24 декабря 2023 года поисковики Прохоровского отделения историко-поискового клуба «Огненная дуга» нашли захоронение неизвестного бойца Красной Армии на южной стороне хутора Рындинка Прохоровского района.
Члены местного отделения БРОО «Историко-поисковый клуб «Огненная Дуга»: Юрий Погорелов, Валерий Власенко и Сергей Сошенко
Сохранившихся документов и наград, по которым можно было бы установить имя и фамилию погибшего, найдено не было. В кармане галифе был найден восьмигранный предмет чёрного цвета, похожий на солдатский медальон.
Это вселило небольшую надежду, ведь медальоны при погибших солдатах находят нечасто. Но, как оказалось, нельзя спешить с выводами. После вскрытия выяснилось, что это бензиновая зажигалка в форме солдатского медальона-смертника.
На тщательно очищенной трофейной венгерской фляжке, которая также была обнаружена рядом с останками, никаких надписей не оказалось.
Среди найденного был нагрудный знак «Отличный артиллерист»:
ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности) от пулемета Дегтярева:
Пузырёк от препарата для обеззараживания воды «Пантоцид» (хлорница) и жгут:
Но кем же был этот погибший боец? Артиллерист или пулеметчик? Мнения разделились. Может быть кто-то из расчета противотанкового ружья, состоявшего из двух человек: наводчика и помощника наводчика (заряжающий, номер)? Согласно положению нагрудным знаком «Отличный артиллерист» награждался рядовой и младший начальствующий состав, показавший отличное владение орудием или противотанковым ружьем.
Боевые действия в районе хутора Рындинка начались рано утром 12 июля 1943 года.Боевой группе 6 немецкой танковой дивизии удалось захватить мост через реку Северский Донец в районе села Ржавец. Пока мост не был взорван нашими саперами, противнику удалось переправить на западный берег реки 6 танков. По некоторым данным – это были наши трофейные танки Т-34, которые находились в авангарде боевой группы 6 танковой дивизии. При поддержке танков немецкие автоматчики захватили в 8.00 Рындинку и в 13.00 Шипы.
В бой с прорвавшимся противником вступили части 11 гвардейской механизированной бригады. В 15.00 Шипы были освобождены.
К сожалению, почти не сохранилось архивных документов описывающих детально боевые действия наших частей в районе Рындинки 12-15 июля 1943 года. Из политдонесения гв. полковника Ф.Н. Дроздова:
«Боем и опросом пленных установлено, что д. Рындинку обороняет 74 гренадерский полк 19 танковой дивизии. Кроме того, в селе Ржавец закопаны в землю и используются как огневые точки 40 танков. Бригада вела бой в условиях полного незнания сил противника, сосредоточенных на этом участке, без достаточной подготовки к наступлению и на невыгодном тактическом рубеже, сдерживающий маневр живой силы и танков, отчего понесла значительные потери. Несмотря на эти недостатки бойцы и командиры дрались мужественно, без фактов проявления паники и случаев трусости... Командир 4-й роты гв. лейтенант Бабиносов (Георгий Майманович, погиб 14 июля) под сильным огнем шестиствольных минометов не приостановил наступления, а бегом повел роту в наступление. Два раза противник сильным пулеметным, автоматным и минометным огнем отбивал атаки, а третий раз рота ворвалась на окраину Рындинки... Артбатарея, которой командовал коммунист, старший лейтенант Захаров (Иван Федорович), метко разила огневые точки и живую силу противника. К исходу 12 июля эта батарея подавила огонь шестиствольного миномета».
С правого фланга нашу атакующую пехоту огнем с места поддерживали танкисты 26 гв. танковой бригады.
Из оперсводки бригады: «В результате огневого боя в течение дня 12.7 бригадой уничтожено у противника: до 100 солдат и офицеров, 6 танков, из них 2 сожжено, 4 подбито».
Рындинка была освобождена в 19.00. Но в руках противника оставался небольшой предмостный плацдарм, с которого уже с утра 13 июля в бой вступят танки 19 танковой дивизии противника, которые ночью были переправлены через Северский Донец в районе Щелоково. Четыре дня гвардейцы сдерживали атаки немцев. Отражали до восьми контратак в день. Бои доходили до рукопашных схваток. По свидетельству местных жителей, хутора Шипы и Рындинка, по несколько раз в день переходили из рук в руки.
Не найдя никаких документов, наград и надписи на фляжке, попытались определить возраст погибшего воина. По состоянию зубов верхней и нижней челюсти ему должно было быть около 45 лет (плюс минус 2-3 года). Проанализировав списки безвозвратных потерь и без вести пропавших 11 гв. мехбригады, можно предположить, что по возрасту найденными могут быть: Болотов Гаврил Ильич, 1898 года рождения, наводчик ПТР 1 мехбатальона или Головко Михаил Кириллович, 1894 года рождения, номер ПТР 1 мехбатальона. Дата гибели 12 июля 1943 года. Место первичного захоронения хутор Шипы. Дело в том, что указанное место захоронения в документах, не всегда совпадает с местом фактического нахождения погибших воинов. Так, например, в 2017-2018 годах поисковые работы в районе Рындинки проводили поисковики региональной общественной организации Поисковый клуб «Огненная дуга»: Писанков В., Погорелов Ю., Кильдюшев А. Сошенко С., Власенко В., Бережной С. На северной окраине Рындинки были найдены останки 18 погибших наших воинов, с глубиной залегания 30-40 сантиметров, то есть они не были захоронены и остались на поле боя. В результате исследования были установлены имена и фамилии трех наших бойцов. Среди них был гвардии старший сержант Белов Сергей Гаврилович – командир орудия противотанковой батареи 2 мотострелкового батальона 11 гв. мехбригады. В документах же указано, что местом его захоронения является хутор Львов, что примерно в 6 километрах севернее от того места, где он был найден.
Нагрудный знак «Отличный артиллерист» и Медаль «За Отвагу» Белова Сергея Гавриловича
Вечная память павшим героям в боях за Родину!
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю.Глазунов.