами с лицами из соседних областей. Нарушившие запрет подвергались штрафу.

Еще одним из мероприятий немецких оккупационных властей на захваченных территориях являлся массовый угон населения в Германию. Прежде всего это было связано с экономическими интересами фашистского государства. Принудительный угон на работы в Германию продолжался на оккупированной Белгородчине почти полтора года – с весны 1942 по июль 1943 г. Из числа жителей Прохоровского района такая участь постигла более 300 человек и 388 из Беленихинского района (с 1961 года в составе Прохоровского района).

Подавляющее большинство прохоровцев не приняло ни идеологию так называемого «нового порядка», ни планы оккупационных властей. В Прохоровке была налажена агентурная разведка. Многие прохоровцы старались как могли помочь красноармейцам. Подслушивали разговоры немцев, следили за их перемещением и расположением… Среди наших земляков, достававших ценные сведения, можно выделить комсомолку Аню Логвиненко (Логвинову), проживавшую по улице Советской и жителя Прохоровки В.П. Алифанова.

За время оккупации фашисты нанесли огромный ущерб хозяйству района исчисляющийся в миллионах рублей, уничтожили промышленные предприятия, разорили 12 школ, больницы, опустошили и сожгли все, что было можно. Целиком уничтожили общественные постройки колхозов, совхозов и МТС, 25 клубов, все избы-читальни и библиотеки. Разбомбили железнодорожную станцию, уничтожили 2266 домов колхозников и жителей поселка, свыше тысячи семей ютились в сараях и землянках. По улице Советской и до Мордовки все дома были сожжены, целыми остались лишь единицы. В хуторе Думном фашисты сожгли дома колхозников, постройки колхоза и сельскую школу.

В Государственном архиве Курской области сохранились сведения Беленихинского РК ВКП(б) о материальном ущербе, нанесенном жителям Беленихинского района в период оккупации: из 4311 домов сожжено и уничтожено 3321, разрушено 47 школ, 2 МТС, 4 больницы, все фельдшерские и акушерские пункты. Немцы угнали у колхозников 3407 коров, 908 свиней, 5314 овец. Замучили и расстреляли 442 человека, 388 угнали в Германию.

Жители Прохоровского района находились в оккупации с ноября 1941 по февраль 1943 года. Это был особый период в истории нашего района. В условиях всеобщего бесправия судьба и жизнь каждого человека оказывалась в зависимости от малейшей прихоти немецких солдат и офицеров, местных полицейских. С нетерпением ждали они своих воинов-освободителей.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Используя документы ЦАМО РФ и воспоминания наших воинов и земляков, хранящихся в фондах музея-заповедника, узнаем, как был освобожден наш поселок от немецких захватчиков в 1943 г. В начале февраля 1943 года после ожесточенных боев под Воронежем части 183-й стрелковой дивизии, под командованием полковника А.С. Костицына, продолжая преследовать отходящего противника вплотную подошли к Прохоровке.

Штаб 183 сд находился в селе Скородном. В 12 часов дня 5 февраля Александр Степанович подписывает боевой приказ за №11, по которому командиру 285 сп была поставлена боевая задача – овладеть станцией Прохоровка. Один из пунктов этого приказа гласил: «Из района Холодное выслать усиленный разведотряд с задачей к рассвету 6 февраля занять и удерживать Прохоровку».

Получив приказ, командир полка майор Карпов А.К. приступил к формированию отряда. Командиром был назначен заместитель командира 285 сп по строевой части капитан А.И. Ткачев,

Ткачев Алексей Иванович

а его заместителем – инструктор политотдела дивизии капитан Воротилов М.Л. В подчинении Алексея Ивановича находилось 120 человек вооруженных 50-мм минометами, автоматами и винтовками.

Приняли решение: отряд разбить на три части и наступать тремя группами одновременно. Проводниками стали местные жители.

Около 8 часов утра 6 февраля в поселок вошли бесшумно и без боя заняли большую его половину. Были уничтожены немецкие патрули. И только после этого завязался бой почти за каждый дом. К 10 часам поселок был полностью освобожден. Несколько десятков солдат и офицеров противника было взято в плен.

Вспоминает Ефименко Игнат Николаевич – председатель исполкома прохоровского райсовета: «В неприглядном виде стояли на площади незадачливые вояки, одетые в грязные и помятые шинели. С призрением и ненавистью смотрели на них наши солдаты и жители поселка, которые собрались на привокзальной площади впервые за долгие дни оккупации».

Ефименко Игнат Николаевич

Не все вышли живыми из того скоротечного боя. 7 красноармейцев, заплатив своими жизнями, навечно остались лежать в прохоровской земле. Во второй половине дня рядом с привокзальной площадью, там, где сегодня в Прохоровке горит Вечный огонь, в мёрзлой земле выкопали братскую могилу. Около 16 часов начался траурный митинг, на который пришли все местные жители. Многие не могли сдержать слёз.

На холмике установили деревянную пирамиду с металлической звездой на вершине и с закреплённым в средней части куском металла, на котором белой краской написали: «Здесь похоронено 7 красноармейцев, героически погибших за освобождение Прохоровки.

Офицер из политотдела дивизии сделал снимок братской могилы. Это единственная фотография, оставшаяся с того памятного февральского дня 1943 года.

До настоящего времени считалось, что за освобождение Прохоровки никто из бойцов отряда А.И. Ткачева не был отмечен правительственными наградами, но это не совсем так. Изучая архивные документы, удалось установить, что за этот бой медалями «За отвагу» были награждены сержант взвода пешей разведки Алексеев Николай Иванович и командир отделения 1 стрелкового батальона сержант Бородин Евдоким Кондратьевич

Со дня освобождения Прохоровки выросло не одно поколенье. Но память о светлом февральском дне 1943 года и чувство искренней благодарности тем воинам-освободителям, что принесли освобождение от фашистской нечисти, хранят сердца пожилых и молодых людей Прохоровского района. Когда будете возлагать цветы 6 февраля, то непременно найдите имена погибших бойцов-освободителей Прохоровки на мемориале «Вечный огонь». Приглашаем вас в музей, где часть экспозиции посвящена оккупации и освобождению нашего Поселка. Экскурсоводы расскажут вам много интересных фактов об этом событии и о воинах освободителях. Мы потомки людей, переживших трудное время, это наша с вами история, то, что мы не вправе забывать.

 

Материал подготовили:

Заведующая научно-исследовательским отделом музея-заповедника «Прохоровское поле» Бородина С.В.

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Глазунов Ю.А.

 

Карта