Глазунов Ю.А. 60 ОДБП в Курской битве

В годы ВОВ на советско-германском фронте в боевых действиях принимали участие более 200 наших бронепоездов. В условиях недостаточной развитой сети дорог, железнодорожные коммуникации играли важную роль в обеспечении поставок для нашей армии. Бронепоезда Красной Армии всю войну сражались на самых опасных участках различных фронтов. Они цементировали оборону наших частей на направлениях главных ударов противника. В дни Курской битвы, на территории современного Прохоровского района, с 5 по 7 июля 1943 г., в отражении наступления II танкового корпуса СС, принимал участие 60 отдельный дивизион бронепоездов. Состоял он из двух бронепоездов: «Московский метрополитен» и № 737 и внес весомый вклад в отражении наступления немецкой армии на Прохоровку.

В качестве источника для написания данной работы была использована следующая литература: Рыльцов Н.В. "На рельсах огненной дуги" [1] - первая работа, посвященная участию 60 ОДБП в Курской битве, где собран большой фактический материал, основанный на воспоминаниях ветеранов воевавших в этом дивизионе. К работе схожего характера можно отнести коллективную монографию - "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945" [2]. Единственной научной работой, в которой подробно рассматривается история создания и боевое участие бронепоездов в годы ВОВ является работа М.В. Коломийца "Бронепоезда в бою 1941-1945" [3]. Еще одним источником, использовавшимся при написании настоящей работы, являются воспоминания ветеранов 60 ОДБП, напечатанные в газете Южная магистраль от 24.04. 1990 г., которая хранится в фондах ФБУК ГВИМЗ "Прохоровское поле". Там же хранится и альбом, подаренный Н.В. Рыльцовым, с фотографиями экипажей бронепоездов и макет легкого бепо «Московский метрополитен». В ОГКУ "Государственный архив Белгородской области" и ОГКУ "Государственном архив новейшей истории Белгородской области" материалов связанных с боевыми действиями 60 ОДБП не оказалось. Из материалов найденных в фондах ЦАМО в работе использованы: боевые донесения и приказы, сведения о личном составе и потерях за июль 1943 г.

История формирования 60 ОДБП

Весной 1943 года на Курском выступе развернулась подготовка к отражению наступления фашисткой армии. Войска Центрального, Воронежского и Степного фронта стали создавать глубокоэшелонированную оборону. В состав Воронежского фронта был включен 60 ОДБП. Он был сформирован в марте 1942 года. В состав 60-го ОДБП вошли уже действующие на фронте бепо № 1 и № 13 [4]. В начале августа 1942 года дивизион прибыл в Москву на переформирование и доукомплектование личного состава.

В конце декабря 1942 года командир дивизиона майор В.Б. Панич принял два новых бронепоезда. Первый № 737 считался тяжелым, так как на его вооружении были два 107 мм орудия. Командиром был назначен капитан В.К. Павелко. Второй бронепоезд № 746 считался легким. На его вооружении были четыре бронеплощадки с 76-мм орудиями в танковых башнях. Этот бепо получил название «Московский метрополитен», так как был построен на средства рабочих и служащих московского метро. 58 работников метрополитена были зачислены в экипаж бронепоезда. Командовать им стал капитан Б.П. Есин.

21 марта 1943 года состоялся торжественный митинг посвященный передаче бронепоездов 60-ОДБП. На митинге выступил начальник Московского метро И.Н. Новиков. Он огласил телеграмму Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, мой братский привет и благодарность Красной Армии…» [5].

29 апреля командир дивизиона майор В.Б. Панич получает приказ: «…Вверенный Вам дивизион бронепоездов отправить со ст. Москва-Савеловский на ст. Ржава, где поступить в распоряжение Командующего войсками Воронежского фронта… Время отправления 1900 -30.4.43г.» [6]

Президиум митинга по передаче бронепоезда "Московский метрополитен" действующей

армии на территории Северного депо в Москве 21 марта 1943 г.

Бронепоезд «Московский метрополитен» перед отправкой на фронт.

Март 1943 года

Выход на боевые позиции

3 июня 1943 года дивизион вышел на исходные позиции в районе станций Беленихино и Сажное. Он находился в оперативном подчинении 375 сд. [7] Ему была поставлена задача - недопустить прорыва противника вдоль железной дороги на север и поддержать огнем части 375с.д. и 51 гв. сд. имея основным направлением Белгородское шоссе, железную дорогу и дорогу с Белгорода на Шляховое, для чего командиру дивизиона увязывать свои действия со штабами 375 сд, 51 гв. сд, и 96 тбр. Участок пути от станции Сажное до переднего края патрулировать бронемашинами [8]. В составе дивизиона находились два броневика БА-20, способных передвигаться по железной дороге.

С середины июня дивизион дислоцировался: полевая база и тяжелый бронепоезд - Беленихино, штаб дивизиона и легкий б/п – Сажное [9]. В дивизионе был организован солдатский хор, а в каждом бронепоезде - вокальный ансамбль и танцевальная группа. Самодеятельность дивизиона выступала с концертами не только перед своими солдатами, но и в других подразделениях. Вот как об этом вспоминает командир зенитного взвода бронепоезда № 737 П.П. Погосян: «Обычно с наступлением темноты, свободные от вахты, собирались на поляне небольшой рощицы и устраивали импровизированные концерты. Душой и организатором этих вечеров был Петр Выгорский - музыкант и самодеятельный композитор. Баян в его руках превращался в волшебный инструмент, звуки которого брали за душу. Вначале он играл минорные произведения и каждый мысленно уносился домой, к своим родным и близким. Вспоминались любимые, которые, как всем казалось, очень редко писали. Но вот Петр «менял пластинку». Лилась задорная веселая музыка, и бойцы преображались. В круг выходил старший сержант Крюков - организатор и любитель танцев. В такие вечера на поляну приходили бойцы других подразделений, расположенных невдалеке. Все снова заканчивалось песнями. Иногда дежурному офицеру с трудом удавалось прервать затянувшееся веселье» [10].

Станция Беленихино. Июнь 1943 г. Танцует ст. сержант Крюков

 Две «стальных крепости на колесах» 60 ОДБП могли противостоять не только пехоте и танкам противника, но и авиации. Донесение о вооружении в 3 отделение Управления Командующего артиллерией 6 Гв. А. 15.06.43 г. «107-мм пушки обр. 1910/ 30 г. - 2 шт.,76,2 мм пушки обр. 1940 г., Ф-34 - 4 шт., 37- мм. Пушки обр. 1939 г. 4 шт., 20 мм. Пушки ШВАК - 4 шт., 12,7-мм. пулеметы ДШК-3 шт., 7,62-мм пулеметы Максим - 12 шт., 7,62-мм. пулеметы ДТ - 16 шт., автоматы ППШ - 44 шт., 7,62-мм винтовки обр. 1940 г. СВТ - 39 шт., 7,62 мм. винтовки обр., 1891/30 г. - 21 шт., пистолеты ТТ - 14 шт., наган - 18 шт., 26-мм сигнальные пистолеты - 6 шт.» [11]. Экипаж бронепоезда состоял из 221 чел.

Боевые действия дивизиона с 5 по 7 июля 1943 года

Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. Боевое донесение № 01/0149 штаба 60 ОДБП. Сажное 06.07.43. 1800: «1. За истекшие двое суток дивизион действовал на участке Сажное - Беломестное. По приказанию КАД  - 375 05.07.43. в 0300 бронепоезд № 746 вел огонь по району Ближне-Ивановский, участвуя в системе заградительного огня 375 сд. По приказанию командира дивизиона 06.07.43 г. в 1000 бронепоезд № 737 вел огонь по высоте западнее Непхаево, где накапливалось около двадцати неприятельских танков, подбит один танк…» [12]. Из наградного листа наводчика 107-мм орудия 60 отдельного дивизиона Бронепоездов сержанта Пацюк Николая Трофимовича: «Сержант Пацюк Николай Трофимович, 6 июля 1943 г. точной наводкой подбил один вражеский танк пытавшийся выйти к р. Липовый Донец, что в 2-3 км западнее Сажное…» [13].

Вспоминает командир орудия третьей бронеплощадки бронепоезда «Московский метрополитен» старший сержант Иван Васильевич Соколов: «В районе предполагаемого появления фашистских танков параллельно железной дороги проходила балка, заросшая по кустам густым кустарником. Здесь стояли на огневых позициях наши противотанковые орудия и танки. Немцы их не заметили. Когда гитлеровские танки приблизились к оврагу, наши батареи открыли сильный огонь. На широком поле горело уже несколько немецких танков. Когда огонь наших противотанковых батарей несколько ослаб, в бой вступил наш бронепоезд. С бронепоезда стреляли прямой наводкой подкалиберными и бронебойными снарядами. Вот в перекрестье прицела моего орудия попал танк. Первый снаряд попал в гусеницу, танк развернулся, следующий снаряд угодил в моторное отделение. Танк загорелся. Бой был жестокий и скоротечный. Под защитой дымовой завесы немцы повернули вспять. Пошли в контратаку наши знаменитые «Т-34». Завязался танковый бой, который продолжался до позднего вечера. На поле догорали танки, штурмовые орудия и бронетранспортеры…» [14]. Об этом сражении, 6 июля наших бронепоездов с танками дивизии «Дас Рейх», есть упоминание и в немецких источниках. В книги В. Фея «Танковые сражения войск СС» описан небольшой фрагмент этого боя. Танк автора был подбит и экипаж был вынужден спасаться бегством.

Связь дивизиона с командованием была нарушена. Не получая никаких приказов командир дивизиона, для прояснения обстановки, решает ехать в Прохоровку. «Вечером 6 июля «броневик, на котором ехал командир дивизиона В.Б. Панич, в районе станции Прохоровка атаковали немецкие самолеты. Панич был тяжело ранен. Его отправили на самолете в тыловой госпиталь на станцию Икорец» [15], где он скончался от ран 30 июля [16].

Рано утром 7 июля немцы заняли Смородино, Калинин и Ясную Поляну, угрожая выходом в тыл 60 ОДБП. В этих условиях заместитель командира дивизиона по политчасти капитан А.И. Шиманский отдал приказ бронепоездам прорываться к Прохоровке. «Составы вышли со станции Сажное 700 7 июля - впереди бепо № 737, за ним № 746. Отойдя от Сажного на 1,5 - 2 километра бронепоезда попали под обстрел противника, одновременно их атаковало 10 немецких самолетов. Отстреливаясь, составы отбили атаку и двинулись вперед. Не доходя до станции Беленихино, бепо вновь подверглись воздушной атаке. Одновременно по ним открыли огонь немецкие танки и артиллерия. Полотно железной дороги впереди оказалось разрушено и командиры бронепоездов выслали ремонтные бригады, одновременно начав отход к Сажному. Не доходя до станции 2,5 - 3 километра бепо вновь подверглись атаке самолетов противника. В результате, бепо № 737 сошел с рельс, попав на разрушенный участок полотна, на восстановление которого был выведен весь личный состав за исключением одного расчета 107 мм орудия и зенитчиков. Бепо № 746 получил прямое попадание снаряда в бронепаровоз, в результате чего не мог двигаться» [17].

Воспоминания ветеранов о последнем бое дивизиона

Командир зенитного взвода бронепоезда № 737 Петрос Погосович Погосян вспоминает: «…Фашистские танки прорвались сквозь обороняющиеся порядки войск и устремились по дороге к станции Беленихино. Танки стали «растекаться веером», маскируясь в складках местности. Две машины врага были подбиты, одна из них загорелась. Следом за танками двигались бронетранспортеры с пехотой. По моей команде расчеты быстро опустили стволы зенитных пушек в горизонтальное положение… Застрочили пулеметы бронеплощадок, заработали зенитки. Снаряды рвались в самой гуще атакующих. Оставшиеся в живых немцы скатились в балку и больше не решались подняться в атаку… Мы полностью контролировали дорогу, ведущую с хутора Калинина на станцию Беленихино… Внезапно на бронепоезд налетело до тридцати самолетов противника. Они атаковали его с разных направлений… От взрыва бомб и треска автоматических пушек и пулеметов я потерял слух. Взрывом бомбы бронеплощадку сбросило с рельсов, и она сильно накренилась. От удара головой о металлическую станину я потерял сознание. Когда пришел в себя, увидел, что лежу на земле невдалеке от бронепоезда. Паровоз передней частью зарылся в балласт, из перебитых паропроводов вырывается пар. Бойцы снимали пулеметы, выбивали клинья с замков орудий… Взвалив на себя пулеметы, в кромешной тьме пошли на фронтовую базу бронепоездов».

Борис Львович Перлин - командир бронеплощадки «Московского метрополитена»: «Из-за непрерывной стрельбы внутри бронеплощадки стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастерки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки так и не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя: разбиты все бронеплощадки, паровоз. Командир бронепоезда капитан Б.П. Есин приказал мне и ефрейтору моей бронеплощадки И.В. Трошкину прикрыть отход оставшихся членов экипажа бронепоезда… Покинув бронепоезд, мы примерно полчаса отстреливались из пулеметов и автоматов от наседавшего врага. А стрельба, бомбежки были непрерывными… Неподалеку от меня разорвалась бомба, я был оглушен и засыпан землей. Ефрейтор И.В. Трошкин в считанные минуты откопал меня и волоком оттащил меня от опасного места. Мы собрались на фронтовой базе, на станции Графская» [18].

В результате боев 60 ОДБП было подбито и сожжено 7 вражеских танков, сбито 7 самолетов, уничтожено свыше 3 минометных батарей и до батальона пехоты противника. Несмотря на ожесточенные бомбардировки противника, ураганный обстрел артиллерией и танками потери были небольшими: 2 человека убито и 2 пропали без вести, ранено и контужено 10 человек [19].

Вечером 6 июля была разбита база дивизиона, которая находилась в Беленихино. Но штабные документы были спасены. Вот как об этом рассказывает старшина М. Ткаченко: «…Обойдя сражавшиеся на перегоне Сажное - Беленихино Бронепоезда «Московский метрополитен» и № 737, фашистские танки вышли в расположение базы дивизиона и в упор расстреляли из орудий. Горели вагоны. Взрывались снаряды, погруженные в них, вещевое имущество. Документам, находящимся в штабном вагоне, грозила гибель. Я получил задание перебраться в вагон и забрать документы. Укрыв голову шинелью, с трудом проник сквозь сплошной дым в вагон, ощупью отыскал сейф, сдвинутый взрывом в противоположный угол. Поспешно запихивал в вещмешок его содержимое. ...Я задыхался в дыму и был недалек от обморока. В последнюю секунду буквально вывалился из вагона и не смог идти. И тут услышал немецкую речь. Фашисты были рядом. У меня был пистолет. Но я понимал, что применять оружие необходимо только в самых крайних случаях. Пользуясь задымленностью местности, отполз метров пятьдесят в густую посадку и притаился в воронке от бомбы. С наступлением сумерек фашисты прекратили наступление, и я, выбрав удобный момент, пополз от железной дороги к лощине, где по моим расчетам должны находиться наши войска. Вскоре набрел на подбитый танк, который ремонтировали наши танкисты. Через некоторое время они завели его и приняли меня на броню…» [20].

Мало известный факт, но на бронепоезде № 737 был сын полка - одиннадцатилетний Анатолий Коротков. Интересна история, как он на нем оказался.

Коротков А. Второй слева во втором ряду

 Вот как об этом вспоминает майор в отставке, бывший старший военфельдшер 60 ОДБП Д.С. Проняев: «… Стало светать, когда оба бронепоезда прибыли в Тулу… Командир бронепоезда капитан В. Павелко разрешил Ф. Серегину посетить сестру, проживающую в городе. Уже паровоз подал сигнал отправления, когда на перроне появился Серегин. Вместе с ним был мальчик… Поезд отправился. Серегин, подсадив Анатолия, которого подхватили бойцы, взобрался и сам на бронеплощадку… Через два дня прибыли на прифронтовую станцию Беленихино… О нахождении мальчика на бронепоезде узнал командир бронепоезда, доложил командиру дивизиона майору В. Паничу… Толя очень просил оставить майора на бронепоезде… и командир дивизиона согласился. Приказал сшить ему обмундирование и зачислить на довольствие… У насыпи, где сражался и погиб бронепоезд, лежало двенадцать погибших, прикрытых плащ-палатками. Тринадцатым был Анатолий. Невдалеке группа солдат расчищала воронку от бомб для братской могилы. Вечерело. … Десять солдат, оставленных для похорон, продолжали свое дело. Уже могила была готова, когда я осмотрел погибших. В смерти Анатолия усомнился и дал ему понюхать нашатырного спирта. Оказалось, что он был в глубоком обмороке… Кровь на лице и одежде Анатолия была не его, а погибших старших товарищей. Когда его привел в чувство, он не сразу понял, что с ним произошло…» [21]

Экипаж дивизиона на станции Графская Июль 1943 г.

 Дивизион был сохранен как боевая единица. Боевое распоряжение командиру 60 ОДБП № 19 /оп штаб БТ и МВ Воронежского фронта. На основание шифра заместителя начальника Генштаба Антонова № 40251 командующий БТ и МВ ВФ приказал:

Первое - 60 ОДБП не позднее 24.8.43 г. отправить в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего на станцию Рузаевка Куйбышевской железной дороги.

Второе - дивизион отправить в полном составе со всем имеющимся личным составом, вооружением и имуществом.

Третье - отправляемый дивизион на путь следования обеспечить 5 суточными дачами продовольствия [22].

«Вскоре дивизион получил два новых типовых бронепоезда - «Салават Юлаев» и «Уфа», - построенных на сбережения трудящихся Башкирской АССР. Дивизион принимал непосредственное участие в освобождении Белоруссии и Литвы от немецко-фашистских захватчиков и закончил боевой путь, участвуя в штурме города - крепости Кенигсберг [23]. Здесь встретил день Победы и Анатолий Коротков.

После завершения Великой Отечественной войны 60-ОДБП передислоцировали в Брянск, где в период в 8 мая по 27 июня 1947 года он был расформирован. Матчасть была передана на военный склад № 2707 [24].

В канун Курской битвы на вокзалах станций Сажное и Беленихино были установлены мемориальные доски в честь подвига экипажей 60 ОДБП. Радостно и тепло встречали оставшихся в живых ветеранов. Все это стало возможным благодаря Н.В. Рыльцову. В грозное лето 1943 года он был работником пути станции Сажное.

Станция Сажное.7 июля 1983 г. Редактор белгородского радио

Сиротенко В.А. берет интервью у Рыльцова Н.В.

 Долгие годы после войны он собирал материал о погибшем дивизионе. Искал и находил людей, служивших в его экипаже. «Писал во все концы нашей страны - вспоминает Николай Васильевич - в военкоматы, архивы, редакции газет и журналов, в советы ветеранов. Почта долго не приносила ничего утешительного. И вдруг письмо от замполита бронепоезда В.К. Паничкина. И вслед за этим письмом хлынул поток писем».

П.А. Безуглых, И.В. Трошкин, Д.С. Проняев, В.А. Грибов, Б.Л. Перлин, и С.П. Есин

у мемориальной доски на станции Беленихино июль 1983 г.

 В фондах ГВИМЗ «Прохоровское поле» хранится макет бронепоезда «Московский метрополитен», который сделал сам Н.В. Рыльцов и альбом с фотографиями членов экипажа. Подарил он их в 1997 году.

Победа в Великой Отечественной войне - результат героических усилий миллионов солдат и офицеров Красной Армии, партизан и тружеников тыла. В этом и немалая заслуга и советских железнодорожников. Более 500 бронепоездов принимало участие в разгроме немецкой армии. Они участвовали во всех фронтовых операциях ВОВ. Прикрывали сосредоточение и развертывание наших войск, защищали железнодорожные узлы, проводили внезапные налеты на позиции врага. В дни Курской битвы 60 ОДБП сдерживал продвижение II танкового корпуса СС на Прохоровском направлении. Он встал непреодолимой стеной на пути продвижения немецких танков и пехоты. Дивизион полностью выполнил свою задачу - не допустил продвижения противника вдоль железной дороги. За время ведения боевых действий экипажами бронепоездов «Московский метрополитен» и № 737 было сбито семь немецких самолетов и подбито семь танков.

 

  1. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г.
  2. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945. М.Транспорт 1992 г.
  3. Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941-1945 М. Яуза 2010 г.
  4. Там же. С. 131.
  5. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945. М. Транспорт 1992 г. С. 201.
  6. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36967. Д. 1. Л. 3.
  7. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36988. Д. 2. Л. 19.
  8. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36967. Д. 1. Л. 35.
  9. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36988. Д. 2. Л. 27.
  10. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г. С. 56-57.
  11. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36968. Д. 1. Л. 89.
  12. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36988. Д. 2. Л. 54.
  13. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Ед. хр. 202. № записи 1769485. Л. 180. Электронный ресурс: httр://www.obd-memorial. ru/html/index.html.
  14. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г. С. 70.
  15. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г. С. 61.
  16. ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. А-83 627. Д. 2602. Л. 74.
  17. Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941-1945 М. Яуза 2010 г. С. 134.
  18. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г. С. 62-64, 50.
  19. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36968. Д. 1. Л. 131.
  20. Ткаченко М. Особое поручение. // Южная магистраль. 26.04.1990 г. С. 2.
  21. Там же. С. 3.
  22. ЦАМО РФ. Ф. 60 ОДБП. Оп. 36967. Д. 1. Л. 43.
  23. Рыльцов Н.В. На рельсах огненной дуги. Харьков, Прапор 1988 г. С. 43.
  24. Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941-1945 М. Яуза 2010 г. С. 135.

Карта