В начале августа 2017 года поисковиками Белгородского клуба "Огненная Дуга" на территории Прохоровского района Белгородской области, недалеко от хутора Рындинка, были найдены, разбросанные от взрыва в радиусе нескольких десятков метров части бронекорпуса и башни немецкого танка. Когда сохранившиеся части были привезены в Прохоровку и выложены по отдельности на территории танкодрома, стало очевидно, что это немецкий танк Т-4 (Pz. IV). После совместного осмотра поисковиками и сотрудниками музея было сделано предположение, что скорее всего это части немецкого танка Т-4 G. Оставалось только подтвердить или опровергнуть это предположение. Среди привезенных частей было два направляющих колеса. Такое направляющее колесо использовалось на танках Т-4 модификаций: от F 1 до H [1]. Характерными чертами башни танка Т-4 модификации G является отсутствие смотровых щелей по бортам башни и спереди у заряжающего. Дымовые гранатометы устанавливались по бортам башни, а не на корпусе. Летом 1942 г. был введен новый двухкамерный дульный тормоз пушки. Среди привезенных частей танка ствола от пушки не было. Был один гранатомет и два борта башни без щелей наблюдения. После тщательного осмотра привезенного, был найден и лоб башни. Взрывом его разорвало на две части. С правой стороны отсутствовал лючок для приборов наблюдения. Чтобы окончательно удостовериться что это части танка Т-4 G, была измерена толщина лобового и бортового бронелиста привезенных частей танка. Толщина лобового составила 50 мм, что соответствует модификации F2 и G. У модификации H она составляет 80 мм. Толщина бортового бронелиста составила 30 мм, что соответствует модификации G. У модификации F2 - 20 мм. Таким образом, можно сделать вывод, что найденные недалеко от Рындинки части бронекорпуса и башни принадлежат немецкому танку Pz IV Ausf G.
Толщина брони немецких танковPz. IV [2]
Модификация |
F1 |
F2 |
G |
H |
Корпус |
||||
лоб |
50 |
50 |
50 |
80 |
борт |
20+20 |
20+20 |
30 |
30 |
корма |
20 |
20 |
20 |
20 |
Башня |
||||
лоб |
50 |
50 |
50 |
80 |
борт |
30 |
30 |
30 |
30 |
корма |
30 |
30 |
30 |
30 |
В тот же день, когда был найден немецкий танк, появилось много сообщений в СМИ и сети интернет, что до начала Курской битвы танк уже успел повоевать в Северной Африке и оттуда был переброшен на Восточный фронт. Об этом говорит песочный окрас его брони. Но это ошибочное мнение. Действительно, бронетехника предназначавшаяся для отправки в африканский корпус, была окрашена в желто-коричневый цвет. Из-за больших потерь часть ее немцам пришлось перебросить не в Африку, а на территорию нашей страны летом 1942 г. и эти бронетанковые части принимали участие в боевых действиях на территории Крыма и Северного Кавказа. В феврале 1943 г. для всей бронетехники Германии был введен новый основной цвет защитной окраски - грязно желтый [3] и два дополнительных: оливково-зеленый и красно-коричневый, которые наносились в полевых условиях для камуфляжной окраски, в зависимости от ландшафта местности. В первую очередь перекрашивалась техника танковых и автомобильных частей. При проведенном детальном осмотре лакокрасочного покрытия под слоем краски темно-желтого цвета был обнаружен красный - цвет грунтовки. Следовательно эта боевая машина была изначально окрашена в этот цвет на заводе.
Еще одним поводом причисления этой боевой машины к африканскому корпусу стал его опознавательный знак, хорошо сохранившийся на кормовом бронелисте - черный крест с белой окантовкой. Это так называемый "Balkenkreuz" - балочный крест. Действительно, такой вариант креста наносился на немецкую технику воевавшею в северной Африке с февраля 1941 г. Но с февраля 1943 г. для всей немецкой военной техники стандартным опознавательным знаком становится африканский вариант креста - черный с белой окантовкой. С этого же времени устанавливаются и стандартные размеры креста: 20 см в ширину и 25 см в высоту. В таком виде он просуществовал на немецкой военной технике вплоть до конца войны. На найденном бронелисте опознавательный знак был нанесен нестандартно - 24 см в ширину и 24 см в высоту. Танк успел поучаствовать в зимних боях и был подбит или подорвался на противотанковой мине. Об этом свидетельствует сохранившаяся на корме белая камуфляжная краска и катки с резиновыми бандажами трех разных фирм производителей: "SEMPERIT", "VORVERK" и "CONTINENTAL". По всей вероятности они были поставлены во время ремонта. Танки Pz IV Ausf G изготавливались на немецких заводах с мая 1942 г. по июнь 1943 г. Всего было выпущено 1687 единиц [4].
На левом боковом бронелисте башни можно рассмотреть тактический номер - 722. В немецкой армии система нумерации боевых машин была довольно простой и состояла из трехзначного номера, который наносился на башню или корпус танка. Первая цифра обозначала номер роты, вторая - номер взвода, а третья - номер машины во взводе. Таким образом, тактический номер 722 обозначал: седьмую роту, второй взвод и вторую машину во взводе. В начале ВОВ немецкий танковый полк состоял из двух танковых батальонов. В каждом батальоне было по четыре роты. Рота состояла из четырех взводов. Хотя в годы войны количество рот, взводов и число танков в них неоднократно менялось, такая система нумерации сохранялась до конца 1945 г. Этот танк не был командирским, так как нумерация командирских танков была основана по другой системе [5].