Ко Дню освобождения Прохоровки

                        

                  

           

    

78 лет минуло с памятного дня 6 февраля 1943 года, когда Александровский (сегодня – поселок Прохоровка) и железнодорожная станция Прохоровка были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В штабных донесениях об этом бое местного значения информации крайне мало. В основном это воспоминания жителей, живых свидетелей освобождения родного поселка, потому как то, что в военных сводках не было отражено, для прохоровцев было вопросом жизни и смерти.

Очевидцы вспоминали, что зима 1942-1943 годов была морозной, метельной и снежной. Это являлось одной из причин невозможности быстрого преследования Красной армией немецко-фашистских войск, отступающих на запад. Командование 183-й стрелковой дивизии установило тесный контакт с местными жителями, которые не только расчищали дороги, но и выступали проводниками и разведчиками.

Командиром отряда был назначен заместитель командира 285-го стрелкового полка по строевой части капитан А.И. Ткачев, комиссаром – инструктор политотдела дивизии капитан М.Л. Воротилов. О немногочисленности сводного отряда, освобождавшего Александровский и станцию Прохоровка, свидетельствует письмо, присланное в 1966 году А.И. Ткачевым следопытам Александровской школы. В нем ветеран вспоминал: «В моем подчинении было 120 человек, вооруженных 50-мм минометами, автоматами и винтовками. Еще во время марша к Прохоровке у нас отказала радиостанция, поэтому донесение о действиях отряда не предоставлялось трое суток. В штабе дивизии решили, что отряд попал в засаду и был уничтожен». Это и послужило причиной скудности информации в боевых донесениях дивизии об освобождении Прохоровки.

Исходя из полученных от местных жителей данных, Ткачев разбил отряд на три штурмовые группы. Первую возглавил он сам. Ее бойцам предстояло двигаться по дороге Скородное–Александровский и войти в село по ул. Советской. Вел группу проводник И.С. Багров. Вторая группа должна была обойти село с севера и нанести удар по станции и комендатуре. Ею командовал капитан Рябов (проводник С. Немыкин). Третьей группе, под командованием капитана М.Л. Воротилова, из района Шмарино через южные окраины и территорию МТС, предстояло выйти и овладеть штабом немецкого гарнизона в здании узла связи. Проводником группы была В.Л. Кашникова.

О том, что конец оккупации близок, местные жители понимали уже в конце января. Очевидец тех событий Д.М. Чурсин вспоминал, что в поведении немцев чувствовалось волнение. Наряду с примелькавшимися немецкими солдатами в серых шинелях, появилось большое количество венгерских солдат 2-й королевской армии, разбитой под ст. Горщечное и г. Старый Оскол. Гарнизон был деморализован усиливающимися слухами о приближении Красной армии. Районный староста Биндюк, возглавлявший с первых дней оккупации администрацию и полицию на территории Прохоровского района, со своей семьей предусмотрительно покинул Прохоровку. За ним ушли и те, кто служил полицаями и старостами.

Проводник Сергей Немыкин вспоминал: «Ночью наша группа вышла из х. Зеленый и к рассвету подошли к окраине села. Зашли в одну хату другую, что бы узнать обстановку в селе. Оказалось, что в хатах спали «мадьяры». Советские солдаты взяли восьмерых человек в плен, по пути сняли несколько часовых. Добралась до станции и узла связи. Здесь погиб первый красноармеец. Стрельба разбудила врага, но советские солдаты уже знали, откуда появится враг и сосредоточили в нужном направлении пулеметный огонь. У почты немцы активно оборонялись, тем не менее были подавлены кинжальным огнем отряда Ткачева. На перроне был убит яростно отстреливающийся комендант гарнизона. В это время вторая группа отряда успешно вела бой у МТС. Немцы кинулись бежать на Карташевку, но путь им был отрезан. Ожесточенное сопротивление враг оказал у зданий узла связи и бывшего военного комиссариата. Засевший на чердаке пулеметчик и автоматчики огнем не давали воинам подойти к зданию. «Выкурить» их оттуда помог местный житель Петр Поздняков. Подобравшись вплотную к зданию, он забросал чердак гранатами и пулемет замолчал.

Примерно через два часа после начала штурма бой был закончен. Местные жители высыпали на улицу и в радостной суматохе не сразу заметили подошедший со стороны села Беленихино немецкий железнодорожный состав для погрузки зерна. Увидев состав, жители в панике приняли его за немецкий бронепоезд, однако это была железнодорожная мастерская. Те, кто находился в поезде, видимо поняли, что станцию заняли советские войска и спешно угнали состав на Беленихино.

Бросок отряда капитана А.И. Ткачева был стремительным. Немецкие подразделения хотя и сопротивлялись, особенно в районе узла связи (позже санэпидстанция) и железнодорожной станции Прохоровка, но воины 285-го полка сломили вражеское сопротивление. Противник частично был уничтожен, а его незначительная часть бежала с поля боя, оставив оружие и боеприпасы. Наступил радостный для прохоровцев день 6 февраля 1943 года. Сначала с опаской, а потом все смелее и смелее, группами и целыми семьями шли местные жители на привокзальную площадь, чтобы встретить и поблагодарить воинов-освободителей.

Не все вышли живыми из того скоротечного боя. 7 красноармейцев, заплатив своими жизнями, навечно остались лежать в прохоровской земле. Во второй половине дня рядом с привокзальной площадью, там, где сегодня в Прохоровке горит Вечный огонь, в мёрзлой земле выкопали братскую могилу. Около 16 часов начался траурный митинг, на который пришли все местные жители. Многие не могли сдержать слёз.

Досок для гробов не было – тела сложили в могилу и накрыли шинелями. На холмике установили деревянную пирамиду с металлической звездой на вершине и с закреплённым в средней части куском металла, на котором белой краской написали: «Здесь похоронено 7 красноармейцев, героически погибших за освобождение Прохоровки. 1. Грибеньков Н. А. 2. Бычков М. Ф. 3. Осипкин Т. А. 4. Филатов Н. Т. 5. Пряхин И. С. 6. Андреев П. Е. 7. Прохоров Д. Ф. 6.02.1943 г». Офицер из политотдела дивизии сделал снимок братской могилы. Это единственная фотография, оставшаяся с того памятного февральского дня 1943 года.

На протяжении  78 лет этот снимок был единственной информацией, которая рассказывала о тех, кто погиб ради освобождения нашего посёлка. В послевоенные годы братская могила стала мемориалом, куда перезахоронили останки воинов погибших в окрестностях Прохоровки в разные годы войны. Фамилии семерых красноармейцев были нанесены на мраморные плиты в общем массиве имён. Но благодарная память потомков не может оставить имена своих защитников в безызвестности.  Благодаря архивным документам, хранящимся в Центральном архиве Минобороны России, кропотливому труду сотрудников Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» удалось установить подробные сведения о погибших освободителях Прохоровки.

Гребенников Никон Абрамович ошибочно, видимо в впопыхах, на памятнике указан как  Грибеньков Н. А.  Красноармеец, член ВЛКСМ, 33 года. Родился на станции Сон Баграцкого района Хакасской автономной области.

Бычков Михаил Федорович -  сержант, беспартийный, 28 лет. Родился на станции Яр Октябрьский района Татарской АССР.

Осипкин Тимофей Алексеевич - красноармеец, родился в деревне Н.-Александровка Уярского района Красноярского края.

Пряхин Иван Сергеевич – сержант, беспартийный, 22 года. Родился деревне Красногорка, Кузовского сельсовета, Грязинского района Воронежской области.

Андреев Павел Тимофеевич - красноармеец, дата и место рождения неизвестны.

Прохоров Дмитрий Федорович - красноармеец, 20 лет. Родился в деревне Шолыгино Луховского района Ивановской области.  Беспартийный, успел получить образование 3 класса, был призван в декабре 1942 года.  

О красноармейце Филатове, к сожалению, никаких сведений в архиве не имеется.

Это не очень обширная информация, хотелось бы иметь хотя бы фотографии погибших воинов, чтобы через годы увидеть их лица. Но и возможность назвать своих освободителей по имени-отчеству тоже дорогого стоит. Несмотря на то, что призывались они из разных концов нашей большой страны, все они наши земляки, потому что погибли при освобождении нашего посёлка и легли в нашу, Прохоровскую землю.

Со дня освобождения Прохоровки выросло не одно поколенье. Но память о светлом февральском дне 1943 года и чувство искренней благодарности тем воинам-освободителям, что принесли освобождение от фашистской нечисти, хранят сердца пожилых и молодых людей Прохоровского района. Когда будете возлагать цветы 6 февраля, то непременно найдите  имена погибших освободителей Прохоровки на мемориале «Вечный огонь».

Начальник 43 научно-исследовательского отдела (центрального региона РФ, г. Белгород) Научно исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации полковник В.Родин.

Карта