27 января 2023 года поисковиками Прохоровского отделения Историко-поискового клуба «Огненная дуга» и научными сотрудниками музея-заповедника «Прохоровское поле» были завершены работы по подъему фрагментов советского истребителя, упавшего на территории села Красное в июле 1943 года.
За работой С. Сошенко, Ю.Погорелов, В. Власенко
Свидетелями воздушных боев были многие старожилы села. По их воспоминаниям летом 1943 года в небе над Красным было подбито несколько самолетов.
В ходе раскопок были найдены части авиационного двигателя.
Предположительно, это АШ-82 (М-82), который устанавливался на самолеты Ла-5.
Останков летчика и парашютной системы обнаружено не было. Информация о дальнейшей судьбе пилота этого самолета противоречивая. Некоторые старожилы села говорили, что летчику удалось спастись на парашюте. По другим данным погибшего пилота местные жители похоронили недалеко от места падения самолета, а затем его прах был перезахоронен в Братской могиле села.
К сожалению, среди находок не было ни одной шильды – таблички, на которой должен быть выбит номер двигателя и самолета. При помощи архивных документов по ней можно было бы точно установить, когда был сбит самолет, и узнать судьбу пилота.
Но, как говорится, надежда умирает последней. Среди найденного было несколько цилиндров двигателя с находящимися в них поршнями, на которых всегда дублировался номер двигателя.
В реставрационной мастерской музея-заповедника аккуратно извлекут поршни из цилиндров, и, если они хорошо сохранились, мы сможем узнать номер двигателя и соответственно авиационный полк и имя пилота.
Продолжение следует....
Научный сотрудник музея-заповедника
"Прохоровское поле" Ю. Глазунов.