По рассказам жителей села Грязное Прохоровского района в годы войны на территории их села разбился самолёт. Летом 2016 года за его поиски взялись поисковики отряда «Огненная дуга» Ю.И. Погорелов, В.Г. Писанков, В.М. Власенко, С.И. Сошенко, С.А. Бережной и др. Благодаря помощи местных старожил они практически сразу нашли место падения и обнаружили фрагменты самолёта.
Изучив детали, пришли к выводу, что это штурмовик Ил-2. Рядом удалось обнаружить и останки лётчика.
Среди найденного на месте падения были и личные вещи лётчика: обложка удостоверения 61 кшап (краснознаменный штурмовой авиационный полк), карандаш, вставленный в гильзу от нагана, фрагменты кожаного пояса и фрагменты одежды (гимнастерки) зеленого цвета, фрагменты планшета, карабин парашютной системы, а также ботинки рыжего цвета размера 45-46.
Спустя время удалось установить имя пилота. Им оказался старший лейтенант Белохвостов Борис Иванович, летчик 61 кшап 291 шад (штурмовая авиационная дивизия).
Согласно архивным данным, он погиб 8 июля 1943 года на одноместном Ил-2. Но, как оказалось, это лишь только начало большой кропотливой работы. В списках безвозвратных потерь в документах штаба полка и дивизии у Бориса Ивановича разные воинские звания: от старшего сержанта до старшего лейтенанта. В распоряжении поисковиков оказался ещё один документ из управления кадров ВВС СССР от 30 июля 1959 года:
«В с. Беленихино, Белгородской области похоронены, погибшие 8 июля 1943 года: мл. лейтенант Белохвостов Борис Иванович /летчик/ и мл. сержант Глухих /воздушный стрелок/, которые проходили службу в 61 штурмовом авиационном полку».
Кроме того, в списках похороненных в братской могиле села Беленихино старший лейтенант Белохвостов тоже есть. Так кого же тогда нашли на месте падения самолета?
Поисковикам удалось найти в Москве родственников лётчика – родную племянницу Кудряшову Марину Михайловну и сообщить ей о находке. Через некоторое время она поделилась с Виталием Писанковым бережно хранящимися в семейном архиве документами и фотографиями. И тут все стало на свои места.
Марина Михайловна рассказала, что размер обуви у отца был 46 при росте 192 см, а Борис был выше его. Среди документов было и письмо командира авиаэскадрильи Г.С. Овчинникова. Написано оно было в сентябре 1943 года.
Несколько строк из этого письма:
«Задание мы выполнили, разбомбили и отштурмовали своим мощным огнем скопление танков и пехоты противника. Легли на обратный курс, на свой аэродром. При выходе с цели т. Белохвостов вел свою грозную машину уверенно. Он летел слева от меня на расстоянии 150-200 м. На пути нас встретили немцы сильным зенитным огнем. Я как командир оберегал себя от ЗА, вместе с тем обязан следить за другими самолетами, идущими вместе со мной. И вот при осмотре левых ведомых я увидел массу шаров и дым (разрывы зенитных снарядов) вокруг самолета Белохвостова. Вероятно один из снарядов попал в кабину летчика. Самолет, управляемый Белохвостовым, стал беспорядочно падать. Затем перешел в штопор и на втором витке упал на землю. Столб пыли поднялся в воздух и виден был пока я мог наблюдать».
В письме также говорилось, что похоронили летчика местные жители и уже после боев, когда была освобождена территория, на которую упал Ил-2, его нашла спецкоманда по эвакуации самолетов. Штурмовик был весь разбит и следов пожара при ударе не было. Все это полностью подтверждается археологическими находками. На найденных фрагментах самолета следов горения обнаружено не было. 80% останков летчика находились невдалеке в одном месте площадью метр на метр. Также мелкие косточки попадались от поверхности земли вплоть до редуктора на глубину более двух метров. Скорее всего, когда извлекали двигатель из земли, летчика просто похоронили рядом. Глубина залегания останков составила от полуметра до семидесяти сантиметров.
В ноябре 2019 года останки Б.И. Белохвостова были переданы родным.
Так благодаря бескорыстной работе поисковиков отряда «Огненная дуга» и председателю фонда «Застава Святого Ильи Муромца» А.И. Фетисову (содействие в организации погребения) спустя 76 лет после гибели, 8 декабря 2019 года, на Ваганьковском кладбище города Москвы Белохвостова Бориса Ивановича похоронили с отданием всех воинских почестей рядом с родными, матерью и братом.
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.