Танк М3 А3 «Генерал Ли»

   У меня появился хороший повод для встречи с Вами, уважаемые читатели, на моей странице. В музее-заповеднике «Прохоровское поле» появился уникальный экспонат – американский средний танк М3 А3 «Генерал Ли». Ну, а теперь по-порядку, как всё происходило. В мае этого года в Прохоровке состоялось заседание Попечительского совета «Прохоровское поле». И, конечно, в это время у нас находился Николай Иванович Рыжков, а с ним   его коллега сенатор от Мурманской области в 2013-19 гг Чернышенко Игорь Константинович. Все мы, конечно, знали, что начиная с 2016 года при непосредственном участии и по инициативе командующего Северным флотом Н.А.Евменова в Мурманске были подняты грузы с потопленных во время Великой Отечественной войны кораблей. Игорь Константинович предложил и Николай Иванович принял решение обратиться к адмиралу Евменову, который в настоящее время занимает пост Главнокомандующего Военно-Морским Флотом о передаче в музей танка М3 А3 «Генерал Ли». 21 июня Николай Иванович направил письмо. От ВРИО Губернатора Белгородской области В.В.Гладкова аналогичное письмо ушло начальнику Генерального штаба ВС РФ В.В.Герасимову. Уже 15 июля было принято положительное решение, а дальше всё развивалось очень быстро. Перед нами была поставлена задача забрать танк до праздника  День Военно-Морского Флота, что мы и сделали. Координировал работу со стороны воинской части в Мурманске Свистунов Руслан Александрович. После того, как я упомянула тех, благодаря кому этот танк у нас появился, немного военной истории.

   Одним из основных каналов поставок американских танков в Советский Союз были морские конвои, приходящие в порты г.Мурманска и Северодвинска, по которым было доставлено более 22,5% от общего объёма всех ленд-лизовских поставок. При этом немалая часть транспортных судов, осуществлявших эти эти поставки, были потоплены немецкими самолётами, подводными лодками и надводными кораблями. За время войны по факту мы получили 957 танков М3 А3 «Генерал Ли». Наш танк подняли с транспортного судна «Баллот». Дальше я буду пользоваться информацией, найденной в интернете.

   Транспорт «Ballot», построенный в итальянском Монфальконе, в 1922-ом году, получив название «Italie», позже переименован в «Alberta», а после продажи панамской компании «Lykes Bros. SS Co», получил название «Ballot». Его тоннаж составлял 6080 б.р.т, длина 106.7 м, ширина 15.2 м.

  Для транспорта «Баллот» («Ballot») это был второй рейс в Мурманск. Конвой вышел из порта Лох-Ю 22 декабря 1942 года, в первых числах января 1943 года прибыл в Мурманск. Но - без «Баллота».

Как записано в справке аварийно-спасательного отдела Северного флота: «2-го января 1943 года следуя по счислению при отсутствии видимости  Баллот выскочил на каменистый берег северо-восточной части острова Кильдин. Место посадки открыто для всех северных ветров и корпус судна, ввиду постоянного наката с моря претерпевает большие разрушения».

Судьба экипажа трагична. Из воспоминаний командира охраны водного района Северного флота Василия Ивановича Платонова «Записки адмирала»: «…Ночью на артиллерийскую батарею прибежал почти окоченевший человек и попытался объяснить, что он, грек по происхождению, является американским подданным и его судно гибнет где-то здесь поблизости. На рассвете мы обнаружили брошенный полуразбитый транспорт «Баллот», а через двое суток нашли и его команду. Под руководством капитана люди ушли на моторном баркасе далеко на восток, высадились на пустынный берег и там все замерзли. Столь удивительная потеря ориентировки в открытом море нас поразила. Видимо, капитан посчитал, что попал на берег, занятый противником, и, чтобы достигнуть территории Советского Союза, ушел от населенного острова Кильдин в снежное безмолвие Кольского полуострова, как оказалось, за своей смертью. …»

   Распоряжением наркома Морского флота Петра Ширшова 16 февраля на Мурманское государственное морское пароходство (МГМП) были возложены обязанности по оказанию помощи Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в быстрейшем спасении груза и судна. С момента аварии по 27 апреля из общего количества груза в 6570 тонн выгружено 1500 тонн.

В двадцатых числах апреля по распоряжению заместителя наркома ВМФ по судостроению Льва Галлера все операции по разгрузке принял на себя Северный флот. Выгрузкой и доставкой тяжеловесных грузов занимался экипаж парохода «Спартак» (капитан А. Н. Терентьев). В зимних условиях работа у борта аварийного транспорта представляла большие трудности, с моря при малейшем шторме накатывала сильная волна.

Несмотря на все это, к концу июля 1943 года было снято и перевезено 3242 тонны различных грузов. Было поднято из трюмов 11 танков по 27 тонн, 10 самолетов, 6 станков по 22 тонны. Экипаж «Спартака» наградили вымпелом Народного комиссариата Морского флота СССР, трижды выплачивалась премия в сумме 7000 рублей. Шесть членов экипажа были удостоены звания почетного работника Морского флота, восемь - похвальной грамоты НКМФ.

В докладной записке на имя секретаря Мурманского обкома ВКП(б) Максима Старостина кроме обстоятельств затопления транспорта отмечено, что весь груз снят, за исключением 4 танков и 200 тонн различного груза, находящегося в трюме № 4.

  27 июля 1943 года аварийно-спасательным отделом СФ в адрес начальника Мурманского морского пароходства направлена справка о состоянии аварийного транспорта. Положение и состояние корабля описывалось так: судно сидит на каменистой гряде практически всем корпусом, кормовая часть находится на весу; выгружен весь груз, за исключением 100-150 т в трюме №4; крен судна 1,5 градуса на правый борт; палубам, наружной обшивке, второму дну и поперечным переборкам нанесены значительные повреждения, нарушившие водонепроницаемость судна и его общую прочность. Общий перечень повреждений составил 29 пунктов.

  28 июля 1943 года подписан акт о передаче аварийного транспорта в собственность Наркомморфлота СССР. Капитаном «Баллота» был назначен А. Х. Афанасьев. Прибыв 14 августа на транспорт, он особо отметил наметившийся перелом в районе трюма № 4: «…где трещина идет от верхней кромки ширстречного листа (верхний пояс наружной обшивки судна, граничащий с главной палубой ) по главной палубе до карлингса (продольная подпалубная балка судна ) и вдоль его до левого борта, где переходит в гофр идущий вниз по борту и днищу». ЭПРОН проводил работы по заделке все новых и новых повреждений корпуса судна, которые получались в результате действующих ветров и волнения моря.

  «Баллот» был подготовлен ЭПРОНом к подъему 1 августа, но мешала сложная гидрометеорологическая обстановка. 30 августа сделали третью - генеральную - попытку снять судно. В 2 часа приступили к откачке трюмов, продули котлы, людей расставили по местам. Запас плавучести четырех трюмов, котлов и понтона составил 2500 т, откачка поступавшей воды обеспечивалась имевшимися в наличии дизельными помпами. Около четырех часов утра судно получило бортовое покачивание, чуть позже - свободную воду и продолжало оставаться на месте. В 5 ч. 50 мин. начата буксировка в порт Могильное. Примерно в 6 ч. 43 мин. около Камней Сундуков сорвало понтон. Судно получило резкий крен на левый борт, вода в отсеках перелилась на левый борт, забортная ударила в иллюминаторы левого борта и на палубу, увеличивая крен. В 7 ч. 10 мин. большой крен на левый борт - судно стремительно пошло под воду. Подоспевшие моторные лодки и шлюпки сняли часть команды с борта, остальные были выловлены из воды. Погибли четыре краснофлотца.  

Этот материал был опубликован в Мурманске по данным архива.

А это танк уже на нашей территории 28 июля.

Мы ещё вернёмся к теперь «нашему» танку. Следите за публикациями на сайте музея-заповедника.

Карта