Чеботарева Е.Л. «Инновации в методах работы с посетителями музея «Третье ратное поле России»

ЧЕБОТАРЕВА Е.Л.

Инновации в методах работы с посетителями музея «Третье ратное поле России»

Музей «Третье ратное поле России» является уникальной точкой преломления культуры и образования.

К задачам нашего музея мы относим воспитание чувства патриотизма - такого чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее. В музее Третьего ратного поля России хранятся подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность, преобразовывая музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох. Все это способствует включению подрастающего поколения в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины, формирует духовные ценности.

Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, так как может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Уникальность нашего музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно проявляется в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Участие их в интерактивно-образовательных программах, проведение праздничных мероприятий, презентаций, музейных уроков способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы. Помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Посещение музея вполне может стать увлекательным путешествием. Все зависит от того, как детям преподнести материал и в какой форме донести до них информацию. В нашем музее боевой славы «Третье ратное поле России» решили пойти по этому пути, и нашли эффективный способ привлечь в качестве посетителей как можно больше дошкольников, школьников и студентов.

Знакомство с миром музеев может стать более интересным и увлекательным для учащихся, если оно проходит в форме игры или при помощи ее элементов.

Наш музеи уже сейчас предлагает различные музейно-образовательные программы, многие из которых интерактивные. Они адресованы как детям младшего возраста, так и школьникам младших и старших классов. Участникам таких познавательных программ предлагается познакомиться с экспозицией музея, полностью погружаясь в атмосферу той темы, о которой идет речь, и принимая в процессе знакомства с ней самое активное и непосредственное участие.

В феврале 2014 года в музее боевой славы Третьего ратного поля России состоялся дебют спортивного онлайн кибер-турнира игры World of Tanks, в котором приняли участие белгородские и курские кибер-танкисты. Инициатором проведения кибер-турнира стала компания «Варгейминг Рус», которая оформила интерактивный класс музея в своем индивидуальном, фирменном стиле.

Нельзя не согласиться с тем, что в современном мире через такие игровые проекты молодежь может познакомиться с техникой ушедших эпох, познать историю через игру. Теперь в нашем музее такие турниры стали традиционными и уже сегодня каждый посетитель музея сможет попробовать управлять легендарными танками, самолётами и кораблями периода ВОВ, которые представлены в серии игр Wargaming.

Отмечу также, что задачу развлечения посетителя, как взрослого, так и детского, успешно решает музейный праздник и, как ранее сказано, различные интерактивные программы. Внедрение музейного праздника и интерактивно-образовательных программ в сферу культурно-образовательной деятельности нашего музея, заключаются в неформальной атмосфере праздничности, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Например, программа «Курс молодого бойца», «Фронтовой привал», где посетители, отмечу, что как дети, так и взрослые могут почувствовать себя в роли молодого бойца. В рамках программы «Курс молодого бойца» участникам предоставляется возможность примерить плащ-палатку, научиться наматывать солдатские обмотки, собрать вещмешок, познакомиться с одним из образцов оружия времен Великой Отечественной войны (ППШ), с помощью санинструктора научиться оказывать первую медицинскую помощь при ранении. Участники программы «Фронтовой привал» записываются в ряды Красной Армии добровольцами. Совершают марш-бросок по экспозиции музея, после которого располагаются на «фронтовой привал». Во время привала знакомятся с солдатским бытом: полевой кухней, учатся правильно наматывать портянки, читают фронтовые письма, исполняют песни военных лет.

Особенность праздника еще и в том, что он, как бы раздвигает границы музея, то есть музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и многое другое. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, сам факт проведения праздника уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека. И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника, как одной из форм бытования культурного наследия. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам. Это такие массовые праздничные мероприятия, как «Рождественское настроение», «Широкая масленица», «Встречаем весну - красну», «Пасхальный калейдоскоп» и многие другие, которые проводятся в нашем музее. Наряду с ними есть и сугубо индивидуальные мероприятия. Например, развлекательно-познавательная программа «День рождения в музее». Празднование дня рождения начинается в фойе, где именинника и его гостей встречает ведущий. Затем ребят ждёт увлекательное виртуальное путешествие. Посещение игрового 4 D симулятора. Во время подготовки таких программ учитывается возраст именинника и его гостей, а также пожелания заказчика праздника.

Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта.

Различные формы культурно-образовательной работы нашего музея получают все большее распространение. Выбирая предпочтительные формы работы, мы учитываем интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучаем эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель. На базе нашего музея проводятся, торжественные мероприятия такие как, присяга, вручение паспортов. Эти мероприятия стали доброй традицией. Например, вручение паспорта гражданина Российской Федерации лицам, достигшим 14-летнего возраста, проходят систематически в Музее боевой славы Третьего ратного поля России.

Данное мероприятие проводится в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин» с целью воспитания чувства гордости и ответственности за свою страну, развития патриотизма у юных граждан.

Стараясь учитывать интересы, не только подрастающего поколения, но и взрослого населения в 2013 году в целях поддержания семейных традиций, в музее 7 июля 2013 года, накануне праздника Дня любви, семьи и верности в музее боевой славы «Третье ратное поле России» стартовал красивый обряд «Хомутание».

Нужно добавить, что современные инновации в методах работы с посетителями с каждым годом будут все более и более набирать обороты в будущем. Формы и соответственно напрямую от них зависящие методы имеют комплексный характер. Формы и методы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов посетителей. Основной принцип любой формы просветительно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом мы будем учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей.

Музей все более активно берет на себя миссию образовательного учреждения, целенаправленного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Универсальность музея Третьего ратного поля России заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Наше общество, обремененное разнообразными стрессами, зачастую не приемлет музейный консерватизм, требуя большей интерактивности и зрелищности. Во избежание превращения музея в общедоступное место развлечения, мы стараемся создать определенный баланс, который бы позволил нашему музею, выполняя образовательную миссию, учитывать потребности и интересы аудитории. Несмотря на то, что наблюдается такая тенденция в мире, что музеи все более активно завоевывают свое место в индустрии досуга, всё же, прежде всего, музей остаётся научно-просветительным учреждением.

 

Карта