Памяти Николая Ивановича Рыжкова

  28 февраля ушёл из жизни Николай Иванович Рыжков. В эти дни он особенно часто вспоминается. Наверное, потому, что понимаешь, не будет больше встреч, долгих разговоров по телефону, а остались только воспоминания. Память возвращает меня в октябрь 1993 года в день знакомства. Тогда Николай Иванович впервые приехал в Прохоровку. Пришёл в музей, площадь которого составляла 80 кв.метров. Он задавал очень простые вопросы, которые на самом деле раскрывали суть Прохоровского сражения. Потом я уже знала, что бы кто не рассказывал, Николай Иванович всегда видел и вглубь, и вперёд. Это касалось в первую очередь политических прогнозов, которые у него всегда были безошибочными в отношении различных государств и политиков.

 Наш музей, располагавшийся с 1995 года в здании Прохоровского ДК, мягко говоря, ему не очень нравился. Николай Иванович считал, что это должно быть отдельное здание со всеми музейными службами и составлять единый комплекс с Петропавловским храмом, Культурно-историческим центром и Библиотекой. Как сейчас говорят, кластер. Музей уже был федеральным учреждением, но расцвет его и счастливая судьба начинается с 2010 года. С этого времени Николай Иванович начинает часто приезжать к нам и вплотную заниматься музейными вопросами. В научной концепции экспозиции первого (как мы его называем) музея Николай Иванович не принимал участие. Однако он много внимания уделял оформлению территории. Он говорил, что музей должен начинаться с улицы, необходимо подготовить посетителя на восприятие экспозиции. Так на предмузейной территории появились сложные скульптурные композиции, выполненные в единственном экземпляре, являющиеся не только украшением, но и наполненные глубоким историческим смыслом.

  Потом был Танкодром, Музей бронетанковой техники и музей «Битва за оружие Великой Победы». Здесь Николай Иванович вникал во все экспозиционные вопросы. Всё, что воплощалось по предложению Николая Ивановича, прошло проверку временем и подтвердило правильность его решений. Объехав почти весь мир, всё лучшее хотел воплотить здесь. Он дотягивал нас до московского столичного уровня. Николай Иванович радовался и гордился, когда я представляла музей на форумах в Минске, Ереване, Ташкенте, на Сахалине, в Совете Федерации и во многих городах России. Нужно сказать, что Рыжкова знают везде и относятся с большим уважением. Когда я ехала в Ереван, Николай Иванович мне говорит: «Скажите там, что вы знакомы со мной». Я спросила: «Зачем?» Он ответил: «Потом узнаете, зачем». И правда, его имя открывало все двери.

  Николай Иванович всегда приезжал на годовщину Прохоровского сражения. Благодаря ему сложилась традиция праздника. 30 лет Николай Иванович возглавлял Попечительский Совет «Прохоровское поле». О том, какие решения принимались Советом, нужно писать отдельно. Мне посчастливилось принимать участие в реализации этих решений. Подарком судьбы для меня стало знакомство с этим великим человеком.

Кстати, когда Николай Иванович работал на Уралмаше, его негласно называли Николай Великий. Не знаю другого человека более тактичного, деликатного, эрудированного, чем Николай Иванович. А какой он был собеседник! Разговоры затягивались допоздна. При этом время летело незаметно.

Николай Иванович Музей-заповедник называл «Наш Мемориальный Комплекс». Сейчас уже говорят о музее, посвященном Николаю Ивановичу в Москве. Он оставил яркий след в истории России как политик, государственный деятель, писатель и как Человек. Наш Мемориальный Комплекс всегда будет памятником его создателю...

Карта