Глазунов Ю.А. Танковые бои южнее Прохоровки 12 июля 1943 г

В этом году исполняется 80 лет Прохоровскому сражению, в результате которого нашими войсками был остановлен наступавший на Прохоровку с западного и юго-западного направления II немецкий танковый корпус СС.

Одновременно с 12 июля 1943 г. ожесточенные и кровопролитные бои с применением большого количества бронетехники с обеих сторон разгорелись в 18 км южнее Прохоровки против III тк противника. В районе населенных пунктов: Казачье, Александровка (упразднена), 1-й Ново-Александровский выселок (упразднен), Кураковка, Рындинка, Щелоково, Ржавец, Выползовка (в составе с. Ржавец), Красное Знамя, Авдеевка в бой с немцами в течение дня вступили танкисты 53-го, 54-го и 55-го гвардейских танковых полков; 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса; 96-й отдельной танковой бригады имени «Челябинского комсомола»; 1447-го самоходного артиллерийского полка. В настоящее время эти населенные пункты, кроме Александровки и 1-го Ново-Александровского выселка, расположены на территории Ржавецкого и Шаховского сельских поселений Прохоровского района.

Поздно вечером 11 июля прорвав оборону наших войск, передовые части III тк противника захватили с. Казачье. К этому времени корпус был изрядно потрепан в боях, в трех его танковых дивизиях 6-й, 7-й, и 19-й, по различным оценкам историков насчитывалось от 120 до 165 танков и САУ, в том числе 23 танка «тигр». Воспользовавшись перегруппировкой и отходом наших войск на новые рубежи обороны, противник решил развить успех и захватить мост через р. Северский Донец, находящийся в с. Ржавец.

Под покровом ночи для выполнения этой задачи из Казачьего в Ржавец была направлена боевая группа 6 тд. Ей предстояло преодолеть расстояние около 9 км. Немцы решили пойти на хитрость – впереди двигались несколько трофейных танков Т-34. Пройдя Кураковку, немецкая колонна натолкнулась на двигавшийся ей навстречу учебный батальон 89 гв. сд под командованием гв. капитана Н.В. Рябцева. Вот как об этом рассказал заместитель командира учебного батальона по политчасти 89 гв. сд М.Г. Боев: «Метрах в пятидесяти впереди неясно прорезался силуэт машины. Это была наша "тридцатьчетверка". Головной танк крался на малой скорости с открытыми люками. Из башенного люка высунулась голова. "Принять вправо!" – послышалось из танка. Значит, свои. Напряжение словно рукой сняло. Мы пошли бок о бок с танковой колонной, оглядывая первую, вторую, третью "тридцатьчетверку". И вдруг: – Немцы! Все повернули головы налево и в двух шагах от себя увидели белые кресты на бортах машин. Горькая догадка молнией пронзила мозг: фашисты в голове колонны пустили изменников советской Родины – "власовцев". <…> Батальон разворачивался из походного в боевой порядок [1]. Действительно в 6 тд немцев в боевых действиях использовались перебежчики-красноармейцы. Этот факт подтверждается протоколом допроса военнопленного Фридриха Верле, обер-ефрейтора 4-го мотополка 6 тд: «В полку имеется до 100 человек украинцев и казахов, часть которых используется для разведки под командой немецких офицеров, часть в качестве подносчиков патронов и ездовых и часть для полицейских мероприятий в ближайшем тылу» [2]. «В ночь с 11 на 12 июля, с юга со стороны Мелихово, на север к Ржавцу, беспорядочно двигались и наши, и немецкие маршевые колонны. Все быстрее стремились достигнуть Ржавца и там закрепиться. На многих перекрестках дорог вспыхивали сватки, переходящие порой врукопашную. «Под шумок» танки 96-й бригады пристроились в хвост одной из немецких танковых колонн. При приближении к Ржавцу, наша колонна по соседней дороге обогнала немцев, а замыкающей роте 228-го батальона была дана команда задержать противника, дать бригаде возможность оторваться от врага. Шесть машин развернулись и открыли беглый огонь по головным немецким танкам. Подбив девять из них и не потеряв ни одной машины, рота перешла на противоположный берег Северского Донца и вышла через с. Большие Подъяруги к с. Александровка» [3]. С рассветом немецкие танки ворвались в с. Ржавец и сумели захватить небольшой предмостный плацдарм и мост через р. Северский Донец.

Пока наши саперы не взорвали мост, немцам удалось переправить на правый берег Северского Донца по разным данным от 6 до 10 танков. Противник нанес удар в двух направлениях. Согласно журналу боевых действий 19 тд: «73 и 74 мп приняли от 6-й тд предмостья у Ржавец и расширили его» [4], а основной удар 6 тд нанесла в направлении сел Выползовка и Авдеевка. Обстановка менялась стремительным образом. «В 8.00 12.7.43 г. 6 танков с автоматчиками противника переправились через р. С. Донец в районе Ржавец и овладели Рындинка. В 9.20 колонна танков до (50) с мото-пехотой двигалась из Кураковки на Ржавец и в 10.00 сосредоточилась во Ржавце. В 11.50 колонна танков (50) с мото-пехотой с высоты 215,7 втянулась в Выползовку. В 13.00 противник группой танков (6) с автоматчиками овладел Шипы» [5].

Первой к месту прорыва немецких танков в район Шахово вышла 26 гв. тбр. В 9.30 она сосредоточилась на восточной окраине Шахово и заняла оборону с задачей: огнем с места не допустить переправы противника на западный берег р. Северский Донец в районе Ржавец, Выползовка и содействовать огнем наступлению 5 гв. мк [6]. Бригада в районе обороны имела боеспособных танков: Т-34 – 30 ед., Т-70 – 10 ед [7].

Бой за высоту 135,0 и х. Шипы, расположенный у ее подножия, начался около 13 часов. Позиции 73-го и 74-го гренадерских полков 19 тд немцев с марша атаковал двигавшиеся в передовом отряде 11 мбр первый механизированный батальон гв. майора А.В. Фалюты и 54 гв. тп гв. полковника В.П. Рязанцева в составе 16 танков Т-34 и 15 Т-70. Второй и третий батальоны вводились в бой с марша, несколькими группами вслед за первым.

В 15.25 12.7.43 г. 11 гв. мбр овладела Шипы [8]. Танкисты 54 гв. тп не смогли преодолеть сходу приток с. Донца, берущий свое начало в районе Новоселовки и х. Верин. Танки, пройдя в расположение противника 700–800 м, вследствие заболоченности форсировать водный рубеж не могли, а пехота выдвинулась вперед и в течение 13 часов, неся большие потери, вела бой без участия танков [9].

Рындинка была освобождена от немцев в 19.00. Дальнейшее продвижение 11 гв. мбр сдерживал огонь немецких реактивных минометов «Небельверфер», танков и САУ, закопанных в землю в с. Ржавец. Это подтверждается как архивными документами, так и данными археологических раскопок, проводимых белгородским историко-поисковым клубом «Огненная дуга» в районе х. Рындинка. Все найденные воины находились либо в стрелковых ячейках, либо в непрофильных траншеях глубиной до 70 см со множественными повреждениями костей: отсутствие фрагментов скелета, либо конечностей, что свидетельствует о поражении артиллерийскими боеприпасами [10].

Под прикрытием артиллерии и огня танков в течение дня противник пытался дважды переправиться через р. С. Донец в районе Щелоково, Ржавец, Выползовка. Но ответным огнем танкистов 26 гв. тбр все попытки переправить танки были отбиты. Из оперсводки 26 тбр № 0182 на 6.00 13.7.43 г.: «В результате огневого боя в течение дня 12.7 бригадой уничтожено у противника: до 100 солдат и офицеров, 6 танков, из них 2 сожжено, 4 подбито, 12 автомашин с разными грузами и пехотой, 4 миномета, из них один шестиствольный, 6 орудий разного калибра, один мотоцикл. За это время бригада потеряла от арт. мин. огня и бомбардировки противника – личного состава: убитыми – 8 чел., в том числе два средних командира, ранеными – 32 чел.; вооружения – ручных пулеметов – 1, винтовок – 8, ППШ – 4, повреждено 4 автомашины и одно орудие ПТ. Подбито 2 танка Т-34» [11].

11 июля около 23 часов в Призначное прибыл 55 гв. тп в составе: танков Т-34 – 20 ед., Т-70 – 16 ед. По пути следования по техническим неисправностям вышло из строя 12 танков Т-34. Они были оставлены в Нагольном. 12 июля в 11.00 командир полка гв. подполковник М.И. Гольдберг получил боевой приказ: «Совершить 12 км марш по маршруту Призначное, Подольхи, Черновка, Авдеевка, Красное Знамя с задачей приостановить прорвавшегося противника в районе Ржавец – Выползовка. В 13.00 2 тр, действуя в ГПЗ [головная походная застава] по достижении д. Красное Знамя, вступила в бой с передовыми отрядами 7 и 19 немецких тд. Полк вступил в бой совместно с 1 мсб 12 гв. мбр, имея в наличии матчасти: Т-34 – 19 шт., Т-70 – 16 шт.» [12] Продвижению вперед мешал губительный огонь немецкой артиллерии с высоты 222,1, находящейся в полутора километрах юго-восточнее Красного Знамени.

С помощью самоходок (СУ-122) подошедшего 1447 сап огневые позиции немцев были подавлены. К 18.00 12 гв. мбр, отбросив противника с высоты 222,1, вышла на дорогу в 2 км юго-восточнее Выползовки [13]. В течении ночи и первой половины дня 12 июля вдоль балки Разумная между Александровкой и Свиридово заняли оборону танкисты 96 тбр. Из журнала боевых действий бригады: «В 23.00 11.7.43 Штабриг, РУ, 3 танка Т-70, 1 танк Т-34 занимают оборону юго-западнее Александровки, отбив одну танковую атаку совместно с дивизионом РС. 12 июля бригада в составе 14 танков Т-34, 3 танков Т-70, МСПБ, ПТИБ занимают оборону Александровка – Свиридово. В 14.00 противник силою до 25 танков атаковал Александровка – Свиридово, огнем наших танков атака была отбита, при этом подбито два танка противника. В 16.00 Противник силою до 50 танков, батальона мотопехоты повторил атаку, которая также была отбита. После двухчасового танкового боя было подбито и сожжено 15 танков противника и до роты пехоты. Наши потери: 1 подбитый танк, сдан в ремонт» [14].

Продвижению противника на северо-запад от Казачьего мешал хорошо подготовленный рубеж обороны от Выползовки до Свиридово, созданный весной и в первой половине лета 1943 г. По всему участку были созданы обширные минные поля, а перед 1-м Ново-Александровским выселком вырыт противотанковый ров. Под прикрытием артиллерийского и минометного обстрела немецкие саперы в течение дня проделывали проходы в минных полях и противотанковом рву. К вечеру им удалось это сделать и в 19.00 был захвачен 1-й Ново-Александровский выселок. Не сумев обойти Александровку с востока, противник решил нанести удар западнее ее. В 1 км западнее Александровки разгорелся танковый бой между прибывшим сюда, совершившим 12 км марш по маршруту Большие Подъяруги, Ново-Хмелевое, Александровка, 53 гв. тп и боевой группой 6 и 7 тд немцев. Из журнала боевых действий 53 гв. тп: «В бой полк ведет комполка гв. майор Курносов. Полк вступил в бой в 20.00 12.7 в количестве танков: Т-34 – 28 шт., Т-70 – 9 шт. Встреченные танками противника, занимающего выгодное командное положение на высоте: "тигров" 8 шт., средних танков 20 шт., наши танки первыми открыли огонь по немецким танкам. Танковый бой длится до 22.15. Полк в бою потерял 9 танков Т-34 и 3 танка Т-70. Уничтожил 2 танка "тигр", 7 средних танков, 13 орудий и до 25 солдат. Комполка в бою ранен, его танк сгорел» [15].

Немалую роль в отражении атаки немецких танков сыграла и артиллерия. Ночью 12 июля в район Александровки был направлен 532-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк 10-й отдельной истребительной противотанковой бригады резерва Главного Командования. В два часа ночи артиллеристы приступили к оборудованию огневых позиций на юго-западной окраине Александровки. На вооружении полка состояло двадцать 76-мм орудий. Из журнала боевых действий 10 оиптабр: «Атака танков противника была отбита огнем 4-й и 3-й батареями 532 иптап (8 – 76-мм орудий ЗИС-3) и только что прибывшей и развернувшейся с хода 5-й батареей 1245 иптап (4 – 57 мм орудия ЗИС-2). В бою особо отличилась 4-я батарея 532 иптап, командир батареи ст. лейтенант Малахов. Весь личный состав батареи проявил высокую стойкость, храбрость и мужество. На батарею двигалось до 30 танков. Батарея, подпустив танки противника на расстояние 100–200 метров, внезапно метким огнем уничтожила 4 танка "т-6". В развернувшимся упорном бою остальные танки противника повернули обратно. В неравном бою батарея геройски погибла, но заставила противника отойти на исходное положение. В бою подбито и уничтожено: шесть танков "т-6" и 7 автомашин с пехотой противника. Потери: подбито 5 – 76 мм орудий и одна автомашина "Шкода"» [16].

Таким образом, к вечеру 12 июля 1943 г. удалось остановить наступление III тк немцев на рубеже Александровка, Выползовка, Рындинка, Щелоково. Противнику не удалось выйти в тыл наносившим контрудар 5 гв. А и 5 гв. ТА.

В 2015 г. вышла в свет книга Чужиновой Т.И. «Поле подвига – Ржавец». В книге есть небольшая глава «Лейтенант по имени Трофим», в которой, на основе воспоминаний местных жителей и документального очерка напечатанного в районной газете "Коммунист", рассказывается о вхождении немецких танков 12 июля 1943 г. в село Выползовка и гибели наших танкистов, ехавших на грузовой машине из Выползовки во Ржавец: «Из-за ракит грохнули залпы пушек. Машина вспыхнула взрывом и медленно покатилась к болотцу. От автомобиля к болотцу убежали двое военных. <…> Отвалилась горящая дверь кузова и вместе с нею на землю выпал третий человек. Он был в комбинезоне и черном шлеме <…> мирные жители увидели выползающие из кустарников и деревьев около 20 танков с черно-белыми крестами. Гитлеровские автоматчики спешились с мотоциклов и двинулись к автомобилю. Ни один из них не выстрелил в советского танкиста. Надеялись взять его живым. Танкист встал на колени, попытался выпрямиться во весь рост и тут же резко наклонился. Обеими руками охватил живот и устремился в ближайший двор. Из рассказа Анны Петровны Лукьяновой: "Я только на ступеньку опустилась по лестнице в погреб, и вдруг он! С таким трудом вошел во двор. Бледный, окровавленные руки прижал к животу и глазами ищет кого-то. Увидел меня и торопливо, полушепотом: "Хозяечка, родненькая! Возьми скорее. Спрячь. Придут наши – отдай им побыстрее. А сейчас – закрывайтесь в погребе. Они уже у двора…" Едва Лукьянова успела взять из рук танкиста планшет, во двор вбежали немцы. И – к лейтенанту. Он несколько раз выстрелил из пистолета. Фрицы подняли злобные крики и после недолгого замешательства с улицы и с огорода со штыками двинулись на танкиста. А он перешел от погреба к сараю. Танкист присел. Щелкнул выстрел его пистолета. Осмотрев труп, фашисты цепью пошли по садам и огородам» [17].

До сих пор о тех огненных днях со слезами на глазах вспоминает жительница села Ржавец Гридчина Александра Григорьевна: «После того, как село было освобождено нашими войсками, местные жители похоронили танкиста на берегу "Кузина" озера, невдалеке от места гибели. Спустя некоторое время его прах был перенесен в братскую могилу, расположенную на территории села». Сам факт, что сгорел автомобиль и раненый лейтенант не сдался врагу, помнят многие ржавецкие старожилы. Имя запомнили все – Трофим, а отчество и фамилию – нет.

Спустя 80 лет удалось установить и фамилию танкиста, принявшего неравный бой с немцами и не пожелавшего сдаваться в плен. Это старший техник-лейтенант помощник командира роты по технической части 47-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка прорыва 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса Коваленко Трофим Тихонович. Из журнала боевых действий полка: «При проезде д. Ржавец машина марки "Шевролет" провалилась. Была послана вторая машина, но было поздно. В деревню вошли немецкие танки, и машина была сожжена. Летучка типа "А" была прямым попаданием снаряда разбита. Техник-лейтенант Коваленко, сержант Дятлов пропали неизвестно куда. Только вернулся в расположение части ст. техник-лейтенант Гаркуша и Кораблев» [18]. К сожалению, фотографию отважного воина в архиве ЦАМО РФ найти не удалось.

 

  1. Боев М.Г. Звездный час Белгорода. Белгород, 1998. С. 73.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 69 А. Оп. 10765. Д. 13. Л. 13 об.
  3. Лебедев Н.В., Лебедев В.Г. Судьбы гвардии. М., 2011. С. 270.
  4. Ащеулов О.Е., Лобанов А.В. 19-я танковая дивизия Вермахта на Курской дуге // Военно-исторический журнал. 2009. № 1. С. 29.
  5. ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 20. Л. 16.
  6. ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 23. Л. 11.
  7. ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 20. Л. 16.
  8. ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 42. Л. 6.
  9. Журахов В.М. СМЕРШ боевое крещение под Прохоровкой. Белгород, 2015. С. 41, 42.
  10. Писанков В.Г. Военно-археологические работы в районе Рындинка – Шипы. Рукопись, 2018. С. 2.
  11. ЦАМО РФ. Ф. 3107. Оп. 1. Д. 20. Л. 16.
  12. ЦАМО РФ. Ф. 55 гв. тп. Оп. 88261. Д. 1. Л. 23.
  13. ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 70. Л. 137.
  14. ЦАМО РФ. Ф. 96 тбр. Оп. 1. Д. 3. Л. 30.
  15. ЦАМО РФ. Ф. 326 гв. сап. Оп. 354813. Д. 13. Л. 26.
  16. ЦАМО РФ. Ф. 10 оиптарб. Оп. 1. Д. 28. Л. 9, 9 об.
  17. Чужинова Т.И. Поле подвига – Ржавец. Прохоровка, 2015. С. 15,
  18. ЦАМО РФ. Ф. 47 гв. тп. Оп. 204538. Д. 1. Л. 39.

Карта