Последний полет Як-1б: в Прохоровском районе найден истребитель, сбитый во время Великой Отечественной войны

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и Ивановка Прохоровского района, были обнаружены фрагменты сбитого советского самолета.

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и...

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и...-2

Они находились в воронке на глубине более четырех метров. Костных останков найдено не было. Сначала был найден коленчатый вал с двумя сохранившимися гильзами и поршнями, чуть позже редуктор от мотора-пушки М-105 – двигателя советского истребителя.

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и...-3

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и...-4

Но какого? Такие двигатели устанавливались на самолётах ЛаГГ-3 и Як различных модификаций. Ответ на данный вопрос мог дать только номер мотора. После тщательного осмотра он был найден на алюминиевой шайбе-ПФ 4 3397. После снятия поршня и очистке его от различных наслоений внутри был обнаружен точно такой же выбитый номер. Это была настоящая удача. Теперь можно было узнать судьбу пилота: остался ли он в живых или погиб.

В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населенными пунктами Малояблоново и...-5

На помощь пришли коллеги – Александр Мельник из ВПК «Огненная дуга», московские историки в области военной авиации Борис Давыдов, Сергей Кузнецов и Сергей Катков. Совместными усилиями было установлено, что мотор №4-3397 был установлен на самолет ЯК-1б №25128 на заводе № 292 (г. Саратов) в апреле 1943 года и был передан в 27 истребительно-авиационный полк 205 истребительно-авиационной дивизии.

14 мая 1943 года самолет сбит в воздушном бою, летчик сержант Гриша Михаил Харламович погиб.

В мае-июне 1943 года на территории Прохоровского района базировался 27 иап. Аэродром находился между хутором Грушки (Вторые) и селом Правороть. 14 мая немецкая авиация совершила налет на аэродром. Из оперсводки № 71 штаба 205 иад:

«В 18.45 группа самолетов противника, в количестве 9 Ю-87, под прикрытием 6 Ме-109, пыталась атаковать аэродром Правороть. Самолеты противника были встречены огнём ЗА (зенитной артиллерии) и шестью самолетами Як-1, находившимися в воздухе. Дополнительно было поднято ещё четыре самолёта. Атаками наших самолётов и огнем ЗА группа самолётов противника была рассеяна. Бомбы брошены беспорядочно. Из числа сброшенных бомб шесть упали на северо-восточной окраине аэродрома и шестнадцать за границами аэродрома».

В завязавшемся воздушном бою было сбито пять самолетов противника. По одному самолёту сбили: командир полка гвардии майор В.И. Бобров, командир авиаэскадрильи старший лейтенант П.И. Чепинога, и командир звена младший лейтенант Г.Т. Кузьмин. Штурман эскадрильи лейтенант Н.Д. Гулаев сбил один самолет, а после израсходования боекомплекта таранил второй правой плоскостью.

Гулаев Николай Дмитриевич

Гулаев Николай Дмитриевич

После тарана самолет сорвался в штопор, но он сумел выброситься на парашюте и приземлиться на территории занятой нашими войсками. К сожалению, не обошлось без потерь. Над Праворотью было сбито два наших самолёта. Погибли два летчика – Михаил Харламович Гриша и Федор Никифорович Муратов.

Муратов Федор Никифорович

Муратов Федор Никифорович

15 мая 1943 года с отданием всех воинских почестей, в присутствии всего личного состава полка «погибших летчиков похоронили в саду, в центре села Грушки. Могила обложена цветами и поставлены памятники». В конце 50-х гг. их перезахоронили в братскую могилу поселка Прохоровка.

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.

Карта