Дудина Н.Н. "Героизм советских лётчиков в Прохоровском сражении"

В юбилейный год празднования 70-летия Победы наших войск в Великой Отечественной войне, хочется ещё раз подчеркнуть роль советского солдата. Война раскрыла его стойкость и мужество, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне городов, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в танковом сражение под Прохоровкой...

В данной работе рассматриваются героические подвиги советских летчиков во время боевых действий на прохоровском направлении в июле 1943 года, ставшие примером их высокого боевого мастерства, и беспредельной преданности Родине.

Эпицентром Прохоровского сражения стал район западнее поселка Прохоровка. Перед 2-й воздушной армией была поставлена задача: в течение 11-12 июля всеми силами поддерживать контрудар сухопутных войск. Прикрытие наземных войск было возложено на 4-й и 5-й истребительные авиакорпуса (делее иак). Непосредственная авиационная подготовка - на 1-й бомбардировочный (далее бак) и 1-й штурмовой авиакорпуса (далее шак), 208-ю ночную легкобомбардировочную (далее нлбад) и 291-ю штурмовую авиадивизии (далее шад).

Лётчикам - истребителям приходилось взлетать по 4 - 5 раз в день, сражаясь с врагом от ранней утренней зари до поздних вечерних сумерек. Эскадрильи истребителей прикрывали действия бомбардировщиков, штурмовиков, очищали от вражеских самолётов фронтовое небо.

11 июля наши летчики- истребители 183-го иап 294 иад 4 иак (генерал-майор И.Д. Подгорный) провели уникальный воздушный бой. Прикрывая войска 69-й армии на высоте 1000-1200 м. в районе Беленихино, восемь Як-1 и Як-7бпод командованием ст. лейтенанта А.С. Юдина заметили несколько ниже себя шестерку "мессершмиттов". Вскоре появились девять немецких самолетов Ю-87, сопровождаемые еще шестью Ме-109. Командир корпуса И.Д. Подгорный с земли подсказал Юдину: лучше пропустить "сто девятые" и в лоб атаковать "штуки".

Заметив приближение наших истребителей, "мессершмитты" начали выполнять боевой разворот, но в облачности потеряли "юнкерсы " из виду. Те, в свою очередь, поспешно сбросили бомбы и неудачно сманеврировали, подставив борт под атаку "яков". Первыми же очередями Юдин с дистанции 100 м. сбил один из "лаптежников", после чего оказался как бы внутри строя немецких истребителей. На помощь ведущему устремились мл. лейтенанты Проскурин, Овсянников, Шемякин. К концу боя, длившегося 12 мин., враждующие группы распались на одиночные машины и пары, казалось, не связанные между собой. Нескольким нашим летчикам удалось с близких дистанций обстреливать одиночные Ю-87. Кроме уже указанных авиаторов, отличились мл. лейтенанты Шишкин, Краснов и Агданцев. Когда "мессершмитты" вышли из облачности и собрались вместе, ни одного "юнкерса" в небе уже не было. В результате воздушного боя советскими лётчиками было сбито два Ме-109 и все девять Ю-87. [9]

Это не единственный пример самоотверженного и результативного ведения боя советскими летчиками.

В таблице указаны имена авиаторов, сбивших в июльских боях, во время танкового сражения, пять и более самолетов противника:

 

№ п/п

Звание

Фамилия

Часть

Число побед

1.

мл. лейтенант

Анацкий Андрей Иванович

91 иап (5 иак)

7

2.

сержант

Агданцев Александр Николаевич

183-й иап
(4 иак)

4 (1 сбит таранным ударом) +2 в группе

3.

ст. лейтенант

Архипов Николай Арсентьевич

32 иап (5 иак)

5

4.

капитан

Ворожейкин Арсений Васильевич

728 иап (5 иак)

4+1 в группе

5.

лейтенант

Мелашенко Архип Акимович

728 иап (5 иак)

4+1 в группе

6.

мл. лейтенант

Проскурин Алексей Иванович

183 иап (4 иак)

3+2 в группе

7,

мл. лейтенант

Пахомов Николай Герасимович

91иап (5иак)

5+1 в группе

8.

майор

Романенко Александр Сергеевич

91 иап (5 иак)

5

9.

ст. лейтенант

Юдин Алексей Сергеевич

183иап (4 иак)

3+3 в группе

Ворожейкин Арсений Васильевич

Среди них прославленный летчик, не знавший поражений в самые трудные годы войны, славившийся уникальным мастерством воздушного снайперства, прирожденный стратег и организатор группового воздушного боя Ворожейкин Арсений Васильевич- дважды Герой Советского Союза. В июле 1943 года он был командиром истребительной авиационной эскадрильи 728-го иап 256-й иад 5-го иак 2-я ВА. В августе 1943г. за отвагу и мужество, проявленные в боях был награжден орденом Красного знамени. Из наградного листа: "С 10 по 16 июля 1943 года участвовал в 8-и воздушных боях, в результате которых лично сбил 4 фашистских самолета 2 Ю-87,

2 Ме-109 и в групповом бою 1 Хе-126.

14.07.43г.-участвуя в групповом бою в составе 8 Як-7Б в районе Богородицкое, Беленихино, Шахово против 46 немецких самолетов 40 Ю-87 и 6 Ме-109 смело повел свои самолеты в атаку на врага. В результате боя было сбито 9 немецких самолетов, из которых 2 сбил лично Ворожейкин - 1 Ме-109, 1 Ю-87 и в групповом бою сбил 1 Хе-126. "

Также среди отличившихся, младший лейтенант 91-го истребительного авиационного полка Анацкий Андрей Иванович. В период с 10-17 июля на Белгородском направлении, на самолете "Як-9" произвёл 15 боевых вылетов на прикрытие боевых порядков наших войск. Провел 11 воздушных боев с самолетами противника, в которых лично сбил 7 самолетов и 1 в паре." [10]

За проявленную в боях отвагу и мужество, за сбитые лично 7 самолетов противника и в группе 1, был награжден орденом Красного знамени.

В небе над Курском зарождалась боевая слава выдающихся советских летчиков-однополчан Кожедуба Иван Никитьвич (трижды Герой Совесткого Союза) и Евстигнеева Кирила Алексеевича (дважды Герой Советского Союза).

Кожедуб Иван Никитович

Вот как вспоминает Иван Кожедуб Прохоровское сражение в своей книге "Верность Отчизне": "Летчики-истребители нашего фронта вылетали на прикрытие, удерживая господство в воздухе, и даже на отдельных участках противнику не удалось добиться инициативы.

В тот день (12 июля) я несколько раз водил группу на сопровождение полбинцев. И несмотря на зенитный огонь и атаки немецких истребителей, они по несколько раз заходили на цель, бомбили подходившие танки...

На земле был ад кромешный. Рассмотреть что-нибудь было трудно, да и не до того нам было: мы висели около бомбардировщиков, не спуская с них глаз, и короткими атаками отгоняли немецкие истребители. " [5]

Во время Курской битвы 6 июля 1943 года Иван Никитович сбил первый самолет противника, в период с 6.07. 1943г. по 22.08.1943г. его боевой счет составил 9 подбитых самолетов. Первую "Золотую Звезду" Кожедуб получил 4 февраля 1944года.

Евстигнеев Кирилл Алексеевич

О подвигах К.А. Евстигнеева к этому времени знали не только в полку, но и во всей 2-й ВА. Его боевой счет рос особенно стремительно (10 личных побед и 2 групповых, по другим данным, 9+2 на 18 июля 1943 г., в ходе Танкового сражения 13 июля сбил в группе юго-западнее Прохоровки 1 Ме-109 ) и к концу оборонительной операции командир части представил молодого летчика к званию Героя Советского Союза (документ подписали все вышестоящие начальники, включая Н.Ф. Ватутина и Н.С. Хрущева, однако летчика удостоили ордена Суворова III степени; первую "Золотую Звезду " он получил лишь в августе 1944 г.).

Особенно яркое впечатление осталось у будущего прославленного аса от грандиозного сражения под Прохоровкой, свидетелем которого он был. "12 июля наша эскадрилья три раза вылетала к этому полю сражения. Нам казалось, все смешалось на земле, как в кромешном аду: горели сотни танков и спецмашин, воздух насытился дымом , чадом и гарью; трассы зенитных снарядов, купола парашютов, горящие самолеты, дымящие огненными хвостами...". [ 4]

Последняя фраза сказана отнюдь не для красного словца. Действительно, над ударной группировкой немецкое командование создало сильную завесу огня зенитной артиллерии, не меньшую опасность для бомбардировщиков и штурмовиков представляли вражеские истребители. То один, то другой наш самолет получал серьезные повреждения или загорался. При отказах вооружения или израсходованных боеприпасах наши летчики, как правило, не выходили из боя, а продолжали маневрировать, отвлекая противника. И не только отвлекая. В запасе был ещё и таран... В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках. Воздушные тараны совершались в одиночных и групповых боях, днём и ночью, на больших и малых высотах, над своей территорией и над территорией врага, в любых погодных условиях.

Агданцев Александр Николаевич

Во время воздушного боя 11 июля 1943г. в районе Беленихино лётчик 183-го иап 294-я иад 4-й иак 2-я ВА комсомолец сержант Агданцев Александр Николаевич (1923 г.р. уроженец г.Баку) сбил 3 вражеских самолёта (2 пикировщика Ю-87 и 1 истребитель Ме-109 из группы сопровождения). Когда закончились боеприпасы, летчик решил идти на таран. При выходе из атаки плоскостью истребителя он ударил по рулю поворота "юнкерса", который переворотом пошел к земле и упал в районе села Богородицкое. Сам же комсомолец благополучно приземлился на своём аэродроме. [11]

За отвагу и мужество, проявленные в бою сержант Агданцев был награждён орденом Красного Знамени. В этот день он открыл свой счет боевым победам, сбив лично 3 самолетов противника и 2 в группе (1 Ме-109, 4 Ю-87) . Александру Агданцеву повезло - он не только выжил при таране вражеской машины, но и успешно провоевал до самого конца войны. В яростных воздушных схватках уничтожил 14 самолётов противника.

Награждён 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени. После войны продолжал служить в ВВС.

Шубин Борис Фёдорович

14 июля 1943года не вернулся с боевого задания ст. лейтенант, командир эскадрильи 800-го шап 292-й шад 2-я ВА Борис Федорович Шубин (1920 г.р. уроженец г. Сарапул Удмуртской АССР). Командир полка майор Митрофанов в своей книге отмечает, что в тот день, в ходе напряжённых боёв между руслом Северского Донца и Беленихино, Шубин направил свой "горящий, неуправляемый Ил-2 на танки врага, затаившиеся в низине". Воздушным стрелком в экипаже ст. лейтенанта был сержант С. И. Шамов, вероятно также не покинувший горящий самолёт. [6] Вероятнее всего, самолет командира эскадрильи сбила над целью немецкая зенитная артиллерия.

На счету старшего лейтенанта Б.Ф. Шубина было более 130 боевых вылетов, уничтожение 36 танков, 57 автомашин, подавление огня 12 артиллерийских батарей, 8 взорванных цистерн с горючим и 1 склад боеприпасов, десятки неприятельских самолётов, сожжённых или повреждённых на земле и 7 сбитых в воздушных боях.

К февралю 1943 г. он был награжден тремя орденами: Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени.

За успешные удары по вражеским аэродромам, расположенным в г. Харькове, в мае 1943 г. награжден орденом Александра Невского.

15 июля 1943 года совершил огненный таран младший лейтенант 61-й шап 291-я шад 2-я ВА Савик Николай Фомич (1922г., уроженец г.Грозный. Весной 1943 года он окончил Ульяновскую авиационную школу, воевал на Воронежском фронте. 10 июля 1943г. был награжден орденом Отечественной войны I степени).

Во время атаки автоколонны и живой силы противника самолет Савика был подбит снарядом зенитной артиллерии и загорелся в воздухе. Младший лейтенант на горящем "Ил-2" продолжал вести огонь из пушек и пулеметов, а когда растрелял все снаряды и патроны, направил свой самолет в колонну немецких танков, автомашин и живой силы. Его самолет упал в районе д.Малиновка.

Ожесточенную борьбу с бронетехникой пришлось вести советским летчикам-штурмовикам, поддерживавшим наши наземные войска. Взаимодействуя с танкистами, летчики 266-й шад (полковник Родякин Ф.Г.) и 292-й шад (генерал-майор Агальцов Ф.А.) 1-го шак под командованием генерал-лейтенанта Рязанова В.Г., а также 291 шад (генерал-майор Витрук А.Н.) наносила мощные удары по танкам, артиллерии, автотранспорту и живой силе врага. Особенный эффект показали применяемые кумулятивые противотанковые бомбы (ПТАБ-1,5 кг.), которые при прямом попадании в танк прожигали у него насквозь броню, разрывались и сжигали его.

Одинцов Михаил Петрович

Вот как об этом вспоминает командир эскадрильи 820-го шап 292-я шад 1-й шак 2-я ВА старший лейтенант Михаил Петрович Одинцов (Дважды Герой Советского Союза): "Тогда было очень важно найти и уничтожить танки. Именно в то время у нас на вооружении появились противотанковые бомбы ( весом 1,5 килограмма ), которые буквально прожигали броню. Мы довели немецких танкистов до того, что они, завидев наши самолёты, выскакивали из танков и разбегались в разные стороны. В один из дней там же, на Курской дуге я вёл 12 самолётов и "поймал" на заправке 30 машин противника ( танки, бронетранспортеры, заправщики). И все они были уничтожены".

Накануне контрудара соединения АДД и ночные бомбардировщики воздушных армий в течение двух ночей непрерывно действовали по войскам противника на поле боя, а также наносили удары по его железнодорожным станциям, перегонам и колоннам на шоссейных дорогах

Период с 12 по 16 июля характеризовался наиболее интенсивным использованием самолетов У-2 из 208-й нлбад. За пять ночей было совершено 835 самолето-вылетов. [12]

Редченков Павел Степанович

Особенно отличился лётчик-ночник Пётр Степанович Редченкова, ставший Героем Советского Союза. На своем У-2 он стал охотится за прожекторами противника. Перед каждым вылетом всего полка ночных бомбардировщиков на цель, которую предстояло бомбить, первым брал курс туда его самолет. Всполошив фашистов, вынудив их раскрыть систему противоздушной обороны, летчик приступал к делу: дерзкими атаками с воздуха "гасил" прожекторы, наносил бомбовые удары по вражеским зенитным батареям. Подлетевшие к тому времени его боевые товарищи действовали в более безопасных условиях.

В ночь на 12 июля биплан получил серьезное повреждение осколками, но Редченков привел У-2 на свой аэродром, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Если раньше легкомоторные самолеты распыляли свои усилия по множеству целей, то в ночь на 16 июля 208-й нлбад действовал в районе Беленихино, Казачье, Озеровский, выполнив 219 самолето-вылетов (наибольшее количество с начала оборонительной перации). В тоже время и в тех же населенных пунктах в 146 вылетах атаковали немецкие войска авиаторы 262-й нбад 17-й ВА. Получив информацию о том, что в этом районе противник закрепляется на достигнутых рубежах, наши ночники до рассвета атаковали их, чередуя сброс осколочных, фугасных и осветительных авиабомб.

Воспоминания советских авиаторов о тех горячих днях начисто лишены сентиментальности. Летчик Николай Тихонович Полукаров из 66-го шап 1-го шак впоследствии рассказывал об одном из вылетов к району южнее Прохоровки: "От снарядов небо походит на решето. Наша группа маневрирует, изменяя курс, высоту и скорость. В наушниках шлемофона звучит команда : Приготовиться к атаке!"

Включаю электросбрасыватель. Ручку аварийного сбрасывания ставлю в положение "предохранитель открыт". Ни на секунду не упускаю из поля зрения летящий слева самолет и ведущего с группы.

И снова команда, теперь главная : " Атака!"

- Бросай!- командует ведущий.- Смерть фашистским гадам!

Из бомболюков вываливается смертоносный груз.

С высоты 30-40 метров мы атакуем пехоту противника, обстреливаем ее реактивными снарядами, поливаем пулеметно-пушечным огнем.

- 205-й, будьте внимательны, в воздухе истребители противника,- предупреждает станция наведения...

Мы выполнили задание, насколько я мог судить тогда, успешно. Следуя к аэродрому, видел на полях останки вражеских танков и, увы, наших самолетов, сбитых огнем зенитчиков или в воздушном бою".

В сражении под Прохоровкой советские летчики совершили более 4 тыс. самолето-вылетов. Было проведено около 100 воздушных боев, в которых сбито более 170 вражеских самолетов. Штурмовыми и бомбардировочными дейтсвиями уничтожено: 400 танков противника, более 810 автомашин, подавлен огонь более 30 огневых точек и 32 батареи ЗА, убито около 2 тыс. солдат.

В ожесточенных боях советские летчики окончательно опрокинули былое превосходство гитлеровской авиации в воздухе. И подтверждением этого является их вклад в победу на Огненной дуге. Многие летчики за мужество и героизм, проявленный в Курской битве, были награждены медалями и орденами, 57 - получили звание Героя Советского Союза (на стелах музея Третьего ратного поля России высечена 51 фамилия летчиков Героев Советского Союза, 6 - вошли в дополнительный список).

Список литературы

1. Архивные материалы, боевые донесения 1943 года, находящиеся в фондах музея боевой славы Третьего ратного поля России.

2. Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 годов.-М.:Яуза: Эксмо, 2007.

3. Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945г.г. Победы сталинских соколов. -М.:Яуза: Эксмо, 2008.

4. Евстигнеев К.А. Крылатая гвардия.М.: Воениздат, 1982. 225с.

5. Кожедуб И.Н. Верность Отчизне.- М.: Детская литература, 1969. 430 с.

6. Митрофанов А.И. Огненный подвиг: из записок бывшего командира авиационного штурмового полка. Ижевск: Удмуртия, 1974. 40 с.

7. Соколов В.Д. В небе над Курской дугой.-Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. 190 с.

8. Хазанов Д.Б. Авиация в Курской битве. Провал операции "Цитадель".-М.: Яуза: Эксмо, 2013. 248 с.

9. ЦАМО РФ. Ф. 13-й гв. иад. Оп.1. Д.6. Л. 56.

10. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Ед.хр. 1419

11. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп.11285. Д.926. Л. 340-341.

12. ЦАМО РФ. Ф. НИИ ВВС. Оп. 645266. Д. 502. Л. 25.

Карта