Литвяков А. В.
Образовательные проекты музея-заповедника «Прохоровское поле»
В истории нашей страны есть события, над которыми не властно время. Так на Прохоровском поле в июле 1943 года состоялось крупнейшее за всю историю второй мировой войны танковое сражение. Под стенами Орла, Курска и Белгорода германский вермахт потерпел одно из самых крупных поражений на территории нашей страны. Столкновение двух стальных армад окончательно определило характер не только данной битвы, но и в определенной степени повлияло на ход всей войны в целом.
Совершенные бойцами подвиги не забыты! И эти святые для каждого гражданина России места стали символами русской доблести. В год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, с целью увековечения героических событий военных лет, а также памяти воинов, отдавших свою жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Указом президента Российской Федерации № 414 от 26 апрел 1995 года ему был присвоен статус федерального государственного учреждения культуры.
Мемориальный комплекс стал местом поклонения бессмертному подвигу нашего народа в борьбе с фашистскими завоевателями. Центром духовно-нравственного воспитания и просвещения людей, особенно детей и молодежи. Поэтому музей-заповедник активно ведет научно-исследовательскую и просветительно-образовательную деятельность. Выявляет, собирает, изучает и хранит музейные предметы и музейные коллекции, а также публикует результаты исследований и научные работы.
Главной темой исследования является история Прохоровского сражения.
В музейный комплекс входят 4 самостоятельные экспозиции:
- военно-историческая, занимающая центральное место в здании музея. Ее площадь более 1 тыс. кв. метров, в ней представлены подлинные памятники эпохи: документы, фотографии, предметы вооружения, нумизматики, мемориальные предметы и многие другие экспонаты;
- история края, представленные в экспозиции памятники, отражают основные этапы с VII века до нашей эры по XXI век. Прошлое предстает в череде важнейших событий и явлений;
- выставка вооружения и инженерных сооружений под открытым небом. Здесь представлены фрагменты инженерных сооружений войск Красной армии и армии Вермахта, состоящих из окопов, ходов сообщений, оборонительных укреплений, артиллерийского вооружения и бронетехники. В систему окопов вписан блиндаж командующего 5-й Гвардейской ТА П.А. Ротмистрова;
- архитектурно-скульптурный ансамбль музейного комплекса.
Главная цель экспозиции Музея – воссоздание полной и объективной картины Прохоровского сражения; показ молодому поколению стойкости и мужества советских людей разных национальностей, продемонстрировавших способности мобилизовать все силы и отстоять свою землю.
На сегодняшний день наш музей взял курс на образовательные программы, которые являются неотъемлемой частью патриотического воспитания и всего образования в целом.
Вниманию посетителей мы предлагаем различные музейно-образовательные программы, многие из которых интерактивные. Они адресованы как детям младшего возраста, так, и студентам. Посещение музея вполне может стать увлекательным путешествием, а не скучными обязательными походами с классом, к которым мы все уже давно привыкли. Всё зависит от того, как преподнести материал и в какой форме донести до них информацию. В нашем музее боевой славы «Третье ратное поле России» решили пойти по этому пути, и нашли эффективный способ привлечь в качестве посетителей как можно больше дошкольников, школьников и студентов. На сегодняшний день в музее реализуются 14 образовательных программ. Участникам программ предлагается познакомиться с экспозицией музея, полностью погружаясь в атмосферу той темы, о которой идёт речь, и принимая в процессе знакомства с ней самой активное и непосредственное участие. В ход идёт всё – и яркие представления, и занимательные игры, и переодевание в форму и многое- многое другое. При интерактивном способе подачи информации слушатели получают возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент. Только в этом случае у детей, побывавших в музее, появляется огромное желание ещё больше узнать об окружающем нас мире, об истории. Кроме того, благодаря такому способу знакомства с темой, у них возникает вполне осознанный интерес как к гуманитарным, и естественнонаучным дисциплинам, так и к истории в целом.
Надо отметить, что при реализации интерактивных образовательных программ, в которых слушатели принимают участие в качестве демонстрантов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелища. Например, реализуемая в нашем музее интерактивно-образовательная программа «Курс молодого бойца». В рамках программы участникам предоставляется возможность примерить плащ-палатку, научиться наматывать солдатские обмотки, собрать вещмешок, совершить марш-бросок по экспозиции музея, познакомиться с одним из образцов оружия ВОВ (ППШ), с помощью санинструктора научиться оказывать первую медицинскую помощь при ранении. А вот в завершении программы участникам предлагается отведать настоящий солдатский обед. У участников интерактивно-образовательной программы «Фронтовой привал» есть возможность в экспозиции музея познакомиться с солдатским бытом. Учащиеся записываются в ряды Красной Армии добровольцами, совершают марш-бросок по экспозиции музея, после которого располагаются на фронтовой привал. Во время привала учатся правильно наматывать портянки, пишут письма «с фронта», исполняют песни военных лет.
При непосредственной работе с интерактивными экспонатами посетитель сам становиться активным действующим лицом. Он имеет возможность при «общении» с экспонатом самостоятельно задать программу действий и тем самым, реализовать свой исследовательский потенциал. Целью таких программ является поддержка творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Одной из основных задач образовательных программ является воспитание патриотического сознания учащихся. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует наш музей.
В музее «Третье ратное поле России» реализуются также и познавательно-развлекательные программы такие как «Рождественское настроение», «Где родился там и пригодился», «День рождения в музее». Образовательные программы «Народные традиции», «Народные ремесла», «Золото русского народа», «Небо без птиц - не небо», «Животный мир родного края» и многие другие.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала через интерактивно-образовательную программу для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея.
Одним из основных направлений деятельности музея-заповедника является патриотическое воспитание граждан, которое реализуется на базе музея как многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная работа. В 2013 году на базе музея создан военно-патриотический клуб «Прохоровское поле», в целях патриотического, нравственного воспитания молодёжи и юношества в русских национальных традициях, направленных на интеллектуальное и физическое развитие подрастающего поколения. Воспитанниками клуба стали учащиеся Прохоровской гимназии. Музей, является частью открытого образовательного пространства. Призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.