День Прохоровского танкового сражения. Фальсификация. Факты.

   В последнее время в западных СМИ все чаще стали появляться публикации на тему Второй мировой войны. Во многих из них авторы стараются принизить роль нашей страны в разгром германского фашизма. На первый план ставят боевые действия наших бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Пытаются убедить своих читателей что такие крупные сражения как Сталинградская и Курская битва являются не переломными, а второстепенными, и никакого влияния на исход войны не оказавшими. Своим вниманием некоторые западные «историки» не обошли и Прохоровское сражение. Дело дошло до грубых фальсификаций исторических фактов. Появляющиеся в западных изданиях статьи, к сожалению, без проверки тиражируют некоторые наши издания. Приводимые в них данные являются весьма спорными, и это мягко сказано. Вероятно, проиграв войну, спустя много лет, проигравшие пытаются переписать историю Второй мировой войны, как это уже делается в США и подконтрольных им странах.

  В настоящее время значительно вырос интерес к военной истории нашей страны. Одним из примеров этому является увеличивающийся с каждым годом поток посетителей нашего музея. А это не только жители нашей страны – к нам в Прохоровку приезжают люди от Калининграда до Владивостока, но и иностранные граждане.  Многие наши соотечественники, проживающие как в России, так и в других странах, узнав, что их родственники сражались под Прохоровкой или погибли здесь, обращаются в наш музей с просьбой помочь восстановить их боевой путь. На каждый такой запрос сотрудники музея-заповедника "Прохоровское поле" дают исчерпывающий ответ. После экскурсии по музею, посетители задают одни и те же вопросы: "Как разобраться в большом потоке информации о Прохоровском сражении и кому верить? Какие цифры и факты являются достоверными, а какие нет"? Следует отметить, что это не только взрослые, люди старшего и среднего возраста, но и что радует – молодежь. Работая в читальном зале Центрального архива Министерства обороны РФ обратил внимание на одну немаловажную деталь. Значительная часть посетителей — это не научные сотрудники различных музеев, не кандидаты и доктора исторических наук, а простые граждане, восстановившие боевой путь своих героических предков.

  Так каким же образом пытаются исказить и фальсифицировать ход и итоги Прохоровского сражения? Казалось бы, большая часть архивных документов как наших, так и немецких давно уже известна специалистам. Здесь начинается самое интересное.

  1. Берут и описывают боевые действия только 12 июля 1943 г. на узком шестикилометровом участке фронта от железной дороги до реки Псел. Современная историография расширила временные и территориальные рамки сражения. Днем начала Прохоровского сражения принято считать 10 июля 1943 г. Первым предложил это сделать непосредственный участник сражения, ветеран 95 гвардейской стрелковой дивизии Г.А. Олейников. В 1998 году небольшим тиражом вышла его книга «Прохоровское сражение (июль 1943)». В ней он ввёл в научный оборот большое количество архивных документов как наших, так и немецких. 16 июля 1943 года стал последним днём сражения, так как противник в ночь с 16 на 17 июля начал отвод своих войск. С 12 июля 1943 года одновременно с утра и до позднего вечера ожесточенные и кровопролитные бои с применением большого количества бронетехники с обеих сторон разгорелись на участке фронта до 35 км и в радиусе 20 км от Прохоровки против двух немецких танковых корпусов, стремившихся овладеть станцией. С юго-запада наступление вел 2-й танковый корпус СС, а с юга - 3-й танковый корпус армейской группы «Кемпф». Отражение наступление 3 танкового корпуса противника является составной частью Прохоровского танкового сражения.
  2. В сражении участвовала только одна механизированная дивизия 2 тк противника «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Танкисты, артиллеристы и пехота мд «Райх» и «Мертвой головы» получается выполняли роль статистов? Нет конечно же. Все три дивизии действовали согласованно и в четком взаимодействии.
  3. Во многих изданиях, как наших, так и зарубежных, приводятся различные данные и о боевом составе немецких частей. Разброс цифр очень велик. Открывается широкое поля для манипуляции архивными данными. Сильно до неприличия занижается количество бронетехники 2 тк противника. Если считают танки, то все. Даже штурмовые САУ StuG III. А вот почему-то о противотанковых САУ Marder забывают. Очень редко приводят данные по наличию САУ Wespe, Hummel и Grille. Ссылаются на то, что по немецкой классификации это артиллерийские орудия на самодвижущихся лафетах. Хотя не забывают посчитать наши СУ-76 и СУ-122. Если суммировать всю бронетехнику 2 тк СС противника, то по самым скромным подсчетам получается никак не меньше 410 единиц. Если еще прибавить бронетехнику 3 тк немцев, стремившегося захватить Прохоровку с юга, то получается порядка 550 танков и САУ.
  4. Такие же манипуляции производятся при подсчете потерь техники противника. В немецкой армии была сложная система подсчета подбитой техники. Чтобы не вдаваться в подробности, а это отдельная большая тема, следует отметить, что на сегодняшний день нет ни одного немецкого документа о потерях за 12 июля. Все данные приводятся на основании сводок о количестве боеспособных танков на 19:25 по берлинскому времени. В эту сводку попадали и танки, вышедшие с ремонта. 12 июля в мд «Мёртвая голова» было 10 боеспособных «тигров», 13 июля - ни одного. Получается, что 12 июля они все вышли из строя по техническим причинам. Таково быть не может. За весь период боевых действий 2 тк СС, согласно официальным немецким документам, потерял безвозвратно 3 «тигра». Это уже ни в какие ворота не лезет. Почему не приводят данные немецких историков К. Хенрици и Й. Энгельмана? По их подсчетам потери во 2 тк СС составили от 150 до 163 единиц бронетехники. Отечественные историки И. Томзов, М. Коломиец, работавшие с немецкими документами, пришли к выводу, что часть танков, потерянных под Прохоровкой, была списана позднее в августе.
  5. Во многих публикациях, посвященных Прохоровскому сражению, говорится что в ночь на 13 и 14 июля немцы эвакуировали большое количество подбитой техники с поля боя как своей, так и нашей, а остальную взорвали. Это не совсем так. К сожалению, работа наших ремонтных бригад и рот технического обслуживания в период сражения мало изучена. И подсчитать сколько наших подбитых танков было эвакуировано с поля боя, отремонтировано и вступило в срой, пока не представляется возможным.  Приведу лишь несколько примеров. Выдержка из оперсводки 18 тк от 13 июля. «За 12-13 июля эвакуировано с поля боя танков Т-34 – 25, танков Т-70 – 16». В 25 танковой бригаде 29 тк инженер-майор Б.С. Павлов лично возглавлял эвакуацию подбитых танков.

Павлов Борис Григорьевич.

 В течение дня 12 июля, несмотря на сильный артиллерийский и минометный огонь и бомбежку авиации противника, с поля боя было эвакуировано 5 танков Т-34 и 3 танка Т-70. К концу дня 13 июля 3 танка Т-34 и 3 танка Т-70 вступили в строй. Многие экипажи наших боевых машин проводили ремонт техники прямо во время боя.

Пальчиков Алесей Егорович.

Из наградного листа командира 3 роты 262 танкового батальона 25 тбр 29 тк ст. лейтенанта А.Е. Пальчикова: «В бою артогнем противника была повреждена ходовая часть машины. Товарищ Пальчиков вышел с экипажем из танка для восстановления, где был ранен, но, заметив невдалеке пушку противника, преодолевая боль, подполз к ней с автоматом и уничтожил полностью её расчет. Гитлеровцы яростно обстреливали танкистов, но товарищ Пальчиков долго отбивался от них огнём личного оружия и гранатами, прикрывая работу товарищей. При выполнении этой задачи товарищ Пальчиков был убит, а его экипаж восстановил танк и, несмотря на ранения, вывел его с поля боя».

  1. Согласно документам 5-й гвардейской танковой армии, на 21:00 11 июля 1943 года в строю находилось 828 танков и САУ. Что же касается наших потерь, то в большинстве публикаций приводится цифра - 500 танков и САУ. Но нигде нет ссылки на архивный документ, откуда она была взята. В 2018 году вышла в свет книга «Курская битва» к 75-летию подвига советских солдат и тружеников тыла. Это была совместная работа научных сотрудников музея-заповедника «Прохоровское поле», с Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и, в частности, работавшего в то время в Прохоровке начальника 44-го научно-исследовательского отдела полковника Э.Л. Коршунова. В этом труде есть один интересный документ – доклад офицера Генштаба Красной армии гвардии майора Черника о боевых действиях 5-й гвардейской танковой армии с 7 по 24 июля 1943 г. Датирован этот документ 1 августа 1943 года. С этой информацией был знаком и Верховный Главнокомандующий. Не надо объяснять, что соврать Сталину во время войны было невозможно и чрезвычайно опасно. Иосиф Виссарионович получал информацию из многих независящих друг от друга источников: СМЕРШ – его сотрудники были в каждой армии, корпусе и дивизии; сотрудников органов политуправления и, наконец, отчеты Генштаба, составленные на основе боевых донесений воинских частей. Небольшая выдержка из этого документа, касающаяся потерь 12 июля: «За день боевых действий 5 гвардейская танковая армия потеряла 300 танков, главным образом от огня артиллерии и от тяжелых немецких танков Т-6 («тигр»). Авиация противника нанесла огромный урон нашим частям».
  2. Даже если на вдаваться в сложные математические подсчеты подбитой и боеготовой техники как нашей, так и противника с точностью до одного танка и одной самоходки, а любой профессиональный историк Вам скажет, что это сделать невозможно и попытаться ответить на вопрос. Почему до сих пор не опубликовано ни одной фотографии с большим количеством подбитой нашей техники? Ведь немцы любили запечатлеть свои победы на фото и кинопленку. Да потому что их нет. Ведь среди подбитых наших танков было много немецкой техники. А делать такие фото и публиковать в условиях военной цензуры было нельзя.
  3. Но остановимся пока на самом главном. Так кто же одержал победу в Прохоровском сражении? Современные фальсификаторы утверждают, что немцы. В результате тяжелых и кровопролитных боев с 10 по 16 июля за наш поселок Прохоровка не была захвачена противником. Ответ очевиден - Красная Армия.

  Чтобы все известные и достоверные данные, касающиеся Курской битвы и, в частности, истории Прохоровского сражения, не подвергались искажениям и перетасовкамна очередном заседании Попечительского совета «Прохоровское поле» под председательством Н.И. Рыжкова было вынесено решение -   выпустить к 80-й годовщине Курской битвы совместно с Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и при участии  музея-заповедника "Прохоровское поле» книгу - «Курская битва. События. Цифры. Факты». В создании этого многотомного издания будут использованы документы хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. 26-27 мая в Прохоровке проходила очередная восьмая международная научно-практическая конференция: «Курская битва. Страницы истории». В работе конференции, уже не в первый раз, принял участие Начальник Федерального государственного казенного учреждения Центрального архива Министерства обороны РФ О.Д. Панков и Главный хранитель фондов ЦАМО А.В. Лебедев с докладом «Военно-политическая пропаганда и агитация при подготовке и в ходе Курской битвы». При подведении итогов конференции Олег Дмитриевич заверил участников конференции, что он и сотрудники архива окажут всестороннюю помощь при подборке документов и материалов для этого важного исторического труда, чтобы избежать фальсификации истории ВОВ. В новой книге будет окончательно всё расставлено по местам, чтобы никто больше не пытался исказить факты истории о Великой Отечественной войне, победе русского оружия и проявленном героизме наших военнослужащих здесь, на Танковом поле. В завершении хотелось бы отметить, что главное на войне - люди. Готовность к самопожертвованию и воля к победе наших солдат и офицеров — вот, что определило судьбу нашей Родины. Именно они вели боевые машины по дорогам страны и Европы, освобождали Белгород и Орел, Киев и Минск, Вену и Бухарест и дошли до Берлина. Наши танки прошли победным маршем по улицам поверженного Берлина на Параде Победы союзников у Бранденбургских ворот по Второй мировой войне 7 сентября 1945 г., а не немецкие по Красной площади Москвы!!! И это не вызывает сомнения ни у кого, но, по всей вероятности, не дает покоя многим.

                                                 Научный сотрудник Музея-заповедника

                                                «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.

 

Карта