"...Труд журналиста славить других, а самим оставаться в тени..."
26 февраля исполняется 9 лет как ушёл на 85-м году жизни Виктор Прокофьевич Бекетов - журналист, член Союза писателей России. Немного в Прохоровке осталось людей, которые были с ним хорошо знакомы. А ведь он очень много сделал для прохоровцев. В годовщину его смерти хочется поделиться воспоминаниями о нём.
Родился он не у нас, а в селе Верхняя Ольшанка Пристенского района Курской области на Рождество 7 января 1931 года. В Прохоровке часто бывал в детстве сначала с родителями, а потом и сам. Хорошо помнил Прохоровку довоенную, а особенно Прохоровку после танкового сражения. На станцию Беленихино свезли искорёженные танки, потому что надо было сеять хлеб, а стране нужен был металл. Эту незабываемую картину он часто вспоминал. Сам он считал, что его фамилия берёт начало от азиатских беков. Какой-то писарчук от большой грамотности написал фамилию через и, т.е. Бикетов и потом это недоразумение пришлось исправлять.
Виктор Прокофьевич с детства хотел стать журналистом. А ещё он всегда писал стихи. В 50-х годах семья переезжает в г. Харьков. В 1954 году окончил факультет журналистики Киевского университета и начал работу в прессе Украины. В 1955 году в Харьковском областном издательстве вышла первая книга юношеских стихов «Наша весна». С 1966 года жил в Москве. 11 лет работал в «Правде» - специальным корреспондентом, заведующим Московским корпунктом, экономическим обозревателем. Публикации в газете «Правда» имели силу разбирательств и оргвыводов, поэтому по итогам публикаций принимались важные решения. Потом 13 лет на Центральном телевидении в должности политического обозревателя по вопросам внутренней жизни СССР. Член Союза писателей, лауреат премий московских журналистов и Союза журналистов СССР. Автор более 20 книг в стихах и прозе, многочисленных публикаций в центральных газетах и журналах. В.П.Бекетов избирался народным депутатом и членом Верховного Совета РСФСР от Белгородской области (1990-1993), председатель подкомиссии Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета РФ по культурному и природному наследию народов Российской Федерации.
В это время мы и познакомились. В 1991 году Виктор Прокофьевич приехал в Прохоровку и был неприятно удивлён, что нет объектов, достойно увековечивающих Прохоровское сражение. Есть маленький музей 80 кв.м в бывшем здании детских ясель и традиционный танк-памятник на танковом поле. Все попытки местной администрации, которую тогда возглавлял А.А.Леонов переломить ситуацию не приводили к существенным результатам. Надо помнить, что такое начало 90-х годов. Мыло по талонам, зарплата не вовремя, в магазинах пустые прилавки. Общем материальное затмило духовное. Первоначально решили построить мемориальный комплекс на поле и в 1991 году заложили на поле камень в честь будущего строительства. Комплекс планировался обязательно с часовней. Бекетов встретился с прохоровскими женщинами, а они в один голос сказали: »Зачем нам часовня, если у нас нет храма». Это и было решение. Тем более, что в детских прохоровских воспоминаниях Виктора Прокофьевича была церковь. Вот с церкви он решил начать новую историю Прохоровки.
После революции на тот момент в России не было построено ни одной церкви. Более того, не было храма в память о Великой Отечественной войне. Соответственно и денег не было совсем. Поступило предложение строить на народные деньги, как раньше «всем миром». Название церкви возникло сразу – Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла, потому что в день святых 12 июля произошло сражение. В православии храмы были символами великих побед. Наш храм дал начало возобновлению этой традиции. Идею строительства храма поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Совет Национальностей Верховного Совета также заинтересовался этой идеей и решил принять участие в благотворительной акции. 14 июня 1992 года на праздник Святой Троицы был освящён закладной камень под будущее строительство храма. Это было, пожалуй, первое крупное мероприятие в Прохоровке, куда пришли по велению сердца.
Сначала был построен малый Никольский храм – в память о старой Прохоровской Николаевской церкви, которая была разрушена во время войны.. Пока строился Малый Храм, искали образ основного храма. Ясно было, что это не могла быть типовая постройка, нужен был храм-памятник. С таким заказом обратились в Архитектурный отдел Троице-Сергиевской лавры. За выполнение задания взялся архитектор Соколов. Когда Дмитрий Сергеевич Соколов узнал, что речь идет о Прохоровке, он взялся за работу с особым воодушевлением. Дело в том, что многие его родственники воевали, некоторые погибли, а его родной дядя был командиром танка и принимал участие в Прохоровском сражении.
Благодаря Бекетову было подписано распоряжение о выделении 150 млн.рублей. Но пока они дошли, как водится, их стало на 40 млн меньше. Общем был построен малый Храм, а дальше снова тупик. В 1993 году Бекетов встретился с Николаем Ивановичем Рыжковым и началась новая счастливая страница в истории музея и Прохоровки. После создания Попечительного совета «Прохоровское поле» в 1993 году Виктор Прокофьевич был его секретарем.
Виктор Прокофьевич большое значение придавал развитию музея и объединению ратных полей России. Мы с ним и настоятелем церкви отцом Вячеславом ездили на Куликово поле и Бородинское. К открытию Храма, Звонницы и Музея 3 мая 1995 года в музее, благодаря Бекетову, была организована выставка из фондов Бородинского музея, а также демонстрировалась работа В.Криворучко «Поединок Пересвета с Челубеем». В день открытия музея в центральном зале музея Патриарх Алексий II награждал церковными орденами тех, кто участвовал в строительстве храма. Бекетов был отмечен орденом Святого Князя Даниила Московского.
Общение с Виктором Прокофьевичем всегда доставляло удовольствие. Я бывала у него дома в Москве, знакома с его семьёй. В моей памяти он навсегда остался человеком, который изначально задал вектор развития нашего Мемориального комплекса.