Дудина Н.Н. Строительство и использование военно-полевых аэродромов на территории Прохоровского района весной-летом 1943 года.

Большинство боевых операций советских войск в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. проходило в тесном взаимодействии и при активном участии военно-воздушных сил. Основой оперативно-тактического применения авиации был принцип массированного использования всех её видов на узких и решающих участках фронта. При практическом осуществлении этих задач требовалось строительство действующих, запасных и ложных полевых аэродромов, которые по своей вместимости могли бы обеспечить необходимый маневр авиации.

В мае-июне 1943 года отдел аэродромного строительства 2-й воздушной армии решал задачу расширения аэродромной сети. Изыскания проводились, в основном, с самолетов на основании предварительного изучения местности по крупномасштабным картам. Строительство аэродромов проводилось силами инженерно-аэродромных батальонов, на которые возлагалась задача подготовки взлетно-посадочной полосы размером 1200х300м, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов и минимума аэродромных сооружений (КП и 1-2 землянки). Дооборудование аэродромов производилось силами аэродромно-технических рот батальонов аэродромного обслуживания. В среднем на каждом аэродроме было построено: 2-3 КП, 5-6 жилых землянок, 3-4 технических землянок, 1-2 столовые, 20-40 укрытий для самолетов, 10-15 укрытий для автомашин, 20-30 щелей для личного состава.

В полосе действия 2-й ВА, в частности на территории Прохоровского района, с мая по июнь 1943 года было построено 8 передовых аэродромов, из них 4 -ложные. Действующие находились в районах сёл Свино-Погореловка, Боброво, Грязное и х. Грушки, ложные - в районах сёл Грязное, Радьковка, Масловка и ж/д станции Прохоровка.

Места расположения этих военных объектов были выбраны неслучайно. Равнинная местность, без резких ступенек и трамплинов, луговые участки (сельскохозяйственные поля) с необходимой плотностью грунта, а также близость населенных пунктов и источников воды (реки, водохранилища).

Срок окончания подготовки аэродромов для боевой работы авиации 2-й ВА был установлен до 25 июня 1943 года.

Учитывая большие масштабные работы для этих целей, широко привлекалось местное население. По данным государственного архива Белгородской области, для подготовки было мобилизовано 1015 человек - жителей Прохоровского района. Рабочие мобилизовывались немедленно, по прибытии представителя аэродромного отдела, под руководством которого направлялись на участки работ. В среднем, на строительство одного действующего аэродрома привлекалось 200 человек местного населения. На подготовку одного действующего полевого аэродрома отводилось от одного дня до трех суток.

В период мая-июля 1943 года на территории Прохоровкого района базировались 27-й истребительный авиационный полк (иап) (х. Грушки 10.05.1943 - 17.07.1943), 508-й иап (с. Грязное 17.05.1943 - 10.06.1943), 438-й иап (с. Свино-Погореловка 17.05.1943 - 21.06.1943), 205-й истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса. На этих аэродромах располагалось от 20 до 25 самолетов, на каждом было построено столько же капониров.

Одним из первых подготовленных полевых аэродромов на территории нашего района был Грушевский. Здесь находился 27-й истребительный авиационный полк под командованием подполковника Владимира Ивановича Боброва.

В книге Г.К. Семёнова "От Барселоны до Прохоровки" В.И. Бобров вспоминает: "В мае 1943 года полк приземлился под Грушками на земле, которую колхозники не пахали с начала войны. В полку насчитывалось двадцать два самолета, их надо было укрыть, замаскировать. Мы обратились за помощью к Павлу Сергеевичу Кузнецову. Тогда он был председателем Александровского сельсовета. Помог. Собрал местное население. Вышли все старики, женщины, дети - истощенные, измученные оккупацией. За два дня соорудили двадцать два капонира, обезопасили наши ястребки от осколков вражеских авиабомб, сделали укрытия, вырыли траншею для командного пункта" [1].

С мая по 4 июля 1943 г. основными задачами истребительных авиационных полков были перехват отдельных разведчиков и групп бомбардировщиков противника, а также прикрытие своих наземных войск и военных объектов в ближнем тылу.

С 5 июля основная задача истребителей - отражение массированных ударов бомбардировщиков и штурмовиков противника по оборонительным порядкам советских частей.

С целью проведения ремонтных работ самолетов, весной 1943 года был построен Бобровский аэродром, здесь создавалась своеобразная технико-эксплуатационная часть, на обслуживании которой находились самолеты, защищавшие прохоровское небо в дни Курской битвы. К концу мая объект уже функционировал.

На аэродроме производились мелкие ремонтные работы как тяжелых бомбардировщиков, так и истребителей, заправка боевых машин топливом, своеобразный подвоз снарядов, бомб.

Рассчитан он был на девять воздушных машин. Фактически же, в разгар боев на Огненной дуге, на аэродроме приземлялось до 27 самолетов как в дневное время, так и ночью [2]. 

Надо отметить, что место для аэродрома выбрали удобное: его со всех сторон окружали лесные массивы, а овражистая местность служила естественной преградой для обнаружения противником военного объекта.

После окончания строительства аэродромов поля вокруг них минировали, никто из жителей близлежащих деревень и сел не мог туда свободно войти.

Вот как об этом вспоминает Леонид Васильевич Чурсин, в мае 1943 года он был зачислен в 183-ю стрелковую дивизию, принимал участие в минировании района: "С мая по 12 июля 1943 года мы минировали от Прохоровки до Кургана в районе с. Береговое. Примерно 300 метров, чтобы не было подхода к основной дороге. Затем минировали направление от Прохоровки до Правороти. После приезда К.Г. Жукова было дано указание - минировать местность от Правороти до Грушек. Были заминированы аэродром между Масловкой и х. Кусты, а также Грушевский аэродром, где находились истребители" [3].

Большая работа проводилась по маскировке в местах базирования авиации. На Воронежском фронте, где условия местности (степь, отсутствие крупных лесных массивов), казалось, не позволяли надежно скрыть истинное расположение наших авиационных частей и соединений, тем не менее удалось ввести в заблуждение экипажи разведывательных самолетов противника. Прежде всего здесь удалось хорошо замаскировать большинство действующих, а также создать целую сеть ложных аэродромов.

В тесном контакте с оперативным отделом и отделом аэродромного строительства проводила работу маскировочная служба аэродромов 2-й ВА. Её возглавлял майор В.И. Лукьянов, в прошлом московский архитектор. Непосредственное строительство осуществляла 5-я инженерно-минная бригада Резерва Главного командования (командир подполковник В.Н. Столяров).

Маскировка аэродромов состояла из маскировки летного поля, материальной части, личного состава и признаков жизни аэродрома.

Для маскировки летного поля аэродрома применяется полевая декорация и краско-маскировка - эти средства позволяли придать действующему аэродрому площадки вид, совершенно не пригодный для полетов. Самолеты маскировали, используя естественные укрытия (деревья, кусты, рельеф местности), камуфляжную раскраску, масксетку. Для маскировки признаков жизни аэродрома, также как и летному полю, придавали вид площадки, не пригодной для полетов.

Высоко оценил эту важную деятельность и генерал С.А. Красовский: "Начальник маскировочной службы и солдаты аэродромных команд проявляли столько выдумки, что мы сами диву давались. Помню, мы с летчиком А.А. Пальчиковым едва отыскали аэродром Грушки, где базировался 27-й иап... Чтобы скрыть от глаз немцев аэродром, бойцы по эскизу Лукьянова замаскировали взлетно-посадочную площадку так, что она сверху казалась изрезанной оврагами, хорошо вписывающимися в общий рисунок местности. Бойцы скосили клевер, а образовавшиеся участки засыпали соломой и сожгли её На обожженных местах имитировали овраги, по летному полю сделали летную дорогу" [4].

Командир 27-го иап подполковник В.И. Бобров добился строгой дисциплины маскировки; самолеты выруливали на старт прямо из капониров, что, несомненно, спасло часть от потерь на земле.

Как правило, от действительных аэродромов на расстоянии от 4 до 7 км располагались ложные. Формы и размеры их площадок выбирались тождественными настоящим аэродромам. Команда численностью 20 человек устанавливала макеты, строила различные характерные сооружения. В среднем для выполнения всех предусмотренных планом работ на каждом ложном аэродроме требовалось от четырех до шести суток.

На весь срок существования такого аэродрома выделялась команда саперов в количестве 4 человек. Они были ответственны за содержание установленных макетов самолетов, перестанавливали их в соответствии с направлением ветра, подновляли, а также ремонтировали и маскировали самолеты, регистрировали ответные действия противника.

Также из состава батальонов аэродромного обслуживания выделялось 3 красноармейца для имитации стартовой службы. При строительстве ложных аэродромов Прохоровского района на каждом из них было задействовано до 90 человек. Ими было установлено по 11-18 макетов самолетов, по 3-8 макетов автомашин, сделано по 2-3 ложных наблюдательных вышек и по 3 ложных зенитных орудия. На каждом аэродроме было установлено по 12-18 чучел людей. Помимо этого, на Радьковском аэродроме было сделано 8 самолето-укрытий и построен 1 км ложной дороги.

Вот как об одном случае вспоминает жительница села Васильевка Вера Петровна Бобова, принимавшая участие в строительстве аэродромов в с. Грязное: "В Грязном был наш аэродром. Рядом с настоящим аэродромом построили ложный, на нем были картонные макеты самолетов, чтобы отвлекать от настоящего аэродрома. Немцы часто бомбили. Однажды объявили воздушную тревогу, началась очередная бомбежка, однако бомбы падали на землю и не взрывались. Что такое? Что за оружие придумали немцы? Вражеские самолеты улетели. Люди потихоньку стали вылезать из убежищ. Вдруг по аэродрому раздался хохот. Один из рабочих аэродрома держал в руках выструганный из дерева муляж авиабомбы, а к ней прикручена проволокой фанера. На ней написано: "Какие у вас самолеты на аэродроме, такие у нас и бомбы для них!!! Немцы наконец-то поняли, что аэродром липовый с деревянными макетами вместо настоящих самолетов" [5].

В отчете, составленном уже после сражения начальником инженерных войск Воронежского фронта генералом И.В. Бордзиловским, приводятся данные об ответных действиях противника на устройство ложных аэродромов.

Таблица №1. Ответные действия противника на устройство ложных аэродромов на территории Прохоровского района

№ п/п

Место расположения ложного аэродрома, подвергшегося воздушному нападению

 

 

Количество

 

Дата

 

Число сброшенных бомб

 

Общий вес бомб в кг

авианалетов

артиллерийских

обстрелов

1.

Грязное

1

1

06.07.43 г.

21

1200

2.

Прохоровка

1

1

07.07.43 г.

11

300

3.

Радьковка

1

 

05.07.43 г.

5

300

В ходе оборонительных боев на бутафорские объекты, располагавшиеся на территории Прохоровского района, противник предпринял три налета, сбросив 37 разных бомб. Немецкие разведчики не сомневались, что на многих ложных аэродромах базировалось по 1-2 советских авиаполка.

Генерал И.В. Бордзиловский отмечал: "Устройство ложных аэродромов является весьма эффективным приемом маскировки авиации в степной местности, с помощью которого почти всегда можно достигнуть желаемых результатов по дезорганизации противника и отвлечении его авиации от действительных аэродромов" [6].

На действующие аэродромы также было совершено несколько налетов противника. С ними в воздушные схватки вступали наши истребители. Так надолго в памяти у командующего 27-м иап В.И. Боброва остался воздушный бой 14 мая 1943 года. В этот день группа из 9 немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей Ме-109, пыталась бомбить аэродром в районе хутора Грушки. Наши летчики находились в повышенной боевой готовности. Одно звено советских истребителей барражировало в воздухе и получило приказание перехватить вражеские бомбардировщики. Оно обрушило на противника внезапный удар. Боевой порядок немецких машин дрогнул, все "юнкерсы" сбросили бомбы в беспорядке за пределами аэродрома. В результате завязавшегося боя нашими летчиками были сбиты все бомбардировщики противника.

В этот день особо отличился лейтенант Н.Д. Гулаев (Герой Советского Союза), сбив два немецких самолета, один из которых таранным способом. За этот бой он был награжден орденом "Красного Знамени" [7].

Свое мастерство, храбрость и мужество Николай Гулаев показал и 22 мая 1943 года при отражении налета немецких бомбардировщиков под прикрытием Ме-109Ф на аэродром Грязное. В воздушной схватке лейтенант Гулаев сбил лично один немецкий бомбардировщик. В этом же бою он спас жизнь своего товарища, выбив из-под хвоста истребитель противника, которого в группе с другими летчиками сбили над этим аэродромом.

80 лет прошло после победы советских войск на Курской дуге. Наши поисковые отряды до сегодняшних дней находят останки солдат, фрагменты стрелкового оружия, техники и другие военные реликвии, но видимым напоминанием нам о войне являются сохранившиеся участки оборонительных сооружений (окопы, траншеи, противотанковые рвы и др.), а также участки военных аэродромов с укрытиями для самолетов. Их можно ещё найти у ст. Ельниково и с. Свино-Погореловка. После окончания Великой Отечественной войны аэродромы Прохоровского района были очищены от металла, распаханы (за исключением Бобровского) и отведены под сельхозугодия. Места, где они раньше находились, стали неузнаваемы.

  1. Семёнов Г.К. От Барселоны до Прохоровки. - Харьков: Прапор. 1967 г. 130 с.
  2. Ионин С.А. Военный объект важного стратегического значения. // "Истоки". 8 июля 1998 г. - № 55 (13067). С. 3.
  3. Архивные материалы, находящиеся в фондах музея-заповедника «Прохоровское поле».
  4. Красовский С.А. Жизнь в авиации. - Минск. 1976. С.163,164.
  5. Вера Петровна Бобова: "Все проходит, прошла и война. Надо было жить дальше"/ учащиеся 9 кадетского класса Прелестненской средней школы. // "Истоки". 22 августа 2015 г.- №№ 100-101 (15165-15166) С. 4.
  6. Электронный ресурс. Отчет штаба инженерных войск Воронежского фронта штабу инженерных войск Красной Армии о создании ложных аэродромов и танковых сосредоточений в период оборонительной операции фронта в июне-июле 1943 г. (9 сентября 1943 г.) // Сайт Генеральный Штаб Военно-Научное Управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 27. Режим доступа: http//www/teatrskazka.com/Raznoe/Sbornik-BoevyhDokumentov/Issue27/ Issuehtml (Дата обращения март 2016 г.)
  7. Электронный ресурс. Приказ о награждении // Сайт Подвиг народа. Режим доступа: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=17181487&tab=navDetailManAward (Дата обращения апрель 2016 г.)

Карта