Уважаемые читатели, продолжаем цикл публикаций о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны.
19 июля исполняется 78 лет с завершения строительства железной дороги Старый Оскол - Ржава. 8 июня Государственный Комитет Обороны принял постановление, а 15 июня 1943 года началась работа по строительству железной дороги Старый Оскол – Ржава.
Сегодня мы предлагаем вспомнить о легендарном подвиге тех, кто принимал участие в строительстве, на примере воспоминаний участниц этих событий. О том, как велись работы находим у жительницы п. Прохоровка Безгиновой Екатерины Никифоровны:
"... Отобрали в трудовой отряд Прохоровского сельского Совета вместе с сотней девушек от 16 до 25-ти лет. По 100 человек направили на важный стратегический объект и из соседних сельсоветов. С собой надо было взять лопату, одежду и продукты. От Беленихино до Ржавы, помню, доехали на товарняке, а до Сараевки пришлось добираться пешком. Однако по прибытии отдохнуть не удалось, сразу принялись сооружать шалаши, не ночевать же под открытым небом! В них потом и жили до конца строительства по три человека.
Утром 15 июня вышли на работу. В нашей сотне трудился седой мужчина в военной форме, Марк Маркович. После тяжёлого ранения его комиссовали с фронта, однако вернуться домой не смог – родное село Покровка было под немцем. Благодаря Марку Марковичу, который помогал в организации труда, чинил поломанные инструменты, дело на нашем участке спорилось, насыпь под укладку шпал и рельсов росла на глазах. Земля была сухая и твёрдая как камень. Чтобы не выбиваться из сил, менялись инструментами. Рядом с нами трудились военные, которые укладывали шпалы, закрепляли рельсы".
Работать приходилось с утра до вечера под палящим солнцем, допуская лишь короткие передышки. От усталости валилась с ног. Но молодость брала своё, старалась петь любимые песни того времени "Катюша", "Синий платочек", которые помогали забыть об изнурительном дне. А с утренней зарёй – снова в строй.
Самым трудным делом для нашей героини была трамбовка земли деревянными столбами, так как к вечеру руки покрывались кровавыми мозолями, ныло всё тело. Екатерина Никифоровна, как и многие другие односельчане, с детства была приучена к тяжёлому физическому труду, но эта работа порой казалась невыносимой. В то же время она понимала, что идёт война, и нашим солдатам на фронте ещё труднее.
Эти и многие другие воспоминания из фондов музея-заповедника «Прохоровское поле», являются ярким подтверждением тому, что те, кто трудились в тылу, совершили не меньший подвиг, чем те, кто был на фронте. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране - их руками ковалось оружие Победы.
Железная дорога "Старый Оскол - Ржава" была построена на месяц раньше срока, за 32 дня, что не имеет аналогов в истории. В разгар боев 16 июля 1943 года по дороге началось пробное движение поездов, а 19 июля 1943 года по ней пошли первые эшелоны с боевой техникой и боеприпасами.
Вот как этот день вспоминает Музулёва Анна Илларионовна (родилась в селе Грязное Прохоровского района, возглавила группу женщин и молодежи, которые трудились на строительстве железной дороги): "Мы до тех пор не покинули свой участок, пока не увидели свой поезд. Сколько было радости. Крики "ура" сотрясали воздух. Кто-то крикнул: "Даешь красный флаг! А флага-то не было. Был на мне красный сарафан, в котором я копала и спала.
- Аня, снимай сарафан!
Заслонили меня девчата кольцом, дали кое - что одеть. И вот в воздух победно взлетело красное полотнище - символ нашей радости и победы.
И сейчас в сердце слышу стук этого поезда, как, замедляя ход, он остановился. Эшелон был гружен боевой техникой - танками, "катюшами", боеприпасами".
Сегодня мы, благодарные потомки, обязаны сохранять и передавать из поколения в поколение правду о самой страшной войне XX века. И имена прохоровцев - участников строительства железной дороги Старый Оскол - Ржава - навсегда вписаны в историю Курской битвы. Всем этим людям и их подвигу, поэтесса Светлана Панкова из г. Старый Оскол посвятила, следующие строки:
Дорога Мужества и Славы
I
Даль, опалённая пожаром,
Коснулась памяти моей.
Стою одна я в парке старом
У островерхих тополей.
И ясно слышу канонаду,
Боёв жестокий, смертный вихрь.
И знаю точно, вспомнить надо
Всех, кто потомков спас своих.
Гвардейцев, что освободили
В февральском, яростном бою
Родной Оскол, не пощадили,
Не пожалели жизнь свою.
Но важно было им не только
Врагу отпор достойный дать,
Измолотить его настолько,
Чтобы заставить отступать.
Вновь показать — не шиты лыком,
Перешибить хребет врагу,
В сраженье выиграть великом,
Придя на Курскую дугу.
II
Когда готовились к сраженью,
Двухсот семнадцатый объект
Как воздух нужен был снабженью,
Особой важности проект.
Двухпутку для военсостава
Построить надо в сжатый срок.
Старый Оскол — посёлок Ржава:
Здесь должен вырасти поток
Тяжёлой техники, орудий,
Могучих танков громадъё.
Здоровье раненые люди
В госпиталях вернуть своё
Смогли бы, двигаясь под стуки
Колёс железных вглубь страны.
Но где рабочие взять руки,
Тут позарез они нужны?
Девчонок, женщин собирали,
Детей не брали, тяжело.
Кто был повыше, прибавляли
Себе года, чтоб повезло
И взять смогли их на работу.
Хотели все отцам помочь,
Мужьям и братьям за заботу
Воздать добром — жена и дочь.
III
В дырявых кофтах, рваных юбках
Таскали шпалы в пять пудов
Зеленоглазые голубки,
Всё рассказать — не хватит слов.
Совсем не женская работа
Вручную насыпь возвести,
Кирки, носилки, непогода,
Но землю надо всё ж нести.
В огромных фартуках носили,
Без передышки, без воды.
Бомбёжки женщин тех косили,
И не хватало всем еды.
Нечеловеческие силы
Давала ненависть к врагу.
На стройке этой рвали жилы,
Шептала каждая: «Смогу!
Смогу, желанный и любимый,
Мой самый лучший и родной.
Бесценный мой, непобедимый,
Я жду тебя, вернись живой!»…
IV
Смогли, построили до срока,
За тридцать два тяжёлых дня.
Летит железная дорога
Стальными рельсами звеня.
Дорога Мужества и Славы
Солдаток горестной войны,
Наследниц доблестной Державы,
Врагом не сломленной Страны!
Вновь листопады и метели,
Капель, звенящая весны.
Но как бы годы не летели,
Дороге этой нет цены!