Чтобы разбавить инсталляционную рубрику от Комбината музейно-выставочного искусства, мы делимся с вами интервью с создателями экспозиции: Андреем Пазгалёвым – руководителем проектов и главным архитектором и Иваном Никитиным – руководителем графического и мультимедиа направления.
Вы создавали экспозицию трех музеев из комплекса музея-заповедника «Прохоровское поле»: музей «Третье ратное поле России», музей бронетанковой техники, музей «Битва за оружие Великой Победы». Опишите, пожалуйста, каждый из музеев одним словом или словосочетанием?
Иван Никитин: Подвиг советского солдата, полёт военной инженерной мысли и Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
А если говорить об одной из инсталляции, об одном из комплексов или экспонате, что вы бы выделили, на что бы попросили обратить внимание посетителей и почему?
Андрей Пазгалёв: Все экспонаты, представленные в трёх музеях, ценны и имеют свою уникальную историю. Для меня сильное впечатление произвели письма солдат в музее «Третье ратное поле России», кукла из швейного цеха в музее «Битва за оружие Великой Победы». Они наполнены трагизмом и производят очень сильное эмоциональное впечатление. Из инсталляций - художественное механическое панно, придуманное совместно с замечательным художником Виктором Григорьевым в музее «Третье ратное поле России», олицетворяющее машину войны, и в такт ему кинетические железные потолки, двигающиеся со скрежетом над головой, как металлические облака. Всё это создаёт сильное ощущение сопричастности и напряжения в момент изучения экспозиции.
Как долго создавался каждый из музеев комплекса?
Андрей Пазгалёв: Все три комплекса создавались в очень сжатые сроки, музей «Битва за оружие Великой Победы» например, был реализован за полгода, и это ещё в период пандемии, когда приходилось прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы процесс не встал, и мы смогли открыть комплекс к юбилейной дате.
Музей «Битва за оружие Великой Победы» вы создавали в разгар пандемии, с какими сложностями столкнулись?
Иван Никитин: Да, это было очень непросто. Нам помогали руководство Белгородской и других областей, где находились наши производства, Совет Федерации, руководство музея и многие другие. Самым сложным стало организация логистических схем, контроль и помощь в производстве работ, организация охранных грамот на каждого работника и выполнения правил Роспотребнадзора. По сути, каждый из участников процесса совершил свой маленький подвиг в создании и запуске музея, за что им всем большое спасибо.
Сколько человек создавало экспозицию музея «Битва за оружие Великой Победы» с вашей стороны, от проектировщиков и макетчиков до администраторов и руководителей?
Иван Никитин: Ориентировочно 250 человек.
Какой макет самый большой в музее «Битва за оружие Великой Победы»? И сколько времени ушло на его создание? В чем были основные проблемы?
Иван Никитин: Самой большой моделью в данном музее был самолёт ИЛ-2, воссозданный по оригинальным чертежам в масштабе 1:1. Реализация составила те же 6 месяцев, а самым сложным был поиск и анализ документации, проработка технологии производства, сборка и пусконаладка модели на объекте. Надо отметить, что элементы модели механизированы, шасси, бомболюк и другие, а в кабине сидят манекены лётчиков, в полном воссозданном обмундировании.
В музее «Третье ратное поле» есть панно «Машина войны», расскажите пожалуйста об идеи создания и её реализации?
Андрей Пазгалёв: Идея данного произведения родилась у меня случайно, после просмотра искорёженных боевых машин при изучении научного фото и видеоматериала. Совместно с Виктором Генриховичем Григорьевым и Валерием Павловичем Наливайко, мы решили реализовать такой художественный замысел в музейном комплексе. Техническое и художественное воплощение было реализовано в художественных мастерских Санкт-Петербурга. Металл, используемый при создании панно, обрабатывался специальным раствором, чтобы воссоздать ржавый «исторический» материал, образцы орудий были предоставлены нам военными реконструкторами.
Есть ли инсталляции, которые были в проекте, но по тем или иным причинам не были реализованы?
Иван Никитин: Было много идей, которые не пошли в работу, но на стадии детальной проработки, мы оставили только то, что целостно отражает первоначальный художественный замысел и не перегружает экспозицию. Нам хотелось в музее «Третье ратное поле России» осуществить «оживление» реального поля сражения, сделав прозрачные экраны с хроникой, но на тот момент технологий таких ещё не было, а впоследствии, мы частично применили такую систему отображения в музее «Битва за оружие Великой Победы».
Как у вас получается балансировать и находить золотую середину между классической музейной экспозицией и современным музейным подходом, не забывая о передовом мультимедийном способе подачи информации?
Андрей Пазгалёв: Мы приверженцы классического понимания задач и миссии музея. Главным всегда должен оставаться экспонат. Мультимедиа подчёркивает и создаёт незримое дополнение к исторической ценности материальных свидетелей времени и произведений искусства. При этом данный инструментарий качественно эволюционирует, и это даёт нам, художникам-экспозиционерам, возможность более художественно и более детально знакомить посетителя с музейными предметами. Главное сохранять баланс и создавать уникальную атмосферу изучения и познания истории, сохранённой для нас предшественниками.
Как создавался музей «Битва за оружие Великой Победы».