СПУСТЯ 81 ГОД ПОИСКОВИКИ УСТАНОВИЛИ ИМЯ ПИЛОТА СОВЕТСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ, СБИТОГО ВО ВРЕМЯ КУРСКОЙ БИТВЫ

24 августа 2024 года поисковиками Прохоровского отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, в районе хутора Ясная Поляна Беленихинского сельского поселения были найдены фрагменты редуктора с мотор-пушкой ШВАК советского истребителя.

Слева направо: Ю. А. Глазунов, С. И. Сошенко, Ю. И. Погорелов, В. М. Власенко.

Слева направо: Ю. А. Глазунов, С. И. Сошенко, Ю. И. Погорелов, В. М. Власенко.

При извлечении частей самолета были обнаружены многочисленные следы горения. Глина на глубине более двух метров буквально превратилась в обожженный кирпич. Останков пилота найдено не было. После извлечения фрагментов самолета возникла оживленная дискуссия. Какой это истребитель? Авиационные 20-мм мотор-пушки ШВАК устанавливалисьв развале блоков мотора на советских истребителях ЛаГГ и Як различных модификаций.

-2

-2-2

Ответ на данный вопрос мог дать только номер мотора самолета. После тщательного осмотра на уцелевшей шестерне редуктора была найдена сохранившаяся алюминиевая шайба с номером.

-3

На помощь пришли коллеги – Александр Александрович Мельник из ВПК «Огненная дуга» (г. Белгород) и один из лучших специалистов в области советских истребителей Як – Сергей Дмитриевич Кузнецов из Москвы.

В результате кропотливой работы с архивными документами удалось выяснить, что мотор № ПФ 4-3476 был установлен на истребитель Як-1б № 23129. Весной 1943 года этот самолет был передан в 27 истребительный авиационный полк 205 истребительной авиационной дивизии и был сбит в воздушном бою 6 июля 1943 года.

Из оперсводки № 124 штаб 205 иад 6.7.1943 года: «27 иап в течение дня патрулированием прикрывал свои войска в районе Ольховатка, Терновка, Гостищево, Тетеревино и в районе Васильевка, Луханино, Тетеревино производил вылеты на перехват самолетов противника. Летало 12 Як-1. В воздушных боях сбито 12 самолетов противника. Свои потери: 1 Як-1 № 23129 летчик мл. лейтенант Дрепин не вернулся с боевого задания».

Дрепин Иван Федорович

Дрепин Иван Федорович

Дрепин Иван Федорович родился 12 августа 1921 года в селе Алексеевка Липецкого района Липецкой области. В 1942 году окончил Чугуевскую Военную Авиационную Школу Пилотов. В составе 27 иап воевал с 10 мая 1943 года. В июле был награжден медалью «За отвагу».

Из наградного листа мл. лейтенанта 27 иап Дрепина И.Ф.: «6.7. 43 года товарищ Дрепин в группе сбил ХШ-126. В это время появились 4-МЕ-109 и 2 ФВ-190, где в неравном бою был сбит. Самолет сгорел, сам спасся на парашюте».

-5

Иван Федорович приземлился на территорию, занятую нашими войсками. Вернулся в свой полк и снова продолжил громить врага. Успешно выполнял боевые задания на самолетах ПО-2 и Аэрокобра. В 1945 году был награжден орденом Красной Звезды.

Научным сотрудникам музея-заповедника удалось разыскать и связаться с внучкой Ивана Федоровича – М.Ю. Косых (Дрепиной). Марина Юрьевна поделилась с нами семейными архивными документами и фотографиями военного времени, рассказала, что дедушка был очень добрым и хорошим человеком.

Чухненко Василий Григорьевич, Дрепин Иван Федорович, Гриша Михаил Харлампиевич, 10 января 1943 год

Чухненко Василий Григорьевич, Дрепин Иван Федорович, Гриша Михаил Харлампиевич, 10 января 1943 год

Летчики 129 гв иап, 1945 год

Летчики 129 гв иап, 1945 год

На ступеньках Рейхстага,1945 год

На ступеньках Рейхстага,1945 год

В 1946 году Иван Федорович демобилизовался, вернулся в родные края. Женился, воспитал троих детей и 6 внуков. Работал в Боринском детском доме учителем труда, затем в водоканале. Ушёл из жизни 13 августа 1991 года.

Благодаря бескорыстной помощи неравнодушных людей мы узнали много нового еще об одном участнике Курской битвы, сражавшемся в небе над Прохоровским районом в грозное лето 1943 года.

Научный сотрудник музея-заповедник «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.

Карта