Мишкина О.С. "Штрафные батальоны, их участие в Прохоровском сражении"

В этом году Россия отметила 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. За истекшее время историками были написали тысячи исследований, посвященных героической борьбе Советского народа с фашистскими захватчиками. Рассекречены многие документы, приблизившие нас к реалиям событий, однако, и по сей день, некоторые факты о Великой войне остаются под грифом "Секретно".

До 90-х годов 20 века такой темой была история формирования в 1942 г. и участие до 1945 г. в сражениях Великой Отечественной штрафных подразделений. Всё это время ветераны-штрафники не имели права распространяться о своем фронтовом прошлом, но течение истории изменило ситуацию и в начале 1990-х годов некоторые факты о неизвестной, штрафной войне стали появляться в публикациях. Бывшие штрафники получили возможность обнародовать свои воспоминания. Повышенный интерес к этой теме, а так же недостаточное изучение материала привели к тому, что многие исторические события были фальсифицированы. Сегодня мы располагаем источниками, которые могут помочь восстановить относительно объективную картину участия штрафных подразделений в войне. Темой моего исследования является история формирования штрафных подразделений и их участие в битве на Курской дуге.

На самом деле подобные части появились уже через три месяца после нападения Германии на Советский Союз. Еще в сентябре 1941 года Георгий Жуков, командующий Ленинградским фронтом, издал секретный приказ, разрешавший командующим армий создавать штрафные части, а также вводить заградительные отряды для предотвращения бегства солдат перед лицом противника. Кроме того, были предусмотрены репрессии для родственников бойцов, сдавшихся в плен.

К началу июля 1942 года военное положение Советского Союза было тяжелым. Немецкие войска захватили Крым, Кубань, практически вышли к Волге, проникли на Северный Кавказ. Были оккупированы территории в 1795 тыс. кв. км., где до войны проживало около 80 млн. советских людей и выпускалась треть валовой продукции СССР. На фронте от Баренцева моря до Ладожского озера шли упорные бои. Ленинград был охвачен кольцом блокады. Крупная группировка армии "Центр" находилась недалеко от Москвы и продолжала ей угрожать. Крайне неудачное, можно сказать катастрофическое развитие событий заставило И.В. Сталина - Верховного главнокомандующего искать любые средства, чтобы остановить отступление и стабилизировать обстановку на фронте. Дальнейшее отступление Красной Армии грозило Советскому Союзу утратой национальной независимости и государственного суверенитета.

С трусами, паникерами и дезертирами боролись всегда и в любой армии мира. Красная Армия не стала исключением. Приказом Наркома обороны СССР И.В. Сталина от 28.07. 1942 года № 227 более известным под неофициальным названием "Ни шагу назад", в советских вооруженных силах были учреждены штрафные части, как особенные воинские формирования. Они предназначались для отбывания военнослужащими наказаний за уголовные и воинские преступления, которые были совершены в военное время. Тем же приказом в составе каждой общевойсковой армии формировались заградительные отряды. Идя на этот шаг, Верховное Главнокомандование опиралось на опыт прошлого. Создание такого рода частей в Красной Армии не было чем-то уникальным. Впервые они появились еще в годы Гражданской войны по приказу Реввоенсовета республики от 03.06.1919 года.

К Гражданской войне относился и первый опыт заградотрядов. В соответствии с постановлением "О дезертирстве", принятом 5.12.18г. Советом рабоче-крестьянской обороны, по всей прифронтовой полосе для поимки дезертиров были организованы заградительные отряды из лиц, преданных советской власти, а так же специальные кавалерийские дивизионы. Наиболее крупными среди них были дивизион им. Троцкого, носивший название "Тайный дивизион" и отряд "Черная сотня".

Вокруг приказа №-227 многие годы царила обстановка таинственности, хотя он не был секретным, а содержал лишь гриф "Без публикации". В общедоступной печати был опубликован в 1988 году.

По этому приказу военным советам фронтов и их командующим предписывалось "Сформировать в пределах фронта от 1 до 3-х штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров, политработников всех родов войск". В пределах армии формировались от 5 до 10 штрафных рот, куда направлялись рядовые бойцы и младшие командиры провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости. Рекомендовалось поставить их на трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной [2, с. 74].

В приказе было сказано так же о том, что в начале 1942 года первым ввело штрафные части (около 10 штрафных батальонов и более 100 штрафных рот), а так же специальные отряды заграждения гитлеровское верховное командование после разгрома немецких войск под Москвой [2, с. 75].

Командиры штрафных частей не были штрафниками, а набирались на добровольной основе. За один месяц службы в такой части им засчитывалось полгода стажа в военное время. Штрафные комбаты пользовались полномочиями на уровне комдивов и комиссаров одновременно, а командир штрафроты приравнивался к командиру или комиссару полка.

В настоящее время в современной печати, художественных фильмах эти два понятия "Штрафной батальон" и "штрафная рота" несколько смешались, авторы публикаций и кинофильмов их не разделяют, неверная трактовка во многом ведет к искажению исторических фактов.

Приказом - №-227, нарком обороны приказал сформировать в пределах каждой армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов.

Долгое время существовала легенда, что заградительные отряды создавались для контроля штрафных батальонов и рот, но воспоминания участников штрафных формирований говорят об обратном - "Никогда заградотряды не выставлялись за штрафбатами" [Александр Пыльцын генерал-майор Вооружённых Сил СССР в отставке, Действительный член Академии Военно-исторических наук, Лауреат литературной премии им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, бывший командир подразделений 8-го офицерского штрафбата 1-го Белорусского фронта].

Заградительные отряды в первую очередь создавались на южном крыле советско-германского фронта. В ходе Сталинградской стратегической оборонительной операции (17 июля ? 18 ноября 1942 г.) заградительные отряды и батальоны на Сталинградском, Донском и Юго-Восточном фронтах задерживали военнослужащих, бегущих с поля боя. С 1 августа по 15 октября было задержано 140 755 человек, из которых арестовано 3980, расстреляно 1189, направлено в штрафные роты 2776 и штрафные батальоны 185 человек, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 131 094 человека. В 1944 г., когда войска Красной Армии успешно наступали на всех направлениях, заградительные отряды использовались все реже и реже. В труде "Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование" отмечается: "В связи с изменением в лучшую сторону для Красной Армии после 1943 г. общей обстановки на фронтах полностью отпала также необходимость в дальнейшем существовании заградительных отрядов. Поэтому все они к 20 ноября 1944 г. (в соответствии с приказом НКО СССР № 0349 от 29 октября 1944 г.) были расформированы" [ Владимир Дайнес, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ]. Штрафные подразделения продолжали воевать на фронтах ВОВ до 1945 года.

Суровая картина военных лет требовала неукоснительного исполнения приказов, высокая требовательность законов приводила к росту судимости военнослужащих. За различные преступления всего было осуждено 994 279 человек, в том числе к высшей мере наказания - 157 593 человека. Однако приговоры к высшей мере наказания заменялись (более 40%) специальным судебным решением - отсрочкой применения приговора до окончания военных действий с направлением осужденных на фронт в составе штрафных подразделений. Из числа всех осужденных в штрафные подразделения было отправлено 427 900 человек - практически половина, а 436 600 человек в места заключения [1, c. 302].

По данным Игоря Пыхалова в книге "Великая оболганная война", в период Великой Отечественной было сформировано 65 штрафбатов и 1037 штрафрот. Многие из них существовали короткое время. Всего в составе штрафных подразделений в разные годы воевало: в 1942 году - 24 993 человека, в 1943-м - 177 694, в 1944-м - 143 457, в 1945-м - 81 766. Таким образом, за всю войну в штрафные подразделения было направлено 427 910 человек. Это 1, 24 % от числа военнослужащих, прошедших через советские Вооруженные силы за годы Второй мировой.

В штрафные подразделения направляли на срок от 1 до 3 месяцев. Досрочно освобождали за боевые отличия или ранения.

Перед отправкой военнослужащих в штрафные подразделения у них изымались государственные награды на период пребывания в штрафниках и передавались на хранение в отделы армии или фронта.

Независимо от того, лишался ли военнослужащий воинского звания (по суду) или нет - все получали одно и то же новое звание - штрафной рядовой [1, c. 304]. Служба в штрафбате оставляла мало шансов выжить. Солдат посылали на самые опасные участки. Штрафники несли потери примерно вшестеро большие, чем регулярные части. В своих воспоминаниях штрафники говорят, что средний солдат переживал 2-3 атаки, после чего погибал.

На фронте в разное время было от 9 до 14 батальонов и 230 - 270 рот. Всего в боях ежемесячно принимало участие от 18 до 25 тысяч человек [3]. В своей книге "Великая Отечественная без грифа секретности Книга потерь" кандидат военных наук, профессор АВН генерал-полковник Г.Ф. Кривошеев приводит следующие данные за 1944 год: "Среднемесячные потери переменного состава - 10506 человек, постоянного состава 3685 человек".

Всего за годы войны потери личного состава всех штрафных рот и батальонов учтены в общих людских утратах войск, в составе которых они вели боевые действия.

Многие современные "историки" возьмем их в кавычки, изучая исторические документы, передают описанные в них факты сквозь призму своего мнения. Это и рождает многочисленные мифы о трусости солдат, которым пришлось воевать в штрафных подразделениях. Большую смертность офицерского состава они объясняют тем, что во время атаки штрафников невозможно было поднять и старшие этих подразделений своим примером поднимали их в бой. Однако известны воспоминания офицеров-фронтовиков, которые говорят о том, что трусость в штрафбате была явлением редким. Подавляющее большинство "переменного состава" рассчитывало честно заработать возвращение утраченных званий и орденов. Основанием для этого было ранение или особые отличия в бою. Можно даже было получить новую награду - чаще всего медаль "За отвагу" Без участия штрафников не обошлось и знаменитое сражение на Курской дуге. В нем принимали участие штрафные подразделения и Красной Армии и вермахта.

При подготовке к летней кампании 1943 года Командование вермахта собрало в один кулак все находившиеся на Восточном фронте штрафбаты и бросило их в бой. Немецкие смертники наступали на северном фасе дуги, но особых успехов не достигли. Взятый в плен на Орловском участке фронта ефрейтор из штрафников Герберт Зейстер позднее рассказывал на допросе: "До самого последнего времени наш батальон находился на отдыхе в районе Спас - Демянска. Офицеры сообщили, что нас скоро отправят во Францию, а оттуда - на Сицилию. Совершенно неожиданно 5 июля батальон был поднят по тревоге и переброшен в районе Курска. Нас гнали безостановочно, не давая отдыха. Прибыв в район боев, подразделения с ходу были брошены в атаку против русских войск. За один час 9-я рота потеряла 56 солдат убитыми и 15 ранеными, а остальные бежали с поля боя" [6].

19 июля наши войска перешли в наступление на Орловском направлении. Немецкое командование организовало двенадцать контратак с участием штрафников. Но остановилось наступающие советские части им не удалось [4].

Огромную роль сыграли самые неизвестные бойцы Красной Армии в Курской битве, в том числе в сражении под Понырями.

Особое место в этой битве принадлежит 8-му Отдельному штрафному (офицерскому) батальону Центрального фронта. В полном составе 8-й ОШБ под командованием подполковника Аркадия Осипова был введен в бой впервые только на Курской дуге, хотя его славная история началась еще под Сталинградом. В батальоне на тот момент имелись 698 штрафников при 100 штатных офицерах постоянного состава. Из числа "бойцов-переменников" только 39 находились по приказам командиров, 207 - по приговорам военных трибуналов и 452 бывших в плену и окружении.

Штрафник 8-го ОШБ, уроженец Фатежа Семен Басов (1915 - 2009) рассказывал: "Мы варились в адском котле, находясь в самом пекле Курской дуги. Несмотря на яростные атаки противника, мы стояли насмерть, не уступая врагу ни одного метра земли… Наш батальон устоял".

В это время на северном фасе Курской дуги гитлеровцам удалось временно прорвать оборону нашей армии и углубиться на 10 - 12 км. Но штрафники здесь стояли насмерть. Враг, опасаясь очередного лобового столкновения со штрафбатом, обошел его с фланга. Наши бойцы храбро сражались до 15 июля, до подхода наших частей.

По данным штаба 8-го ОШБ от 19 сентября, только во время наступления на Курской дуге штрафники уничтожили 450 немецких солдат, 41 унтер-офицеров и 12 обер-офицеров [5].

Изучая документы 5 Гв общевойсковой армии, бойцы которой сражались на южном Фасе Курской дуги, под руководством генерал-лейтенанта Алексея Семеновича Жадова (5-я гвардейская армия была сформирована 5 мая 1943 года на основании директивы Ставки ВГК от 16 апреля 1943 года путем преобразования 66-й армии в составе Степного военного округа. В состав армии вошли 32-й и 33-й гвардейские стрелковые корпуса) стало доподлинно известно, что на период боёв с 11 июля 1943 года 95 стрелковой дивизии была придана 108 армейская штрафная рота - командир гв. капитан Быстров и 109 армейская штрафная рота.

С 11 июля 1943 года в излучине реки Псёл части 95 стрелковой дивизии вели тяжелый бой с дивизией СС "Мертвая голова" бой шел за высоту 226,6 прорыв дивизии "МГ" через эту высоту был определен как важнейшая задача. Бойцы дивизии отражали попытку войск СС прорвать оборону в северном направлении. Вражеские танки пытались пройти к дороге Карташевка - Прохоровка и выйти на оперативный простор. Развернулся крайне напряженный бой с превосходящими силами танковой дивизии СС "Адольф Гитлер". Положение наших частей осложнялось отсутствием заранее подготовленных в инженерном отношении оборонительных позиций, что вынуждало их сражаться с танками противника на открытой местности, да еще без собственных танков непосредственной поддержки пехоты. Героическими усилиями бойцов продвижения врага удалось остановить. Погибали, но позиции не сдавали.

За два дня боев в 95-ой гв. сд было убито, ранено и пропало без вести около 1000 чел.

Согласно статистике, с 1942 по 1945 годы в Красной Армии существовало 56 штрафбатов и 1049 штрафных рот. Последнее подразделение расформировали 6 июня 1945 года.

Штрафные части не имели боевых знамен, им не присваивались наименования гвардейских или имена освобожденных городов. Солдаты данных подразделений всегда оказывались на самых трудных участках войны. Им не ставили памятников, совершенные подвиги не считались таковыми. Тем не менее, штрафников нельзя не считать героями.

Уважение к тем, кто сражался в таких частях, является важным моральным долгом нынешних поколений, которые должны знать историю такой, какой она была.

Список источников и литературы

1. "Великая Отечественная без грифа секретности Книга потерь" под общей редакцией Г.Ф. Кривошеева стр. 302

2. "Военно-исторический журнал", 1988, № 8, с. 74

3. Газета "Неделя", № 17, 1995г.

4. Электронны ресурс // Сайт feldgrau.info - Военно исторический сайт Штрафбаты ВЕРМАХТА. Режим доступа: http://feldgrau.info/other/34-2010-09-01-06-28-34/202-2010-10-06-07-53-46

5. Электронны ресурс // Сайт Курский вестник. Штрафники, спасавшие Родину. Режим доступа: http://kv46.ru/2013/08/06/2121/

6. Электронны ресурс // Сайт Смоленский кладоискатель, Штрафбаты ВЕРМАХТА. Режим доступа: http://smolklad.ru/forum/34-139-1

Карта