Глазунов Ю.А. Немецкий танк с хутора Рындинка

В начале августа 2017 года поисковиками Белгородского клуба "Огненная Дуга" на территории Прохоровского района Белгородской области, недалеко от хутора Рындинка, были найдены, разбросанные от взрыва в радиусе нескольких десятков метров части бронекорпуса и башни немецкого танка. Когда сохранившиеся части были привезены в Прохоровку и выложены по отдельности на территории танкодрома, стало очевидно, что это немецкий танк Т-4 (Pz. IV). После совместного осмотра поисковиками и сотрудниками музея было сделано предположение, что скорее всего это части немецкого танка Т-4 G. Оставалось только подтвердить или опровергнуть это предположение. Среди привезенных частей было два направляющих колеса. Такое направляющее колесо использовалось на танках Т-4 модификаций: от F 1 до H [1]. Характерными чертами башни танка Т-4 модификации G является отсутствие смотровых щелей по бортам башни и спереди у заряжающего. Дымовые гранатометы устанавливались по бортам башни, а не на корпусе. Летом 1942 г. был введен новый двухкамерный дульный тормоз пушки. Среди привезенных частей танка ствола от пушки не было. Был один гранатомет и два борта башни без щелей наблюдения. После тщательного осмотра привезенного, был найден и лоб башни. Взрывом его разорвало на две части. С правой стороны отсутствовал лючок для приборов наблюдения. Чтобы окончательно удостовериться что это части танка Т-4 G, была измерена толщина лобового и бортового бронелиста привезенных частей танка. Толщина лобового составила 50 мм, что соответствует модификации F2 и G. У модификации H она составляет 80 мм. Толщина бортового бронелиста составила 30 мм, что соответствует модификации G. У модификации F2 - 20 мм. Таким образом, можно сделать вывод, что найденные недалеко от Рындинки части бронекорпуса и башни принадлежат немецкому танку Pz IV Ausf G.

 

Толщина брони немецких танков Pz. IV [2]

 

Модификация

F1

F2

G

H

Корпус

лоб

50

50

50

80

борт

20+20

20+20

30

30

корма

20

20

20

20

Башня

лоб

50

50

50

80

борт

30

30

30

30

корма

30

30

30

30

 

В тот же день, когда был найден немецкий танк, появилось много сообщений в СМИ и сети интернет, что до начала Курской битвы танк уже успел повоевать в Северной Африке и оттуда был переброшен на Восточный фронт. Об этом говорит песочный окрас его брони. Но это ошибочное мнение. Действительно, бронетехника предназначавшаяся для отправки в африканский корпус, была окрашена в желто-коричневый цвет. Из-за больших потерь часть ее немцам пришлось перебросить не в Африку, а на территорию нашей страны летом 1942 г. и эти бронетанковые части принимали участие в боевых действиях на территории Крыма и Северного Кавказа. В феврале 1943 г. для всей бронетехники Германии был введен новый основной цвет защитной окраски - грязно желтый [3] и два дополнительных: оливково-зеленый и красно-коричневый, которые наносились в полевых условиях для камуфляжной окраски, в зависимости от ландшафта местности. В первую очередь перекрашивалась техника танковых и автомобильных частей. При проведенном детальном осмотре лакокрасочного покрытия под слоем краски темно-желтого цвета был обнаружен красный - цвет грунтовки. Следовательно эта боевая машина была изначально окрашена в этот цвет на заводе.

Еще одним поводом причисления этой боевой машины к африканскому корпусу стал его опознавательный знак, хорошо сохранившийся на кормовом бронелисте - черный крест с белой окантовкой. Это так называемый "Balkenkreuz" - балочный крест. Действительно, такой вариант креста наносился на немецкую технику воевавшею в северной Африке с февраля 1941 г. Но с февраля 1943 г. для всей немецкой военной техники стандартным опознавательным знаком становится африканский вариант креста - черный с белой окантовкой. С этого же времени устанавливаются и стандартные размеры креста: 20 см в ширину и 25 см в высоту. В таком виде он просуществовал на немецкой военной технике вплоть до конца войны. На найденном бронелисте опознавательный знак был нанесен нестандартно - 24 см в ширину и 24 см в высоту. Танк успел поучаствовать в зимних боях и был подбит или подорвался на противотанковой мине. Об этом свидетельствует сохранившаяся на корме белая камуфляжная краска и катки с резиновыми бандажами трех разных фирм производителей: "SEMPERIT", "VORVERK" и "CONTINENTAL". По всей вероятности они были поставлены во время ремонта. Танки Pz IV Ausf G изготавливались на немецких заводах с мая 1942 г. по июнь 1943 г. Всего было выпущено 1687 единиц [4].

На левом боковом бронелисте башни можно рассмотреть тактический номер - 722. В немецкой армии система нумерации боевых машин была довольно простой и состояла из трехзначного номера, который наносился на башню или корпус танка. Первая цифра обозначала номер роты, вторая - номер взвода, а третья - номер машины во взводе. Таким образом, тактический номер 722 обозначал: седьмую роту, второй взвод и вторую машину во взводе. В начале ВОВ немецкий танковый полк состоял из двух танковых батальонов. В каждом батальоне было по четыре роты. Рота состояла из четырех взводов. Хотя в годы войны количество рот, взводов и число танков в них неоднократно менялось, такая система нумерации сохранялась до конца 1945 г. Этот танк не был командирским, так как нумерация командирских танков была основана по другой системе [5].   

В боевых действиях на территории населенных пунктов Шипы и Рындинка в июле 1943 года принимали участие две немецких танковых дивизии - 6 и 19. Рано утром 12 июля боевой группе 6 немецкой танковой дивизии удалось захватить мост через реку Северский Донец в районе села Ржавец. Пока мост не был взорван нашими саперами противнику удалось переправить на западный берег реки 6 танков. По некоторым данным это были наши трофейные танки Т-34, которые находились в авангарде боевой группы 6 тд. При поддержке танков немецкие автоматчики захватили в 8.00 Рындинку и в 13.00 Шипы.

Для ликвидации прорвавшейся группировки противника из села Плоты в район села Шахово была направлена 26 гвардейская танковая бригада 2-го гвардейского Тацинского корпуса. В 9.30 бригада сосредоточилась на восточной окраине Шахово. Ей была поставлена боевая задача - огнем с места не допустить переправы противника на зап. берег р. Северский Донец в районе сел Ржавец и Выползовка. Содействовать огнем наступлению с севера 5 гв. Зимовниковскому механизированному корпусу [6]. С поставленной задачей бригада справилась. Два из переправившихся танков были подбиты и четыре сожжены [7].

В бой с прорвавшимся противником согласно спецсобщению Военному Совету 5-й гвардейской танковой армии исполняющего обязанности Отдела контрразведки "Смерш" 5 гв. ТА полковника Фролова 11 гв. механизированная бригада 5 гв. Змк за хутор Шипы вступила с марша в 13.00 [8]. Первыми атаковали немцев засевших в Шипах двигавшиеся в авангарде бригады 54 гв. танковый полк и 1-й батальон бригады. В 15.00 Шипы были освобождены. Подошедшие 2-й и 3-й батальоны помогли захватить Рындинку. Освобождена она была в 19.00 [9]. Но в руках противника оставался небольшой предмостный плацдарм с которого уже 13 июля в бой вступят танки 27 тп 19 тд немцев. Следует отметить, что Рындинку освобождали только пехотные батальоны 11 гв. мбр. Танки 54 гв. тп смогли форсировать безымянный ручей, протекающий между Шипами и Рындинкой с севера на юг и впадающий в Северский Донец, только 13 июля. Четыре дня гвардейцы сдерживали атаки немцев. Отражали до восьми контратак в день, бои доходили до рукопашных схваток. По свидетельству местных жителей, хутора Шипы и Рындинка, по несколько раз в день переходили из рук в руки. Из-за реки со стороны Ржавца атаки противника поддерживали своим огнем до 40 танков [10] и несколько батарей шестиствольных минометов.

Согласно отчету о боевых действиях 19 тд немцев четыре танка этой дивизии были уничтожены из засад нашими артиллеристами возле оврага, примыкающего с северо-запада к Шипам в долине реки Северский Донец [11]. Если посмотреть на карту, это как раз то место, где и были найдены части бронелистов и башни немецкого танка. Дело в том, что немцы заносили в безвозвратные потери те танки, которые нельзя было ввести в строй в течение нескольких дней, отправленные на ремонт в Германию или же оставленные на незанятой территории. Рындинка находилась в руках немцев до 19 июля. Значит этот танк был полностью разрушен и не подлежал эвакуации или восстановлению. Вопрос только, каким образом? По характеру изогнутости бронеплит видно, что взрыв большой мощности произошел внутри танка. Наши артиллеристы нанесли такие повреждения танку, что у немцев не хватило ни сил, ни средств на восстановление или эвакуацию. В сложившейся обстановке они предпочли его взорвать, чтобы он не достался нашим войскам и это сделали скорее всего немецкие саперы. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что найденный недалеко от Рындинки взорванный немецкий танк входил в состав 19 тд III танкового корпуса армейской группы "Кемпф", который был подбит бронебойщиками и артиллеристами 11 гв. мбр 5 гв. МК.

Надо сказать, что это не единственный танк оставленный немцами в этом районе боевых действий. В результате наступательных боев 93 гв. сд 19 июля 1943 года недалеко от села Ржавец, находящегося на восточном берегу реки Северский Донец, на расстоянии одного километра от Рындинки немецкий экипаж покинул сломанный танк Т-4. Тракторный механик гв. ст. сержант Лясников Николай Александрович и шофер гв. ефрейтор Николенко Иван Архипович 198 гв. артиллерийского полка под сильным артиллерийским и минометным огнем противника отремонтировали и завели "четверку" [12]. При проезде по мосту танк подорвался на немецкой мине. Была перебита гусеница и вышли из строя два катка. В результате упорной работы танк снова был отремонтирован и они продолжили движение в расположение полка.

Поисковые работы в районе нахождения танка попеременно проводили в 2017-2018 гг. поисковики региональной общественной организации Поисковый клуб "Огненная дуга": Писанков В., Погорелов Ю., Кильдюшев А. и Бережной С. На сохранившихся лобовом и бортовом бронелисте корпуса танка есть следы от попадания наших 45 мм орудий. Бронебойные наряды наших "сорокапяток" не смогли пробить немецкую броню, а от попадания подкалиберного снаряда есть сквозное отверстие. По результатам баллистического провешивания была определена позиция противотанкового орудия примерно в 120-150 метрах от танка в районе луга между берегом реки и полем, где были обнаружены останки командира расчета 45-мм противотанковой пушки ст. сержанта Белова. Всего на этом участке 400 м. по фронту и до 100 м. в глубину были найдены останки 18 наших бойцов с глубиной залегания 30-40 см. т.е. они не были захоронены и остались на поле боя [13]. В результате исследования были установлены имена и фамилии трех наших бойцов: гвардии лейтенант Клыков Василий Иванович - командир роты 2 мотострелкового батальона 11 гв мбр., гвардии старший сержант Божок Георгий Пантелеевич - командир пулеметного взвода, гвардии старший сержант Белов Сергей Гаврилович - командир орудия противотанковой батареи 2 мотострелкового батальона 11 гв мбр.

3 марта 1943 г. у мемориала "Звонница" на Прохоровском поле останки гв. лейтенанта Василия Клыкова были переданы представителям Поискового движения России в Ульяновской области. По словам председателя Сергея Зуева родственники погибшего офицера приняли решение захоронить его на Родине в селе Тагай, рядом с могилой матери, которая до последнего дня ждала его с фронта.

Представители поисковиков из Ульяновска, Орла, Липецка, Алтая и Белгорода пожелали своими глазами увидеть место подвига гвардейцев. 1.5 км. по глубокому снегу в метель они добирались до этого пятачка русской земли, который защищали гвардейцы 11 гв. мбр. Около 15 часов, когда мы добрались к месту гибели Клыкова, Белова, Божка и других гвардейцев рассказывает В. Писанков - метель внезапно прекратилась. На месте их гибели возложили цветы [14].

Расположение 26 гв. тбр в обороне Шахово 12.07.1943 г.

ЦАМО РФ. Ф. 3101. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.

Опознавательный знак Balkenkreuz - балочный крест

Лобовой бронелист

 

  1. Барятинский М. Броня Гитлера. Все танки III рейха. - М. Яуза, 2014 г. С. 345.
  2. Там же. С. 348.
  3. Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж германской техники 1939-1945. -М. Экспринт, 2005 г. С. 24.
  4. Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. - М. Астрель, 2008 г. С. 97.
  5. Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж германской техники 1939-1945. -М. Экспринт, 2005 г. С. 34.
  6. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Далее: ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 23. Л. 11.
  7. ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 20. Л. 16 обр.
  8. Журахов В.М. СМЕРШ боевое крещение под Прохоровкой. - Белгород.: Константа, 2015. С. 79.
  9. ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 42. Л. 6.
  10. ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4982. Д. 21. Л. 6.
  11. Ащеулов О.Е., Лобанов А.В. 19-я танковая дивизия Вермахта на Курской дуге. Военно-исторический журнал № 1 2009 г. С. 29.
  12. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2996. Л. 103, 107.
  13. Писанков В.Г. Военно-археологические раскопки в районе Рындинки-Ржавец-Шипы. // Сборник материалов научно-практической конференции. «1943 - год коренного перелома в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - Белгород. ЛитКараВан, 2018 г. С. 90-91.
  14. Там-же. С. 94.

Карта