Ремонт бронетанковой техники в период Курской битвы на примере Воронежского фронта
Ремонтники восстанавливают подбитый танк. Июль 1943 г.
Опыт операций, предшествовавших Курской битве, показал, что успех боевых действий во многом зависел от четкой организации технического обеспечения войск. Задолго до начала Курской битвы во всех частях и соединениях Центрального, Воронежского, Брянского фронтов и Степного округа развернулась напряженная работа по подготовке техники, обучению личного состава, сколачиванию частей и подразделений службы технического обеспечения, по восстановлению ремонтной базы.
Марш из района города Острогожск в район Прохоровки был первым опытом для технического состава 5 гвардейской танковой армии в организации технического замыкания колонны и ремонта боевых машин в пути. Армия должна прибыть в определенный срок и быть боеспособной. По количеству танков 29 танковый корпус был самым многочисленным, но подготовка технических служб и управление на марше в нем было организованно лучше других.
Это подтверждает наградной документ инженер-майора Павлова Б.Г., помощника командира бригады по технической части 25 тб 29 тк: «Танки совершившие марш более 200 км прошли без единой аварии, поломок, и к назначенному времени сосредоточились на исходный рубеж и вышли в бой».
Павлов Борис Григорьевич
В ходе Курской битвы и особенно Прохоровского встречного такового сражения 12 июля 1943 года была хорошо налажена и организована работа по ремонту и восстановлению танков. В этот период возрастала роль ремонтных летучек, которые оказывали помощь танковым частям в полевых условиях. Многочисленные описания работы ремлетучек находим в наградных документах, они приводятся в мемуарах и военной литературе.
Иванов А.И. старший сержант, бригадир старший ремонтной летучки 278 танкового батальона 31 танковой бригады 29 тк 5 гв. ТА: «В дни боевых действий с 12.7.43 г. в р. сс. Прохоровка и Покровка Курской области в составе ремлетучки непосредственно на поле боя провел 2 средних и 15 текущих ремонтов танков Т-34. Участвовал в эвакуации и восстановлении 5 танков Т-34 с поля боя».
Понеся в ходе контрудара 12 июля 1943 года большие потери в бронетехнике, обе стороны стремились максимально использовать ночь на 13 июля для восстановления боеспособности частей и подразделений.
Особенно много подбитых и сгоревших боевых машин с обеих сторон находилось в районе Андреевка, Прелестное, свх. Октябрьский, Ямки, Сторожевое. Бригады ремонтников в ночь на 13 июля пробирались к нашим подбитым танкам. Всю ночь то в одном, то в другом месте завязывались перестрелки. Немцы тоже эвакуировали свои танки, а наши поврежденные «тридцатьчетверки» пытались подорвать или сжечь.
Нередко эвакуировали технику ценой своей жизни. Выдержка из донесения начальника политотдела 31 тбр полковника Поволоцкого 14 июля: «…при эвакуации танков с поля боя погиб инженер-капитан Сомкин, погибли 2 человека и 4 ранены в танкодесантной роте. С поля боя эвакуирован один танк Т-34 и один танк Т-70. Эвакуация продолжается несмотря на исключительно сложные условия».
Сомкин Владимир Петрович
Еще один интересный пример об эвакуации танков. Как и другие техники Шайдулин Ибрагим Сибгатулович из 12 оабрб 2 тк занимался ремонтом техники, им было эвакуировано и восстановлено 3 танка Т-70. 14 июля ему вместе с ротным регулировщиком Вехтевым И.Г., было приказано эвакуировать танк Т-70, находящийся вблизи обороны противника, в р-не совхоза Сталинское отделение. С наступлением темноты они со своим танком приблизились к подбитому танку. Услышав шум, немцы начали освещать местность ракетами и увидев вблизи себя наш танк и людей, открыли по ним ураганный огонь. Несмотря на это, тов. Шайдулин зацепил тросом подбитый танк и приказал регулировщику, севшему за механика, вести танк, а сам развернул башню и открыл пулеметный огонь по немцам. Вскоре прибуксировали подбитый танк в часть.
Такие сообщения встречаются в документах корпусов вплоть до 17 июля. И когда наши войска под Прохоровкой, преследуя врага, перешли в общее наступление, эта работа продолжилась.
Эвакуацию танков для ремонта осуществляли 35, 36 эвакороты и ремонтный взвод 53 гв. тп 5 гв. ТА. 73 подвижная рембаза 2 тк находилась в районе Гусек-Погореловки, позднее в районе Правороти. Это подтверждает наградной документ к медали «За боевые заслуги» Мисюры Г.С. – старшего техника лейтенанта командира ОТК (отделения технического контроля) 73 подвижной рембазы 2 тк. «За время нахождения 2 тк в боях, выполняя боевую задачу по ремонту боевых машин, показал себя смелым, решительным, инициативным командиром. Находясь в районе Гусек-Погореловки, за два дня восстановил шесть Т-34 со средним ремонтом, не имея запасных частей, каковые ему приходилось доставать с поля боя в непосредственной близости от противника. В районе Правороти Мисюра, невзирая на обстрел противника, восстановил пять Т-34 за счет хорошей организации и своевременного обеспечения рембригады необходимыми запчастями, обеспечил быстрый ремонт боевых машин».
Мисюра Григорий Степанович
В текущем и среднем ремонте принимали активное участие экипажи подбитых машин. Из наградного листа ст. лейтенанта А.Е. Пальчикова: «В бою артогнем противника была повреждена ходовая часть машины. Товарищ Пальчиков вышел с экипажем из танка для восстановления, где был ранен. При выполнении этой задачи товарищ Пальчиков был убит, а его экипаж восстановил танк и, несмотря на ранения, вывел его с поля боя».
Танкисты-ремонтники танковых бригад, корпусов и армий, не становились героями фронтовых газет, они редко попадали в кадры кинохроники… Но танковые экипажи, командиры танковых частей и соединений знали, что без их героических усилий не было бы и побед на поле боя!
Пальчиков Алексей Егорович