При проведении экскурсий по территории выставки под открытым небом советского и немецкого вооружения, находящейся за зданием музея «Третье ратное поле России», многие посетители обращают внимание на необычный экспонат – крышу башни от советского танка КВ-1. А когда узнают, что она была найдена поисковиками клуба «Огненная дуга», недалеко от села Беловское Белгородского района, то неизменно задают вопросы. Были ли танки КВ в составе наших частей, участвовавших в Прохоровском сражении? На каких ещё участках боевых действий на территории Белгородской области применялись эти танки?
Теперь по порядку. В документах штаба 5 гвардейской танковой армии есть упоминания о двух танках КВ во время Прохоровского сражения – 10-16 июля 1943 года. Первый входил в состав 29 танкового корпуса. Во время совершения трехсоткилометрового марша 5 гв ТА из Воронежской области к Прохоровке 10 июля 1943 танк КВ отстал в пути – вышел из строя по техническим причинам1. В боевых действиях 12 июля участие не принимал2
Схема боевых действий 29 танкового корпуса 12.07.-19.07.1943 г.
ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 46. Л. 20.
К 15 июля он был отремонтирован в роте технического обеспечения 25 танковой бригады3 и передан в 32 танковую бригаду4, которая в двух километрах юго-западнее с. Правороть отражала атаки противника огнем с места.
Второй танк КВ входил в состав 1529 самоходного артиллерийского полка5. Он был именным. В соответствии с боевым приказанием штаба 1529 сап от 15 июля 1943 года на обеих сторонах бортовой части башен белой краской была сделана надпись «Молния». С началом боевых действий, с 5 по 10 июля, 1529 сап был придан 201 танковой бригаде, которая совместно с частями 73 гвардейской стрелковой дивизии получила боевую задачу: прочно удерживать рубеж обороны на участке: Кореньская дача, хутор Гремячий, совхоз Поляна в 18 км юго-восточнее Белгорода.
Схема боевых действий 201 тбр с 5 по 20 июля 1943 года.
ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 104.
Обычно танк КВ использовался как командный наблюдательный пункт, в котором находился помощник начальника штаба. Экипаж «Молнии»: командир старшина И.А. Авдеев, старший механик-водитель старшина И.М. Плетнев, младший механик-водитель Беляев, командир орудия старшина А.Д. Еремин, – не только вел наблюдение за противником, но и под ураганным обстрелом выводил боевую машину из укрытия на прямую наводку. Метким огнем из танковой пушки уничтожал его технику. Так 7 июля были уничтожены две автомашины с боеприпасами. 8 июля экипажем были выслежены и уничтожены на переднем крае две немецких самоходных артиллерийских установки. 11 июля во время интенсивного артобстрела противника прямым попаданием снаряда в танк были ранены старший и младший механики-водители. Благодаря умелым действиям лейтенанта И.Д. Ермакова боевая машина была выведена из-под обстрела. С 12 июля 1529 сап, совершив 82-километровый марш, вошел в состав 5 гв. ТА, в оперативное подчинение 29 и 18 тк. Участвовал в оборонительных боях в районе Прохоровки, Грушек и Правороти6. Танк КВ и здесь использовался в качестве командного наблюдательного пункта и находился сзади батарей первого эшелона.
В ходе оборонительной операции, проводимой войсками Воронежского фронта, в боевой состав бронетанковых и механизированных частей фронта входило два отдельных танковых полка прорыва, на вооружении которых были танки КВ. Это 203 и 262 отдельные тяжелые полки прорыва.
Командир 262 отпп полковник И.И. Айзенберг
262 отдельный танковый полк прорыва входил в состав 7 гвардейской армии и был придан 81 гвардейской стрелковой дивизии. С 14 апреля 1943 года боевые машины полка использовались в качестве неподвижных огневых точек на одном из самых танкоопасных направлений в районе Михайловского плацдарма. (В ходе весеннего контрнаступления частям механизированной дивизии «Дас Райх» II танкового корпуса СС 19 марта 1943 г. удалось захватить небольшой предмостный плацдарм в районе села Михайловка на восточном берегу реки Северский Донец, который противник удерживал до начала Курской битвы).
Передний край проходил по восточному берегу Северного Донца, рассекая Михайловку пополам7, в одном километре от здания Белгородского железнодорожного вокзала. К 1 июня 1943 г. вся боевая матчасть полка была восстановлена, кроме того, были восстановлены сверх штата 3 бесхозных танка. Всего к началу летних боевых операций в полку было 24 танка КВ.
5 июля в 3.30 с Михайловского плацдарма перешли в наступление части 6 и 19 танковых дивизий III танкового корпуса Армейской группы «Кемпф». На юго-западных окраинах Старого города занимали оборону два танка КВ четвертой танковой роты старшего лейтенанта И.А. Белого. Выдержав сильную артподготовку, до 14.30 рота вступила в бой. В течение 12 часов отражала атаки противника, пока не были подожжены боевые машины. Оставшийся в живых личный состав роты вышел в район командного пункта полка.
Схема боевых действий танков 262 отпп в р-не г. Белгорода с 05.07.43 г. по 29.07.43 г.
ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 167.
Первая танковая рота обороняла разъезд Крейда. В течение 64 часов отразила 14 атак противника. После отхода пехотных частей оказалась в окружении. Пробив брешь в частях противника, танки роты вышли к Ближней Игуменке, где соединились с нашими частями. При выходе из Ближней Игуменки в направление Севрюкова огнем нашей артиллерии 4 танка были сожжены. В боях отличился командир роты старший лейтенант В.И. Белов, который будучи раненым, умело и мужественно руководил боями роты и вывел ее из окружения8.
Вторая танковая рота капитана Матвейчука занимала оборону в лесу южнее Михайловки в районе ИТК. Умело используя огневые позиции, успешно отбивала атаки противника. Каждый раз при накоплении немецкой пехоты и танков для атаки танки роты скрытно выходили на запасные огневые позиции и открывали огонь из танковых орудий. Во второй половине дня 7 немецких танков с пехотой предприняли попытку зайти в тыл нашей танковой роте. Экипаж танка под командованием младшего лейтенанта К.М. Кумраева скрытно выдвинулся навстречу. Подпустив немецкие танки и пехоту на дистанцию действенного огня, поджег 4 танка и уничтожил до 50 солдат и офицеров противника. В результате боев 5 июля было подбито 6 немецких танков, 1 танк КВ получил повреждения и был выведен на ремонт в роту технического обеспечения полка. 6 июля рота по приказу командира 25 гвардейского стрелкового корпуса была переброшена в район Батрацкой Дачи и в 18.00 вступила в бой. Из краткого отчета о боевой деятельности 262 отпп: «Прибыв в Батрацкую дачу рота заняла засаду и огнем с места встретила наступление до 100 немецких танков и пехоты. Подпустив танки противника на близкое расстояние, танки роты открыв огонь уничтожили 36 немецких танков и 120 солдат и офицеров противника. Танк командира роты капитана Матвейчука своим огнем уничтожил 11 немецких танков. Экипаж младшего лейтенанта Кумраева уничтожил 8 немецких танков, 2 самоходных пушки и свыше 45 солдат и офицеров противника. Экипаж младшего лейтенанта Устинова уничтожил 4 немецких танка и 35 солдат и офицеров противника. Экипаж лейтенанта Мосеева подбил 7 немецких танков, 1 самоходную пушку. Экипаж старшего лейтенанта Ильященко подбил 6 танков противника. Наступление противника на Батрацкую Дачу было приостановлено. Рота потерь не имела»9.
Капитан В.М. Сливин
Танки третьей танковой роты под командованием капитана Сливина занимали оборону в роще западнее села Беловское. Во второй половине дня 5 июля противник, убедившись в невозможности прорвать нашу оборону на участке Старый Город – разъезд Крейда, перенес свой основной удар южнее. Сумев переправить танки в районе Соломино, начал развивать наступление в направлении Разумного и Крутого Лога. Из отчета БТ и МВ 7 гвардейской Армии за июль 1943 года: «3 танковая рота находилась в резерве командира полка. В 16.30 была выброшена для прикрытия левого фланга 81 гв. сд, так как 238 гв сп 78 гв сд своим отходом открыл левый фланг дивизии. Танки заняли оборону южнее колх. «День Урожая» по западному берегу реки Разумная, что было очень кстати, так как в 17.00 25 тяжелых танков противника направились из Крутого Лога на Генераловку. При подходе танков к Генераловке рота капитана Сливина огнем с места сожгла и подбила 8 танков противника. Остальные танки противника повернули обратно. К вечеру противник предпринял еще одну атаку танками и пехотой, но встреченный огнем наших танков, потеряв 4 танка отошел. 6 июля в 17.00 танки противника в количестве 150 шт двумя колоннами развернутым строем атаковали наши боевые порядки одна в северном направлении, другая из ИТК и клх. «День урожая». Танки 3 роты капитана Сливина вступили в огневой бой с танками противника, расстреливая их во фланг, при этом противник потерял 6 танков, но 6 «тигров» всё-таки подошли к восточному берегу реки Разумная. Огнем из танков их уничтожить не удалось, так как попадания танкистов приходились в лобовую часть, где броня усилена, поэтому огнем танков рота была разбита: 4 танка подбито и 1 танк сгорел»10.
Пятая танковая рота лейтенанта Косенкова находилась в резерве. 5 июля командир получил боевую задачу: совершить марш из Беловской и контратаковать самоходные пушки противника, стоявшие в засаде между двумя рощами юго-западнее Батрацкой Дачи. «В 6.00 6.7.-43 года танки вышли в атаку. лейтенант Косенков уничтожил 2 самоходных пушки и был убит. Остальные самоходки противника, не приняв боя отошли с занимаемых позиций. Командование ротой принял старший лейтенант Радаев. В 12.00 рота получила задачу: контратаковать танки и самоходки противника, вышедшие в атаку из района Крутой Лог. Завязался неравный бой. Гвардии лейтенант Шавкунов огнем из танка уничтожил самоходную пушку. Танк командира роты от прямого попадания снаряда вражеской самоходной пушки загорелся. Вечером немцы танками и самоходной артиллерии возобновили наступление. В бой вступили 2 танка КВ лейтенанта Шавкунова и лейтенанта Пекарского. С первых выстрелов танкисты уничтожили 2 немецких танка и самоходную пушку, а также до роты немецкой пехоты. В этом бою смертью храбрых погиб лейтенант Пекарский. Рота потеряла 1 танк КВ. В этот же день танки лейтенанта Севостьянова и старшего лейтенанта Шатова занимали оборону 1 км сев. Мясоедово, огнем танков встретили колонну танков, шедших на Севрюково. Экипаж Севостьянова поджег 4 немецких танка. Танк Севостьянова сгорел. Танк старшего лейтенанта Шатова был атакован группой танков противника: в результате боя уничтожил 4 немецких танка и 2 автомашины с грузами. Танк Шатова сгорел, не пропустив немецкие танки»11.
В результате двухдневных боев полк нанес следующий урон противнику: «уничтожено танков – 84, бронемашин – 2, пушек – 16, орудий сопровождения – 12, автомашин с пехотой и грузом – 16, самоходных пушек – 10… Потери полка в боевой и материальной части: сожжено и подбито 12 танков КВ, остались не эвакуированными. Подбито артогнем противника и эвакуировано с поля боя 3 танка КВ»12.
7 июля 7 боеспособных танков полка совместно с частями 81 гвардейской стрелковой дивизии вели огневой бой в районе Ястребово и Севрюково. 8 июля полк был выведен из боя и сосредоточился в районе Неклюдово. 10 июля полк был выведен в резерв командира 25 гвардейского стрелкового корпуса. В его состав вошли 5 танков Т-34 и 2 танка Т-70 из 167 танкового полка и 1 СУ-122 и 5 СУ76 из 1428 сап. С 14 по 23 июля вел боевые действия в районе населённых пунктов: Неклюдово, Мясоедово, Батрацкая Дача, Крутой Лог, Гремячий.
Командир 203 отпп гвардии подполковник Н.А. Сухинин
203 отдельный тяжелый танковый полк прорыва в начале июля 1943 года входил в состав 38 армии. В его боевой состав входило 23 танка КВ: 21 танк КВ-1 и 2 танка КВ-1. С 7 июля полк вышел из состава 38 Армии и вошел в оперативное подчинение командующего 1 ТА. Совершив 80-километровый марш, сосредоточился в селе Афанасьевка, что в 4 километрах южнее Обояни. К месту сосредоточения к 18.00 8 июля прибыло 14 боевых машин13. Остальные отстали в пути следования по техническим неисправностям. Полк был подчинен командиру 1 гвардейской танковой бригады. К 9.00 12 танков полка были сосредоточены в районе Новоселовки. К 5.00 9 июля по приказу командира 1 гв. тбр полк занял оборону: 3 танка в роще, в 3 километрах южнее Новоселовки и 9 танков на южных скатах высоты 248.7.
Схема боевых действий 203 отпп с 9 по 12 июля 1943 года
ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 167.
Из отчета о боевых действиях 203 отпп за период с 20 июня по 20 июля 1943 года: «С 5.00 противник начал авиационную и артиллерийскую подготовку, которая отличалась исключительной ожесточенностью: большое количество вражеских самолетов беспрерывно бомбили позиции наших войск. Танки 203 тп подверглись неоднократному налету самолетов противника. Так например: на машины ст. лейтенанта Подуста и капитана Туаева на каждую пикировала трижды группа самолетов – на первую в количестве 9, на вторую в количестве 12 самолетов, сбросив в общей сложности в течение 15 минут на эти 2 машины до 70 авиабомб. В результате бомбежки было разбито 2 танка КВ, 4 человека убито, 13 ранено. В 12.00 противник силою до 40 танков и полка автоматчиков при поддержке авиации и самоходных пушек перешел в наступление. Ему удалось вклиниться в боевые порядки наших войск; стрелковые части, артиллерия, опасаясь быть отрезанными танками противника, начали постепенно отходить. Танки полка, находившиеся в роще, (3 КВ) заняли оборону юго-западнее д. Новоселовки 1 км. Этим танкам пришлось принять на себя концентрированный удар со стороны танков, авиации и артиллерии противника. Танки противника, шедшие по шоссе Белгород-Обоянь разбились на три группы:
1-я группа, обойдя рощу по южной опушке, вышла на правый фланг;
2-я группа направилась на Новоселовку, угрожая взять наши танки «в клещи». До последнего момента танки не отошли назад, вели интенсивный огонь из пушек и пулеметов по танкам и пехоте противника, до тех пор, пока они не были подожжены авиабомбами и болванками. Их экипажи, покинув горящие танки, отбивались от наседавших врагов отошли в расположение своих войск, эвакуировав раненых.
3-я группа танков противника двигалась по шоссе по направлении на Обоянь. Эта группа была встречена огнем наших танков, что занимали оборону на южных скатах высоты248.7. В завязавшемся здесь упорном ожесточенном бою противник понес значительные потери в матчасти, вынужден был прекратить дальнейшее продвижение и перешел к обороне на рубеже Новоселовка – южные скаты высоты 248.7. Танковый бой продолжался около двух часов»14. В этом бою был ранен командир полка гвардии подполковник Сухинин. Итоги первого дня боев подвел начальник штаба гвардии майор Поветкин. Из оперсводки № 20 к 18.00 9.7. 1943 г. Штаб 203 тпп, с. Афанасьево: «Во время боя личный состав полка проявил мужество и отвагу:
а) экипаж танка КВ, где командиром машины ст. лейтенант Гаврилов уничтожил (поджег) три танка противника Т-VI (тигр), причем свой танк остался цел; сам Гаврилов был ранен при бомбежке.
Ст. лейтенант В.П. Гаврилов
б) Экипаж танка КВ, где командиром ст. лейтенант Мартюков, смело вступил в единоборство с немецкими «тиграми», два из них уничтожил (поджег).
в) Смертью храбрых погиб гв. лейтенант Трущин, экипаж которого подбил 1 немецкий танк Т-VI (тигр).
г) Экипаж танка старшины Губанова под непосредственным руководством командира 1-й роты капитана Хударковского, оказавшись в окружении танков противника, умело вышел по исключительно труднопроходимой местности (заболоченность, овраги), сохранив боеспособность танка и экипажа... Всем боем лично руководил командир полка подполковник Сухинин, находясь непосредственно в боевых порядках своих танков.
Потери полка:
а) в боевой материальной части:
сгорело танков КВ – 5 (2 от авиации, 3 от артобстрела)
подбито -||- КВ – 1, который эвакуирован в с. Афанасьево»15.
10-11 июля немецкие войска активности не проявляли. Полк занимал оборону южнее Зоринских Дворов. Вел огонь из танковых пушек и пулеметов по скоплению противника и подходящим резервам. В ночь с 11 на
12 июля 7 боеспособных танков полка были выведены в урочище Долгенькое и вошли в состав ударной группы 1 гв. тбр.
Схема боевых действий 203 отпп 12 июля 1943 года
ЦАМО Р.Ф. Ф. 203. Оп. 2851. Д. 24. Л. 462.
В 14.00 они атаковали высоту 251.4, что юго-западнее Новоселовки. К 15.30 высота была взята. В этом бою отличился экипаж танка под командованием капитана Хударковского. Огнем из своего танка сжег один танк Т-VI (тигр), подбил один танк Т-IV, уничтожил два орудия и один наблюдательный пункт.
Капитан П.П. Хударковский
13-14 июля вся боевая техника, находящаяся на передовой и в ремонте, вместе с экипажами, была передана в 1 гв. тбр – 14 танков КВ, на армейские СПАМы – 4 танка КВ. Остальной личный состав полка убыл на доукомплектование.
Подведем итоги. Танкисты 203 и 262 отпп в оборонительной операции, проводимой войсками Воронежского фронта, с поставленными задачами справились.
Танки КВ применялись на самых танкоопасных направлениях. В отчете, составленном после летних боев, командир 262 отпп гвардии подполковник Сухинин отмечал: «Большие марши в летних условиях вредно отражаются на матчасти танков КВ, вызывают различные тех.неисправности, что тормозит быстроту передвижения и сосредоточения. Танки КВ в открытом бою вполне противостоят немецким тяжелым танкам Т-VI (тигр) и с успехом могут вести с ними борьбу, как в обороне, так и в наступлении. Поставленная полку задача по удержанию рубежей обороны и отражению танковых атак противника полком выполнена. Серьезным препятствием в материальном обеспечении и руководстве боем явился недостаток автотранспорта и средств связи»16.
Из боевой характеристики 262 отпп данной командиром 25 гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майором Сафиулиным: «С переходом противника в наступление 5.7.-43 года при отражении атак противника полк проявил исключительную стойкость, а отдельные экипажи проявили героические подвиги. Так, например, экипаж Матвейчука… в районе свх. Батрацкая Дача… подбил 11 танков противника. Рота капитана Сливина при прикрытии левого фланга 81 гв сд отбила три атаки противника, в результате боев сожгла и подбила 21 танк противника и 22 автомашины с пехотой и боеприпасами. Рота проявила исключительную стойкость и храбрость при отражении превосходящих сил противника. Рота стойко занимала удерживаемый рубеж, перемалывая живую силу и технику противника, боролась до последнего танка. Полк с поставленной задачей справился отлично, проявив исключительную стойкость в борьбе с противником. Общее число подбитых танков противника – 84, что составляет 1:4 на каждый танк, участвовавший в бою».17
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
[1] Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Далее: ЦАМО РФ. Ф. 3420. Оп. 1. Д. 8. Л. 56.
2 ЦАМО РФ. Ф. 3420. Оп. 1. Д. 8. Л. 65.
3 ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 75. Л. 60.
4 ЦАМО РФ. Ф. 332. Оп. 4948. Д. 75. Л. 101.
5 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 71. Л. 2.
6 ЦАМО РФ. Ф. 4275. Оп. 219100. Д. 12. Л. 83.
7 Морозов И. К.От Сталинграда до Праги. Записки командира дивизии. Волгоград. 1976. С. 101.
8 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 165.
9 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 168.
10 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5312. Д. 273. Л. 7.
11 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 168-169.
12 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 71. Л. 7-7 обр.
13 ЦАМО РФ. Ф. 4323. Оп. 105165. Д. 6. Л. 20.
14 ЦАМО РФ. Ф. 4323. Оп. 105165. Д. 6. Л. 125-126.
15 ЦАМО РФ. Ф. 4323. Оп. 105165. Д. 6. Л. 21.
16 ЦАМО РФ. Ф. 4323. Оп. 105165. Д. 6. Л. 127 обр.
17 ЦАМО РФ. Ф. 341. Оп. 5330. Д. 31. Л. 175.