«Офицер» против «Черноморец»

    В сегодняшней публикации хочу рассказать о бронепоездах Гражданской войны, которые имеют отношение к Прохоровке и прохоровцам. Речь пойдёт о бронепоезде «Офицер» Белой армии и «Черноморец» Красной армии. Почему именно о них? Да потому, что на «Офицере» воевал Сергей Германович Пушкарёв, а на «Черноморце» Чернов Семён Леонтьевич- жители нашего посёлка. Правда «Офицеров» было два. Ну, давайте всё по-порядку.

    Бронепоезда широко применялись во многих войнах задолго до Гражданской войны. Но в России «бум бронепоездов» пришёлся именно на Гражданскую войну. Сначала бронепоезда появляются в Красной армии, а потом уже в Белой армии. Нас интересует лёгкий бронепоезд «Офицер», так как он участвовал в захвате станции Прохоровка. Бронепоезд «Офицер» был создан 7 августа 1918 года  (20 августа по-новому стилю) в Екатеринодаре (теперь Краснодар) из трофейных бронеплощадок, брошенных красными и в последствии стал одним из самых легендарных. Немного напомню, как разворачивались события на Белгородчине летом 1919 года. После захвата Белгорода 10 июня армейским корпусом Кутепова, до второй половины июля на фронте царило затишье - войска готовились к генеральному наступлению на Москву. 1 августа 1919 (по старому стилю) года началось наступление, и на 1-й Корниловский Ударный полк с двумя батареями возлагалось овладение станцией Прохоровка и селом Беленихино. В поддержку давался лёгкий бронепоезд «Офицер» и тяжёлый «Иоанн Калита».

    «На рассвете 1 (14) августа бронепоезд “Офицер” незаметно подошел на расстояние 2 верст к двум бронепоездам красных, которые стояли севернее станции Беленихино, и открыл по ним огонь из своих трех орудий. Неприятельские бронепоезда стали поспешно отходить, не стреляя. Бронепоезд “Офицер” преследовал их, развивая полный ход. Позднее было установлено, что один из этих двух советских бронепоездов был бронепоезд “Черноморец”. Он считался сильнейшим неприятельским бронепоездом на этом участке фронта, был вооружен дальнобойными морскими орудиями и часто вступал в бой с нашими бронепоездами. Его уклонение от боя 1 августа объяснялось, по-видимому, тем, что он был захвачен врасплох, когда на нем был почти израсходован запас снарядов. Сохранился текст обращения по телеграфу командира этого советского бронепоезда к его начальству. Командир требовал в самых грубых выражениях скорейшей доставки снарядов. Уходившие бронепоезда красных миновали станцию Прохоровка, не останавливаясь. Преследуя неприятеля, бронепоезд “Офицер” ворвался на станцию, где находились поездные составы с пехотой красных. Они были расстреляны в упор пулеметным огнем с бронепоезда. Многие красноармейцы не успели даже одеться и спасались бегством в одном белье. На станции Прохоровка были захвачены пленные, жилые составы, поезд-баня, аптека, полковая канцелярия, цейхгауз и составы с боевыми припасами. Немедленно были произведены маневры, и часть вагонов с военными грузами была прицеплена к вспомогательному поезду. Между тем бронепоезда красных остановились на закрытой позиции и начали обстреливать станцию Прохоровка из 105-миллиметровых орудий. С окраины селения и из-за кустов пехота открыла по бронепоезду “Офицер” ружейный и пулеметный огонь, а затем повела наступление в сторону входных стрелок станции. Подошедший тяжелый бронепоезд “Иоанн Калита” не мог сразу оказать поддержку, так как не успел найти удобный наблюдательный пункт и имел лишь ограниченный угол обстрела. Ввиду этого бронепоезд “Офицер” был вынужден временно отойти со станции Прохоровка к ее входному семафору. Через час подошла наша пехота. Бронепоезд “Иоанн Калита” открыл огонь по бронепоездам красных. Наше наступление возобновилось. Преследуя снова отходящие неприятельские бронепоезда, бронепоезд “Офицер” одновременно обстреливал с бортов цепи пехоты красных и дошел до следующей станции Ельниково. Здесь бронепоезд был встречен огнем взвода 42-линейных орудий. Но он продолжал продвигаться дальше, зашел во фланг стрелявших орудий и заставил их замолчать. При дальнейшем продвижении бронепоезд “Офицер” подошел к узловой станции Ржава (раньше носила название Клейнмихелево и находилась примерно в 25 верстах к северу от станции Прохоровка). Бронепоезд застиг врасплох и обстрелял еще неразвернувшуюся пехоту красных. Красноармейцы залегли и не решались даже стрелять. Фронт противника был таким образом прорван. Бронепоезд “Офицер” ворвался на станцию Ржава в сопровождении своего вспомогательного поезда и тяжелого бронепоезда “Иоанн Калита”. У бугров, занятых пехотой красных, было оставлено охранение из состава команды бронепоезда “Иоанн Калита”. В это время происходила эвакуация станции. Часть поездных составов красных отошла на запад по железнодорожной ветке на Обоянь. Нами были захвачены вагоны со снарядами, патронами и винтовками, канцелярии двух советских полков и часть эшелона артиллерийского снабжения, уходившего под нашим огнем по главной линии на Курск. Оборудование станции Ржава было немедленно снято, произведены маневры, и еще несколько вагонов с военным грузом прицеплено к вспомогательному поезду. Между тем красные при поддержке двух батарей повели в месте прорыва фронта наступление на оставленное нами охранение с пулеметным взводом. Пребывание наших бронепоездов на станции Ржава в большом удалении от остальных наших войск становилось опасным. Под сильным огнем противника колонна наших поездов прорвалась обратно к станции Ельниково. На подъеме вспомогательный поезд, шедший вторым, получил два попадания снарядами и был разорван на две части. Вагоны, бывшие в хвосте, покатились на шедший сзади бронепоезд “Иоанн Калита”. Однако крушение было предотвращено, и покатившиеся под уклон вагоны были снова сцеплены с составом вспомогательного поезда. С наступлением темноты бронепоезда пришли на станцию Прохоровка, вывезли захваченные там поездные составы и отошли дальше, в Белгород. За день 1 августа бронепоезд “Офицер” прошел с боем до 45 верст и захватил три станции с находившимися на них воинскими составами. Однако прорыв фронта красных и смелое проникновение наших бронепоездов глубоко в расположение противника не были использованы». Подробности о боевых действиях белогвардейских поездов получены из дневников их участников, описаны А.А.Власовым и впервые были опубликованы в Париже.

    Затем, когда ситуация на фронте изменилась в пользу Красной армии, отступая с терпящими поражение белыми, в феврале 1920-го  «Офицер» пришёл в Новороссийск, где вскоре был взорван при мартовской эвакуации, а члены команды эвакуировались в Крым. «Офицер» был возрождён в Крыму на базе другого поезда и в апреле вновь отправился в бой. Двадцать девятого октября настал и его черёд — в отличие от предшественника, крымский «Офицер» погиб в бою. Он попал в ловушку, из которой сумели выйти живыми лишь немногие из членов команды. Именно в составе крымского «Офицера» воевал Сергей Германович Пушкарёв.

    Захватывал Прохоровку «Офицер», а защищал «Черноморец». Семён Леонтьевич Чернов родился в 1900 году в хуторе Ямки рядом с Прохоровкой. Воевал в  5-м Курском Советском полку, который был сформирован и отправлен со станции Прохоровка 5 сентября 1918 года. Полк воевал в Сибири, где Семён Леонтьевич заболел.  После болезни был откомандирован домой. Здесь шли боевые действия в августе 1919 года и он был назначен связным между бронепоездом «Черноморец» и бронелетучкой под командованием Р.С.Кукульдава. Прохоровцы старшего поколения помнят Семёна Леонтьевича, его дом был в самом центре рядом с хлебным магазином.

    Семён Леонтьевич занимался историей посёлка и оставил дневники, которые теперь хранятся в музее. В 1968 году в газете «Коммунист» была опубликована  его статья «Посёлку Александровскому 100 лет». Благодаря ему и А.И.Литвинову  началось краеведение в нашем районе.

Карта