В годы ВОВ на советско-германском фронте в боевых действиях принимали участие более 200 наших бронепоездов. В условиях недостаточной развитой сети дорог, железнодорожные коммуникации играли важную роль в обеспечении поставок для нашей армии. Бронепоезда Красной Армии всю войну сражались на самых опасных участках различных фронтов. Они цементировали оборону наших частей на направлениях главных ударов противника. В дни Курской битвы, на территории современного Прохоровского района, с 5 по 7 июля 1943 г., в отражении наступления II танкового корпуса СС, принимал участие 60 отдельный дивизион бронепоездов. Состоял он из двух бронепоездов: «Московский метрополитен» и № 737 и внес весомый вклад в отражении наступления немецкой армии на Прохоровку.
В качестве источника для написания данной работы была использована следующая литература: Рыльцов Н.В. "На рельсах огненной дуги" [1] - первая работа, посвященная участию 60 ОДБП в Курской битве, где собран большой фактический материал, основанный на воспоминаниях ветеранов воевавших в этом дивизионе. К работе схожего характера можно отнести коллективную монографию - "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945" [2]. Единственной научной работой, в которой подробно рассматривается история создания и боевое участие бронепоездов в годы ВОВ является работа М.В. Коломийца "Бронепоезда в бою 1941-1945" [3]. Еще одним источником, использовавшимся при написании настоящей работы, являются воспоминания ветеранов 60 ОДБП, напечатанные в газете Южная магистраль от 24.04. 1990 г., которая хранится в фондах ФБУК ГВИМЗ "Прохоровское поле". Там же хранится и альбом, подаренный Н.В. Рыльцовым, с фотографиями экипажей бронепоездов и макет легкого бепо «Московский метрополитен». В ОГКУ "Государственный архив Белгородской области" и ОГКУ "Государственном архив новейшей истории Белгородской области" материалов связанных с боевыми действиями 60 ОДБП не оказалось. Из материалов найденных в фондах ЦАМО в работе использованы: боевые донесения и приказы, сведения о личном составе и потерях за июль 1943 г.
История формирования 60 ОДБП
Весной 1943 года на Курском выступе развернулась подготовка к отражению наступления фашисткой армии. Войска Центрального, Воронежского и Степного фронта стали создавать глубокоэшелонированную оборону. В состав Воронежского фронта был включен 60 ОДБП. Он был сформирован в марте 1942 года. В состав 60-го ОДБП вошли уже действующие на фронте бепо № 1 и № 13 [4]. В начале августа 1942 года дивизион прибыл в Москву на переформирование и доукомплектование личного состава.
В конце декабря 1942 года командир дивизиона майор В.Б. Панич принял два новых бронепоезда. Первый № 737 считался тяжелым, так как на его вооружении были два 107 мм орудия. Командиром был назначен капитан В.К. Павелко. Второй бронепоезд № 746 считался легким. На его вооружении были четыре бронеплощадки с 76-мм орудиями в танковых башнях. Этот бепо получил название «Московский метрополитен», так как был построен на средства рабочих и служащих московского метро. 58 работников метрополитена были зачислены в экипаж бронепоезда. Командовать им стал капитан Б.П. Есин.
21 марта 1943 года состоялся торжественный митинг посвященный передаче бронепоездов 60-ОДБП. На митинге выступил начальник Московского метро И.Н. Новиков. Он огласил телеграмму Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, мой братский привет и благодарность Красной Армии…» [5].
29 апреля командир дивизиона майор В.Б. Панич получает приказ: «…Вверенный Вам дивизион бронепоездов отправить со ст. Москва-Савеловский на ст. Ржава, где поступить в распоряжение Командующего войсками Воронежского фронта… Время отправления 1900 -30.4.43г.» [6]
Президиум митинга по передаче бронепоезда "Московский метрополитен" действующей
армии на территории Северного депо в Москве 21 марта 1943 г.
Бронепоезд «Московский метрополитен» перед отправкой на фронт.
Март 1943 года
Выход на боевые позиции
3 июня 1943 года дивизион вышел на исходные позиции в районе станций Беленихино и Сажное. Он находился в оперативном подчинении 375 сд. [7] Ему была поставлена задача - недопустить прорыва противника вдоль железной дороги на север и поддержать огнем части 375с.д. и 51 гв. сд. имея основным направлением Белгородское шоссе, железную дорогу и дорогу с Белгорода на Шляховое, для чего командиру дивизиона увязывать свои действия со штабами 375 сд, 51 гв. сд, и 96 тбр. Участок пути от станции Сажное до переднего края патрулировать бронемашинами [8]. В составе дивизиона находились два броневика БА-20, способных передвигаться по железной дороге.
С середины июня дивизион дислоцировался: полевая база и тяжелый бронепоезд - Беленихино, штаб дивизиона и легкий б/п – Сажное [9]. В дивизионе был организован солдатский хор, а в каждом бронепоезде - вокальный ансамбль и танцевальная группа. Самодеятельность дивизиона выступала с концертами не только перед своими солдатами, но и в других подразделениях. Вот как об этом вспоминает командир зенитного взвода бронепоезда № 737 П.П. Погосян: «Обычно с наступлением темноты, свободные от вахты, собирались на поляне небольшой рощицы и устраивали импровизированные концерты. Душой и организатором этих вечеров был Петр Выгорский - музыкант и самодеятельный композитор. Баян в его руках превращался в волшебный инструмент, звуки которого брали за душу. Вначале он играл минорные произведения и каждый мысленно уносился домой, к своим родным и близким. Вспоминались любимые, которые, как всем казалось, очень редко писали. Но вот Петр «менял пластинку». Лилась задорная веселая музыка, и бойцы преображались. В круг выходил старший сержант Крюков - организатор и любитель танцев. В такие вечера на поляну приходили бойцы других подразделений, расположенных невдалеке. Все снова заканчивалось песнями. Иногда дежурному офицеру с трудом удавалось прервать затянувшееся веселье» [10].
Станция Беленихино. Июнь 1943 г. Танцует ст. сержант Крюков
Две «стальных крепости на колесах» 60 ОДБП могли противостоять не только пехоте и танкам противника, но и авиации. Донесение о вооружении в 3 отделение Управления Командующего артиллерией 6 Гв. А. 15.06.43 г. «107-мм пушки обр. 1910/ 30 г. - 2 шт.,76,2 мм пушки обр. 1940 г., Ф-34 - 4 шт., 37- мм. Пушки обр. 1939 г. 4 шт., 20 мм. Пушки ШВАК - 4 шт., 12,7-мм. пулеметы ДШК-3 шт., 7,62-мм пулеметы Максим - 12 шт., 7,62-мм. пулеметы ДТ - 16 шт., автоматы ППШ - 44 шт., 7,62-мм винтовки обр. 1940 г. СВТ - 39 шт., 7,62 мм. винтовки обр., 1891/30 г. - 21 шт., пистолеты ТТ - 14 шт., наган - 18 шт., 26-мм сигнальные пистолеты - 6 шт.» [11]. Экипаж бронепоезда состоял из 221 чел.
Боевые действия дивизиона с 5 по 7 июля 1943 года
Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. Боевое донесение № 01/0149 штаба 60 ОДБП. Сажное 06.07.43. 1800: «1. За истекшие двое суток дивизион действовал на участке Сажное - Беломестное. По приказанию КАД - 375 05.07.43. в 0300 бронепоезд № 746 вел огонь по району Ближне-Ивановский, участвуя в системе заградительного огня 375 сд. По приказанию командира дивизиона 06.07.43 г. в 1000 бронепоезд № 737 вел огонь по высоте западнее Непхаево, где накапливалось около двадцати неприятельских танков, подбит один танк…» [12]. Из наградного листа наводчика 107-мм орудия 60 отдельного дивизиона Бронепоездов сержанта Пацюк Николая Трофимовича: «Сержант Пацюк Николай Трофимович, 6 июля 1943 г. точной наводкой подбил один вражеский танк пытавшийся выйти к р. Липовый Донец, что в 2-3 км западнее Сажное…» [13].
Вспоминает командир орудия третьей бронеплощадки бронепоезда «Московский метрополитен» старший сержант Иван Васильевич Соколов: «В районе предполагаемого появления фашистских танков параллельно железной дороги проходила балка, заросшая по кустам густым кустарником. Здесь стояли на огневых позициях наши противотанковые орудия и танки. Немцы их не заметили. Когда гитлеровские танки приблизились к оврагу, наши батареи открыли сильный огонь. На широком поле горело уже несколько немецких танков. Когда огонь наших противотанковых батарей несколько ослаб, в бой вступил наш бронепоезд. С бронепоезда стреляли прямой наводкой подкалиберными и бронебойными снарядами. Вот в перекрестье прицела моего орудия попал танк. Первый снаряд попал в гусеницу, танк развернулся, следующий снаряд угодил в моторное отделение. Танк загорелся. Бой был жестокий и скоротечный. Под защитой дымовой завесы немцы повернули вспять. Пошли в контратаку наши знаменитые «Т-34». Завязался танковый бой, который продолжался до позднего вечера. На поле догорали танки, штурмовые орудия и бронетранспортеры…» [14]. Об этом сражении, 6 июля наших бронепоездов с танками дивизии «Дас Рейх», есть упоминание и в немецких источниках. В книги В. Фея «Танковые сражения войск СС» описан небольшой фрагмент этого боя. Танк автора был подбит и экипаж был вынужден спасаться бегством.
Связь дивизиона с командованием была нарушена. Не получая никаких приказов командир дивизиона, для прояснения обстановки, решает ехать в Прохоровку. «Вечером 6 июля «броневик, на котором ехал командир дивизиона В.Б. Панич, в районе станции Прохоровка атаковали немецкие самолеты. Панич был тяжело ранен. Его отправили на самолете в тыловой госпиталь на станцию Икорец» [15], где он скончался от ран 30 июля [16].
Рано утром 7 июля немцы заняли Смородино, Калинин и Ясную Поляну, угрожая выходом в тыл 60 ОДБП. В этих условиях заместитель командира дивизиона по политчасти капитан А.И. Шиманский отдал приказ бронепоездам прорываться к Прохоровке. «Составы вышли со станции Сажное 700 7 июля - впереди бепо № 737, за ним № 746. Отойдя от Сажного на 1,5 - 2 километра бронепоезда попали под обстрел противника, одновременно их атаковало 10 немецких самолетов. Отстреливаясь, составы отбили атаку и двинулись вперед. Не доходя до станции Беленихино, бепо вновь подверглись воздушной атаке. Одновременно по ним открыли огонь немецкие танки и артиллерия. Полотно железной дороги впереди оказалось разрушено и командиры бронепоездов выслали ремонтные бригады, одновременно начав отход к Сажному. Не доходя до станции 2,5 - 3 километра бепо вновь подверглись атаке самолетов противника. В результате, бепо № 737 сошел с рельс, попав на разрушенный участок полотна, на восстановление которого был выведен весь личный состав за исключением одного расчета 107 мм орудия и зенитчиков. Бепо № 746 получил прямое попадание снаряда в бронепаровоз, в результате чего не мог двигаться» [17].
Воспоминания ветеранов о последнем бое дивизиона
Командир зенитного взвода бронепоезда № 737 Петрос Погосович Погосян вспоминает: «…Фашистские танки прорвались сквозь обороняющиеся порядки войск и устремились по дороге к станции Беленихино. Танки стали «растекаться веером», маскируясь в складках местности. Две машины врага были подбиты, одна из них загорелась. Следом за танками двигались бронетранспортеры с пехотой. По моей команде расчеты быстро опустили стволы зенитных пушек в горизонтальное положение… Застрочили пулеметы бронеплощадок, заработали зенитки. Снаряды рвались в самой гуще атакующих. Оставшиеся в живых немцы скатились в балку и больше не решались подняться в атаку… Мы полностью контролировали дорогу, ведущую с хутора Калинина на станцию Беленихино… Внезапно на бронепоезд налетело до тридцати самолетов противника. Они атаковали его с разных направлений… От взрыва бомб и треска автоматических пушек и пулеметов я потерял слух. Взрывом бомбы бронеплощадку сбросило с рельсов, и она сильно накренилась. От удара головой о металлическую станину я потерял сознание. Когда пришел в себя, увидел, что лежу на земле невдалеке от бронепоезда. Паровоз передней частью зарылся в балласт, из перебитых паропроводов вырывается пар. Бойцы снимали пулеметы, выбивали клинья с замков орудий… Взвалив на себя пулеметы, в кромешной тьме пошли на фронтовую базу бронепоездов».
Борис Львович Перлин - командир бронеплощадки «Московского метрополитена»: «Из-за непрерывной стрельбы внутри бронеплощадки стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастерки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки так и не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя: разбиты все бронеплощадки, паровоз. Командир бронепоезда капитан Б.П. Есин приказал мне и ефрейтору моей бронеплощадки И.В. Трошкину прикрыть отход оставшихся членов экипажа бронепоезда… Покинув бронепоезд, мы примерно полчаса отстреливались из пулеметов и автоматов от наседавшего врага. А стрельба, бомбежки были непрерывными… Неподалеку от меня разорвалась бомба, я был оглушен и засыпан землей. Ефрейтор И.В. Трошкин в считанные минуты откопал меня и волоком оттащил меня от опасного места. Мы собрались на фронтовой базе, на станции Графская» [18].
В результате боев 60 ОДБП было подбито и сожжено 7 вражеских танков, сбито 7 самолетов, уничтожено свыше 3 минометных батарей и до батальона пехоты противника. Несмотря на ожесточенные бомбардировки противника, ураганный обстрел артиллерией и танками потери были небольшими: 2 человека убито и 2 пропали без вести, ранено и контужено 10 человек [19].
Вечером 6 июля была разбита база дивизиона, которая находилась в Беленихино. Но штабные документы были спасены. Вот как об этом рассказывает старшина М. Ткаченко: «…Обойдя сражавшиеся на перегоне Сажное - Беленихино Бронепоезда «Московский метрополитен» и № 737, фашистские танки вышли в расположение базы дивизиона и в упор расстреляли из орудий. Горели вагоны. Взрывались снаряды, погруженные в них, вещевое имущество. Документам, находящимся в штабном вагоне, грозила гибель. Я получил задание перебраться в вагон и забрать документы. Укрыв голову шинелью, с трудом проник сквозь сплошной дым в вагон, ощупью отыскал сейф, сдвинутый взрывом в противоположный угол. Поспешно запихивал в вещмешок его содержимое. ...Я задыхался в дыму и был недалек от обморока. В последнюю секунду буквально вывалился из вагона и не смог идти. И тут услышал немецкую речь. Фашисты были рядом. У меня был пистолет. Но я понимал, что применять оружие необходимо только в самых крайних случаях. Пользуясь задымленностью местности, отполз метров пятьдесят в густую посадку и притаился в воронке от бомбы. С наступлением сумерек фашисты прекратили наступление, и я, выбрав удобный момент, пополз от железной дороги к лощине, где по моим расчетам должны находиться наши войска. Вскоре набрел на подбитый танк, который ремонтировали наши танкисты. Через некоторое время они завели его и приняли меня на броню…» [20].
Мало известный факт, но на бронепоезде № 737 был сын полка - одиннадцатилетний Анатолий Коротков. Интересна история, как он на нем оказался.
Коротков А. Второй слева во втором ряду
Вот как об этом вспоминает майор в отставке, бывший старший военфельдшер 60 ОДБП Д.С. Проняев: «… Стало светать, когда оба бронепоезда прибыли в Тулу… Командир бронепоезда капитан В. Павелко разрешил Ф. Серегину посетить сестру, проживающую в городе. Уже паровоз подал сигнал отправления, когда на перроне появился Серегин. Вместе с ним был мальчик… Поезд отправился. Серегин, подсадив Анатолия, которого подхватили бойцы, взобрался и сам на бронеплощадку… Через два дня прибыли на прифронтовую станцию Беленихино… О нахождении мальчика на бронепоезде узнал командир бронепоезда, доложил командиру дивизиона майору В. Паничу… Толя очень просил оставить майора на бронепоезде… и командир дивизиона согласился. Приказал сшить ему обмундирование и зачислить на довольствие… У насыпи, где сражался и погиб бронепоезд, лежало двенадцать погибших, прикрытых плащ-палатками. Тринадцатым был Анатолий. Невдалеке группа солдат расчищала воронку от бомб для братской могилы. Вечерело. … Десять солдат, оставленных для похорон, продолжали свое дело. Уже могила была готова, когда я осмотрел погибших. В смерти Анатолия усомнился и дал ему понюхать нашатырного спирта. Оказалось, что он был в глубоком обмороке… Кровь на лице и одежде Анатолия была не его, а погибших старших товарищей. Когда его привел в чувство, он не сразу понял, что с ним произошло…» [21]
Экипаж дивизиона на станции Графская Июль 1943 г.
Дивизион был сохранен как боевая единица. Боевое распоряжение командиру 60 ОДБП № 19 /оп штаб БТ и МВ Воронежского фронта. На основание шифра заместителя начальника Генштаба Антонова № 40251 командующий БТ и МВ ВФ приказал:
Первое - 60 ОДБП не позднее 24.8.43 г. отправить в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего на станцию Рузаевка Куйбышевской железной дороги.
Второе - дивизион отправить в полном составе со всем имеющимся личным составом, вооружением и имуществом.
Третье - отправляемый дивизион на путь следования обеспечить 5 суточными дачами продовольствия [22].
«Вскоре дивизион получил два новых типовых бронепоезда - «Салават Юлаев» и «Уфа», - построенных на сбережения трудящихся Башкирской АССР. Дивизион принимал непосредственное участие в освобождении Белоруссии и Литвы от немецко-фашистских захватчиков и закончил боевой путь, участвуя в штурме города - крепости Кенигсберг [23]. Здесь встретил день Победы и Анатолий Коротков.
После завершения Великой Отечественной войны 60-ОДБП передислоцировали в Брянск, где в период в 8 мая по 27 июня 1947 года он был расформирован. Матчасть была передана на военный склад № 2707 [24].
В канун Курской битвы на вокзалах станций Сажное и Беленихино были установлены мемориальные доски в честь подвига экипажей 60 ОДБП. Радостно и тепло встречали оставшихся в живых ветеранов. Все это стало возможным благодаря Н.В. Рыльцову. В грозное лето 1943 года он был работником пути станции Сажное.
Станция Сажное.7 июля 1983 г. Редактор белгородского радио
Сиротенко В.А. берет интервью у Рыльцова Н.В.
Долгие годы после войны он собирал материал о погибшем дивизионе. Искал и находил людей, служивших в его экипаже. «Писал во все концы нашей страны - вспоминает Николай Васильевич - в военкоматы, архивы, редакции газет и журналов, в советы ветеранов. Почта долго не приносила ничего утешительного. И вдруг письмо от замполита бронепоезда В.К. Паничкина. И вслед за этим письмом хлынул поток писем».
П.А. Безуглых, И.В. Трошкин, Д.С. Проняев, В.А. Грибов, Б.Л. Перлин, и С.П. Есин
у мемориальной доски на станции Беленихино июль 1983 г.
В фондах ГВИМЗ «Прохоровское поле» хранится макет бронепоезда «Московский метрополитен», который сделал сам Н.В. Рыльцов и альбом с фотографиями членов экипажа. Подарил он их в 1997 году.
Победа в Великой Отечественной войне - результат героических усилий миллионов солдат и офицеров Красной Армии, партизан и тружеников тыла. В этом и немалая заслуга и советских железнодорожников. Более 500 бронепоездов принимало участие в разгроме немецкой армии. Они участвовали во всех фронтовых операциях ВОВ. Прикрывали сосредоточение и развертывание наших войск, защищали железнодорожные узлы, проводили внезапные налеты на позиции врага. В дни Курской битвы 60 ОДБП сдерживал продвижение II танкового корпуса СС на Прохоровском направлении. Он встал непреодолимой стеной на пути продвижения немецких танков и пехоты. Дивизион полностью выполнил свою задачу - не допустил продвижения противника вдоль железной дороги. За время ведения боевых действий экипажами бронепоездов «Московский метрополитен» и № 737 было сбито семь немецких самолетов и подбито семь танков.