«Танк М3. Записки археолога»

 

Жаркое летнее утро среды, 28 июля 2021 года, могло быть вполне себе обыкновенным рабочим днём с хорошо отлаженным механизмом работы для научного сотрудника музея-заповедника «Прохоровское поле» Чербаджи Вадима Николаевича. Настойчивый возглас будильника сбивал последние сны. В голове уже начинал крутиться план работы на день текущий. Однако, буквально через какой-то час, меня, как и других сотрудников музея, будет ждать необыкновенный сюрприз…

Едва я успел прибыть на рабочее место, как весь музей гудел как улей, и был взбудоражен новостью о прибытие «некоего танка». Стоит ли говорить, что у любого научного сотрудника, пополнение коллекции музея-заповедника историческим экспонатом – от малого до большого, вне зависимости от его специфики, вызывает неподдельный интерес?! А, тут – целый танк! Позабыв о всех текущих планах, ведомый колоссальным любопытством, я незамедлительно отправился на замузейную территорию «Третьего ратного поля России», знакомиться с «новым постояльцем» нашей экспозиции.

 

 

Реальность превзошла все возможные предположения. Увиденное мною, было не иначе как «чудом», вызвавшим бурю эмоций: восторг, трепет, удивление… ибо на трале, ещё не успевшим выгрузиться на своё постоянное место пребывания, находился «иностранный гражданин» - американский танк М3, поставлявшийся, в суровые годы войны, в нашу страну, американскими союзниками по программе ленд-лиза. Извлечён он был со дна Баренцева моря ещё в 2018 году, но внутри корпуса, находилось уйма песка, и останков морских обитателей, некогда его населявших – всевозможных ракушек, морских звёздочек и ежей, что создавалось впечатление, будто этот «турист» буквально только что вернулся из своего «морского вояжа».

 

 

Опуская дальнейшие детали, перейдём непосредственно к сути рассказа. Разумеется, данный красавец, нуждался в комплексе «гигиенических процедур», так как его внутренности переполняли песок, а его «тело» было покрыто многолетним слоем ржавчины, напитанных морской солью и множественными фрагментами водорослей. Буквально на следующий день, директором музея-заповедника – Овчаровой Натальей Ивановной, для этих целей была сформирована специальная команда рабочих. Не смотря на «брутальный» внешний вид, «иностранец» нуждался в аккуратной, бережной и кропотливой заботе по его очищению. Работа внутри корпуса сравнима с работой археологов, в бригаду работников и непосредственно ответственным за работы внутри боевой машины, был назначен научный сотрудник, а именно я. Ведь будучи ещё не подготовленным к боевым действиям, не имея боекомплекта при транспортировке, тем не менее, этот важный исторический экспонат, мог таить в себе не мало исторически значимых артефактов.

 

 

Тяжёлая и кропотливая работа под палящим солнцем, внутри накалённой жаром бронемашины, удобств и комфорта не сулила. Однако, данная директором задача, по-настоящему является честью и доверием, ведь только истинный историк, ценитель исторической памяти, не взирая на погодные условия, может по праву оценить невероятную атмосферу, получить эйфорию от соприкосновения с «живым» экспонатом, получив возможность без остатка погрузиться в далёкое прошлое, изучить его не со страниц монографий и книг, а прикоснувшись к нему своею десницей, любовно окинуть свежим взглядом, вдохнуть полной грудью аромат старины… Что же касается насчёт «вдохнуть», при первом погружении внутрь чрева этого стального монстра, ещё не успев спустить весь необходимый инвентарь, словно оказываешься в соляной комнате! Десятилетиями пролежав на морском дне, танк впитал в себя всю гамму ароматов: морской соли, местами даже ещё не полностью сгнивших моллюсков и прочего. Закрывая глаза, словно переносишься туда, далеко-далеко на север… Туда, где фантазия рисует пейзажи сурового русского севера, с нависшими над морской гладью серыми тучами, морских волн, обивающих скалистые берега Кольского полуострова и острова Кильдин, а где-то там, глубоко в мутной чернеющей толще воды, на глубине 60 метров, среди безмятежной жизни морских обитателей, ещё недавно покоилось «эхо прошедшей войны»… Невольно в мыслях так и начинает крутиться могучий голос великого певца Муслима Магомаева, звоном отзываясь в ушах, строчками знаменитой песни:

«…О, море, море,

Преданным скалам

Ты ненадолго

Подаришь прибой.

Море, возьми меня

В дальние дали

Парусом алым

Вместе с собой…»

 

 

Но долго предаваться фантазиям нельзя, ибо «уставший» от долгого переезда новый член семьи исторических экспонатов, срочно нуждался в том, чтобы предстать перед своими посетителями во всей красе.

С самого утра до вечера, на протяжении полутора недель, сантиметр за сантиметром, внутренняя часть танка обнажала свой практически первоначальный вид. В самом начале, где песок заполнял непосредственно пустотный объём танка, можно было смело работать обычной лопатой, но и здесь, предстояло соблюдать крайнюю осторожность. Ни в коем случае нельзя было работать на отмашь, вонзая лопату куда придётся, требовалось плавно погружать её в песок, благо делать это было не трудно. Если добротный рабочий инвентарь упирался во что-то и не давал лёгкого хода, дальше необходимо было, соблюдая аккуратность, ювелирно работать мастерками и кисточками, не позволяя повредить деталь или элемент машины, представляющий потенциальную научно-историческую значимость…

 

 

Бывает упрёшься во что-то твёрдое, и сердце замирает… Миллиметр за миллиметром кисточкой, очищается металлическая часть, ожидаешь увидеть нечто необычное… Но, нет. В этот, как и в многие другие разы, это оказываются фрагменты каких-либо небольших деталей, сильно проржавевших и неподлежащих реставрации, куски верхних слоев корпуса, также представляющие собой пластины ржавчины с актиниями. Но работа продолжается также тщательно, не допуская «варварского разрушения» и сохраняя надежу на приобретение поистине заманчивой находки. И вот, лопата вновь упирается во что-то крепкое, и вновь в бой идут мастерок с кисточкой. На этот раз удача! Показались трубы кассет под боеприпасы! (Не стоит пугаться, уважаемый читатель, как писалось выше, танк транспортировался без боекомплекта). Обнаружив данную находку, в этом месте дальнейшие изыскания проводились без применения грубого инвентаря. И вновь удача! Сразу за кассетами, ближе к моторному отделению, стали вырисовываться контуры ящиков, с отсутствующими или превратившимися в труху крышками.

 

Так и проходил день за днём, неудачи и успешные изыскания, подобно полоскам на спине зебры, сменяли друг друга. Всё отчётливее прорисовывалась носовая часть машины, открывая взору различные проводки, рычаги, сиденье и педали механика водителя и других членов экипажа. По мере убывания песка, в машине становилось работать всё труднее и труднее, но уже гораздо интереснее. Бывает, чтобы расчистить труднодоступные места, то свернёшься калачиком, то сложишься, что называется, в «три погибели», солёный пот струится градом, но сцепив зубы, и сжав волю в кулак, подобно художнику, пишущему картину, вырисовываешь очертания машины, а сам в это время, для заглядывающих в отверстия, где находились триплексы машины, посетителей, предстаёшь как диковинная картина в стиле кубизма, супрематизма и небывалого сюрреализма, ибо кажется, что так извертеться, физически просто не возможно…

Разумеется, периодически спине, коленным суставам, рукам, требовалось давать отдых, и делаешь небольшой пятиминутный перерыв. В это время замечаешь, как вокруг танка то и дело периодически, изучающе осматриваются посетители, ведут друг с другом диспуты:

- Смотри-ка, похоже на немецкую самоходку! – деловито говорит мужчина своей супруге.

- Ну, что ты, папа! – выныривая из окопа, экспертно заявляет мальчишка. – это же похоже на американский танк. Вон и башня рядом от него лежит!

 

 

Во время этих небольших отдыхов, с любопытством наблюдаешь за публикой, кто-то с интересом, но не зная о технике, пытается рассуждать, кто-то молчаливо любуется экспонатом, некоторые, начитанные посетители безошибочно определяют модель танка и делятся информацией из прочитанного в научной литературе… Поражает то, как много детей младшего и среднего школьного возраста, сами много знают и о танке, и о сражениях, и с удовольствием просвещают своих менее осведомленных родителей. Часто, замечая нашу напряжённую работу, посетители подходили и задавали вопросы: «А что это за танк?», «Вы его реставрируете?», «А где он был найден?» и другие.

Среди таких гостей музея-заповедника были и мурманчане, которые с удивлением узнавали, что танк к нам прибыл из их родного далёкого края. Были те, кто не верил ушам, что танк был найден на морском дне и переспрашивали: «А если серьёзно?».

Особенно тёплыми и приятными были слова тех гуляющих, которые, получив ответы на интересующие их вопросы, искренне и от души говорили: «спасибо за ваш труд»! Как много всего, в этой, казалось бы, короткой фразе! В ней заключены и любовь к истории своей страны, и трепетное отношение к историческому наследию, и уважение к тем, кто помогает сохранять эту память для потомков… Взаимно и сердечно поблагодарив в ответ, ещё с большим воодушевлением, вновь принимаешься за своё важное и ответственное дело.

Не менее тяжёлой была работа нашей трудовой бригады и в моторном отделении. Работая в корпусе машины, из-за тонкой перегородки, связанной с моторным отделением, то и дело было слышно, как напряжённо и тяжело пыхтели мужички, постепенно извлекая уцелевшие детали. К сожалению, сам мотор сохранился плохо, но позволил идентифицировать себя как Continental R-975.

 

 

6 августа 2021 года, первый этап работы над экспонатом, так сказать археологический, был завершён. Многие экспонаты были извлечены, и, в дальнейшем, пополнят фонды музея-заповедника, позволят более детально и тщательно изучить историю конкретно данной боевой машины. Все сотрудники музея-заповедника: работники танкодрома, реставраторы, научные сотрудники, под руководством начальников своих отделов и непосредственно директора, работая единым слаженным организмом, уже с первого дня и в дальнейшем, прикладывают свой труд, чтобы дать экспонату «вторую жизнь» и просветить наших гостей об этом удивительном экземпляре.

В заключении, немного хотелось бы рассказать о некоторых из тех находок, которые были обнаружены внутри этого некогда живого и действующего организма танка. На данный момент, внутри машины остаются сохранившиеся сидение механика-водителя, педали управления, рычаг переключения КПП, электрическая проводка, средства автоматического пожаротушения в виде двух огнетушителей, подключённых к системе, кассеты для боеукладки, установка под пулемёты, казённая часть 75-мм орудия. Были извлечены фрагменты двигателя, аккумуляторы танка, табличка с памяткой для механика водителя, приклёпанная к корпусу машины, пулемёты, запасные части танка и прочее, изучение которых ещё предстоит. Но, как говорится в известном меме с Леонидом Каневским: «это уже совсем другая история»...

 

 

 

 

Карта