Мишкина О.С." Бой в излучине реки Псёл."

Мишкина О.С.

Бой в излучине реки Псёл.

Его значение в прохоровском танковом сражении.

Курская битва по праву считается одной из величайших битв Второй Мировой войны. Она развернулась на огромном пространстве охватив территорию сразу нескольких областей России и Украины. В ней участвовало более 4 млн. человек, около 70 тыс. орудий и миномётов, до 13 тыс. танков и самоходных орудий, свыше 11 тыс. боевых самолётов (На Огненной дуге. Орёл-Курск-Белгород, под редакцией Гареева М.А., Москва – Белгород, 2011, стр. 15.).

Выступ в районе Курска был образован в результате упорных боёв зимой и ранней весной 1943 года.

5 июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление одновременно на северном и южном фасе Курской дуги.

Удар противника на Южном фасе Курской дуги был направлен на Обоянь, вспомогательный удар – в общем направлении на Корочу. Наступление немецкие войска осуществляли 2 ТК СС – это были отборные немецкие танковые войска. В его состав входили дивизии «Мёртвая голова», «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Рейх».

За несколько дней наступления они прорвали две линии укрепления советских войск и вышли к третьей – в 10 км юго-западнее станции Прохоровка.

10 июля 1943 года является днём начала Прохоровского сражения. Это сражение вошло в историю под своим собственным именем, хотя является частью большого сражения на Курской дуге. Оно характеризовалось особой напряжённостью, частым изменением хода событий в пользу одной или другой воюющей стороны, большим разнообразием боевых действий. На одних направлениях велись наступательные и встречные бои, на других – оборона и наступление (На Огненной дуге. Орёл-Курск-Белгород, под редакцией Гареева М.А., Москва – Белгород, 2011, стр. 32.).

В моей работе речь пойдёт о боевых действиях в излучине реки Псёл, именно здесь находились две высоты 226,6 и 237,6 имеющие особое стратегическое значение. Со стороны немецкой армии здесь принимала участие танковая дивизия «Адольф Гитлер».

10 июля в результате кровопролитных боёв под обстрелом авиации, наступлением и огнём гренадеров танковой дивизии СС «МГ» советские войска вынуждены были отступить. 52 гв.сд. оставила свои позиции на высоте 226.6. Воспользовавшись тем, что 52 стрелковая дивизия не дождавшись смены частями 95 гвардейской стрелковой дивизии оставила позиции, противник вышел на высоту 226.6, занял траншеи, подготовленные 52 гв. сд и приспособил их для обороны (Олейников Г.А. Прохоровское сражение (июль 1943 года). - С-Пб., Нестор, 1998, стр. 38.).

К вечеру 18-00 штаб танковой дивизии СС «Мёртвая голова» докладывал:

«…Вечером был образован плацдарм от северной оконечности Ключей, через высоту 226,6…» ( Рукописный перевод дневника боевых действий 2 тк СС, автор неизвестен. стр. 14.).

Заняв высоту 226,6 и Ключи, противник получил возможность наблюдать за выходом наших частей на северный берег реки Псёл и под прикрытием вышедших автоматчиков строить свои мосты для переправы танков. Плацдарм на северном берегу Псёла был участком в полосе 2 ТК СС, откуда его командование планировало 12 июля нанести основной удар на Прохоровку. Прорыв дивизии «МГ» на северо-восток от местечка Ключи через высоту 226,6 был определён немецким командованием, как важнейшая задача. Давал возможность продвинуться вдоль северного берега Псёла на восток к дороге Карташовка – Прохоровка и далее в тыл главной контрударной группировке фронта.

Для уничтожения плацдарма, который находился в центре боевого построения тд СС «МГ», задействованы дивизии 5 гвардейской армии А.С. Жадова. Соединения 33 гвардейского стрелкового корпуса - 95 гвардейская стрелковая дивизия, 52 гвардейская стрелковая дивизия, а в районе высоты 226,6 оборонялись батальоны 11 мотострелковой бригады 10 танкового корпуса.

Войскам было приказано восстановить положение в излучине р. Псёл – выбить противника и занять оборону по северному берегу реки Псёл.

11 июля в 5-00, практически с марша, 95 стрелковая дивизия вступила в бой 290-й и 284-й гвардейские полки дивизии своими передовыми подразделениями атаковали противника на высоте 226,6 и на х. Ключи. Дело доходило до рукопашных схваток, но противник хорошо использовал оборонительные сооружения 52 гв сд и ожесточённо оборонялся.

Отражая атаки советских войск дивизия «МГ» продолжала строить переправы для танков.

В 15-00 11.07 дивизия «МГ» докладывает, что завершено строительство двух мостов и начата переправа на северный берег танковых подразделений. Но погодные условия – дождь и раскисший чернозем не позволили им этого сделать и переправа была отложена на следующий день - 12 июля. Следовательно намеченное наступление немцев на 11.07 через высоту 226.6 срывается (Олейников Г.А. Указ. Соч. стр. 43.).

11 июля было днём боевого крещения личного состава 95 гв стрелковой дивизии, который в большинстве своём впервые участвовал в боях, но уже показала образцы стойкости и храбрости. После боёв под Сталинградом 5 Гв А весной 1943 года была пополнена, в основном, это были призывники восточной России и республик Средней Азии. Воины различных национальностей встали в едином порыве, чтобы защитить Родину от захватчиков.

В этом бою частям дивизии пришлось встретиться с новой техникой противника - танками «Тигр».

Ожесточённые боевые действия длились весь день. При малейшей удаче противника и дальнейшего наступления 2 ТКСС «МГ» Прохоровка – важный узел дорог могла оказаться в руках неприятеля. Это бы означало, что оборона Воронежского фронта прорвана на всю глубину. Противник получал возможность выхода на оперативный простор и дальнейшего развития наступления на север и северо-восток. К исходу 11 июля враг так и не смог завершить прорыв обороны Воронежского фронта на Прохоровском направлении.

11 июля в 22.50 была поставлена задача дивизиям 2 ТК СС на 12 июля 1943 года:

«Дивизия «МГ» наносит удар в излучине Псёла с задачей выйти на рубеж Береговое - Карташевка, а затем концентрическими ударами с тд «АГ» разгромить советские войска в районе Прохоровка, Береговое, совхоз Октябрьский» (Рукописный перевод дневника боевых действий 2 тк СС, автор неизвестен.).

В результате ночных атак с 11 на 12 июля на высоту 226,6 батальонами 284-го и 290-го гвардейских полков удалось продвинуться на 300 – 400 метров. Только за одну эту ночь они потеряли 147 человек (почти две полные стрелковые роты), в том числе убитыми 34 человека. По атакующим гвардейцам немецкие войска открывали сильнейший огонь артиллерии и миномётов. Советские войска наступали пехотой без должной огневой поддержки, без танков на танковую дивизию СС «МГ».

12 июля к 9-00 танковая дивизия СС «МГ» полностью завершила переправу на северный берег танков, за исключением небольшой боевой группы, предназначенной для действий вдоль поймы по берегу. Завязались упорные бои на северных скатах высоты 226.6.

Через три с половиной часа после начала контрудара войска 33 гвардейского стрелкового корпуса под натиском и огнём противника вынуждены были отступить.

Дивизия бригаденфюрера Пирса «МГ» рассеяла оборону 33 гв. ск. в излучине почти на всю глубину вошла в тыловую армейскую полосу – на 5 км. Два полка 95 гв.сд были связаны боем Части 52 гв сд – войска первого эшелона, измотанные в боях были не в состоянии противостоять превосходящему по силе противнику. Но, несмотря на кардинально изменившуюся обстановку, части 95 гв. Сд продолжали выполнять приказ армии и наступать.

В 15-00 12.07. эсесовцы ударили по хуторам Полежаев и Весёлый, а немногим позже предприняли сильную контратаку танками на восток вдоль поймы пытаясь вновь смять рубежи гвардейцев полковника А.Н. Ляхова. И выйти к дороге Прохоровка - Карташевка. Командование мд «Мёртвая голова» чувствовало, что наши войска понесли большие потери, поэтому предполагало, что после захвата этих пунктов и преодоления рубежа 284 гв. стрелкового полка боевая группа начнёт быстрее продвигаться и достигнет намеченных целей. Но вышедшие на рубеж танки были встречены интенсивным огнём артиллерии и вынуждены были повернуть обратно к высоте. Силы были неравными. Единственным средством борьбы с танками противника являлась артиллерия, противотанковые ружья и гранаты (Олейников Г.А. Указ. Соч. стр. 51.).

Лишь только стрелковые цепи поднимались в атаку немецкая дивизия разворачивала против них танки, экипажи вражеских машин и расстреливали беззащитную пехоту из пушек и пулемётов. Враг понимал, что танковой поддержки не будет… против танков – люди! Главным средством противотанковой обороны у гвардейцев были гранаты и противотанковые ружья. Стойкость гвардейцев раздражала противника, и они просто свирепели. Ветераны, рассказывали, что танки по нескольку раз утюжили гусеницами окопы. Заметив щель стрелка танки наезжали на неё и крутили «пятаки», стремясь закопать бойца.

Немцы решили любой ценой прорваться в направлении дороги Карташевка – Прохоровка, а для этого было крайне важно уничтожить нашу артиллерию. Из-за того, что большинство батарей стояли на прямой наводке , потери бойцов быстро увеличивались, но все понимали важность момента и многие легкораненые бойцы и с ранениями средней тяжести не покидали поле боя. Пример тому стойкость и героизм взвода ПТР ст. лейтенанта Шпетного из 284 гв.стрелкового полка. Они удерживали высоту юго-западнее Полежаева. Во время очередной атаки они подбили несколько танков противника, но силы были не равны. Гибли расчеты, заканчивались боеприпасы, а противник продолжал атаковать. После того, как погиб весь расчёт Шпетного, а под его командованием находилось восемь человек, он сам лично уничтожил шесть танков, а под седьмой бросился с последней противотанковой гранатой. Павел Иванович Шпетный погиб, за этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского союза посмертно (Олейников Г.А. Указ. Соч. стр. 64.).

Этот подвиг не был единственным. Воины 95 гв., 52 гв. сд показали образцы мужества и героизма и имена других героев в ближайшее время займут достойное место на страницах истории этого сражения.

Здесь, в излучине Псёла фактически подводились итоги генеральной схватки 12 июля под Прохоровкой.

Танковая дивизия СС «Мёртвая голова» почти выполнила поставленную перед ней задачу – очень близко было до дороги Карташевка – Береговое. Здесь сложилась самая критическая ситуация в ходе всей оборонительной операции Воронежского фронта. Наступил критический момент. Понимая сложившуюся обстановку, командир дивизии бросил в бой все наличные средства и резервы: штрафную роту, роту автоматчиков, привлёк всю артиллерию для борьбы с танками. В борьбу с танками вступили пушечные и гаубичные батареи 233-го гв. Артполка и истребительно-противотанковые орудия. В общей сложности сотне танков тд «МГ» противостояло до 70 танковых и около 60 полевых орудий. Гвардейцы, артиллеристы расстреливали врага .

На направлении главного удара дивизии «МГ» между высотой 237.6 и х. Полежаев атаковало около 80 танков противника, несмотря на это, пехота, противотанкисты, артиллеристы стояли насмерть не сдавали позиций. Для стрельбы прямой наводкой был выведен весь 233 –й гв. артполк под командованием гв. подполковника А.П. Ревина. Командир полка сумел быстро вывести и открыть огонь всеми пушечными батареями. 16 танков из 40 атакующих были уничтожены, но за это была заплачена высокая цена – погиб весь состав артполка. Погиб и сам Ревин.

Уничтожение прорвавшегося противника проходило с большим трудом, они хоть и несли потери, но позиций не сдавали.

Из отчёта боевых действий). К 12.00 13 июля 287 и 284 стрелковым полкам дивизии удалось выйти на южные скаты высоты 226,6 и занять первую траншею немцев. Противник, видя, что выгодная в тактическом отношении высота 226,6 захвачена, обходным движением с юго-запада и юго-востока около 50 танков , перешёл в контратаку и после упорного боя отрезал нашу пехоту в траншеях. С 12.00 до 17.00 шли ожесточённые бои. К 15.00 группа немецких танков в 12 машин вместе с пехотой прорвалась на высоту 226,6 и, развернувшись, начала движение на север Одновременно до роты пехоты двинулось по юго-западным скатам высоты в направлении Полежаев. Артиллерийским и миномётным огнём танки были остановлены и отброшены на южные скаты высоты 226,6, а колонна пехоты рассеяна. В этот день дивизия понесла потери: убитыми – 948, ранеными – 1469, пропавшими без вести – 729 человек. Это просто цифры, а за каждой из них стоит человеческая жизнь.

В 2003 году на месте сражения дивизии члены Белгородско-старооскольского поискового отряда обнаружили участок обороны дивизии и вскрыли несколько десятков метров второй траншеи на юго-западных скатах высоты 226.6 и севернее хутора Ключи. Были найдены останки более 100 человек, в обмундировании, с амуницией и вооружением, у некоторых сохранились солдатские медальоны. При детальном осмотре обнаружили значительное число черепов с характерными отверстиями от пуль. Всё свидетельствовало, что в траншею были сброшены тела раненых бойцов и командиров гвардейской дивизии, а потом добитых эсесовцами выстрелами в голову. В 2010 году на месте боёв были найдены останки воинов, погибших в этот день и числившихся пропавшими без вести. Считается большой удачей, если найден солдатский медальон, награда или именная вещь. В этот раз был обнаружен орден Отечественной войны 2 степени. Был сделан запрос в архив Министерства обороны и получен ответ.

(Из наградного листа). «От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – награждаю:

Орденом «Отечественной войны 2 степени»

Красноармейца Асъянова Бахты Валиевича – командира отделения ПТР 257 отдельного пулемётного батальона 226 стрелковой дивизии».

226 стрелковая дивизия приказом от 4 мая 1943 года преобразована в 95 гвардейскую стрелковую дивизию. Асьянов Бахты Валиевич получил орден за Сталинградскую битву.

Бои за высоту 226,6 продолжались до 18 июля 1943 года. Уничтожить переправившиеся части противника не удалось, но и задача, поставленная тд СС «Мёртвая голова», тоже не была выполнена – они так и не смогли прорвать рубеж 5-й гв. А, которая не имела здесь качественного превосходства над германскими соединениями и не располагала танками.

Все попытки 2 тк СС развить наступление с захваченного плацдарма окончились неудачей. При этом дивизии «Мёртвая голова» был нанесён существенный урон. В ожесточённых боях гвардейцы подбили и сожгли 46 танков, в том числе 10 «тигров».

Список литературы:

1. Архивные материалы, боевые донесения 1943 года, находящиеся в фондах музея боевой славы Третьего ратного поля России.

2. Олейников Г.А. Прохоровское сражение (июль 1943 года). - С-Пб., Нестор, 1998, 99стр.

3. Олейников Г.А. Курская битва Сражение под Прохоровкой. - С-Пб., 2003.124 стр.

4. Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». - Белгород, 2005. 48 стр.

5. Жадов А.С., Четыре года войны, - М.,1978.

6. Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн. Утерянные победы. Перевод с немецкого. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. - М. 1957. 588 стр.

7. Колтунов Г.А., Соловьев Б.Г. Курская битва. - М., Воениздат, 1970г. 400 стр.

8. Ротмистров П. А. Стальная гвардия. — М.: Воениздат, 1984 г.

9. Ротмистров П.А. Танки на войне. Издательство ДОСААФ. Москва. 1970. 95 стр.

10. Чиченков А.П. Пятьдесят огненных дней. Историческая хроника. - Белгород. «Крестьянское дело», 1996. 225 стр.

11. Соловьев Б.Г. Битва на Огненной дуге. Белгород: Изд. Фоминой Н.Б., 2003, 288 стр.

12. Рукописный перевод дневника боевых действий 2 тк СС, автор неизвестен.

13. На Огненной дуге. Орёл-Курск-Белгород, под редакцией Гареева М.А., Москва – Белгород, 2011. 287стр.

Овчарова Н.И. "Прохоровское сражение: события и факты."

Овчарова Н.И. "Прохоровское сражение: события и факты." // Родина. 2013, №7, С. 42-43

Чеботарева Е.Л. «Инновации в методах работы с посетителями музея «Третье ратное поле России»

ЧЕБОТАРЕВА Е.Л.

Инновации в методах работы с посетителями музея «Третье ратное поле России»

Музей «Третье ратное поле России» является уникальной точкой преломления культуры и образования.

К задачам нашего музея мы относим воспитание чувства патриотизма - такого чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее. В музее Третьего ратного поля России хранятся подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность, преобразовывая музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох. Все это способствует включению подрастающего поколения в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины, формирует духовные ценности.

Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, так как может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Уникальность нашего музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно проявляется в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Участие их в интерактивно-образовательных программах, проведение праздничных мероприятий, презентаций, музейных уроков способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы. Помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Посещение музея вполне может стать увлекательным путешествием. Все зависит от того, как детям преподнести материал и в какой форме донести до них информацию. В нашем музее боевой славы «Третье ратное поле России» решили пойти по этому пути, и нашли эффективный способ привлечь в качестве посетителей как можно больше дошкольников, школьников и студентов.

Знакомство с миром музеев может стать более интересным и увлекательным для учащихся, если оно проходит в форме игры или при помощи ее элементов.

Наш музеи уже сейчас предлагает различные музейно-образовательные программы, многие из которых интерактивные. Они адресованы как детям младшего возраста, так и школьникам младших и старших классов. Участникам таких познавательных программ предлагается познакомиться с экспозицией музея, полностью погружаясь в атмосферу той темы, о которой идет речь, и принимая в процессе знакомства с ней самое активное и непосредственное участие.

В феврале 2014 года в музее боевой славы Третьего ратного поля России состоялся дебют спортивного онлайн кибер-турнира игры World of Tanks, в котором приняли участие белгородские и курские кибер-танкисты. Инициатором проведения кибер-турнира стала компания «Варгейминг Рус», которая оформила интерактивный класс музея в своем индивидуальном, фирменном стиле.

Нельзя не согласиться с тем, что в современном мире через такие игровые проекты молодежь может познакомиться с техникой ушедших эпох, познать историю через игру. Теперь в нашем музее такие турниры стали традиционными и уже сегодня каждый посетитель музея сможет попробовать управлять легендарными танками, самолётами и кораблями периода ВОВ, которые представлены в серии игр Wargaming.

Отмечу также, что задачу развлечения посетителя, как взрослого, так и детского, успешно решает музейный праздник и, как ранее сказано, различные интерактивные программы. Внедрение музейного праздника и интерактивно-образовательных программ в сферу культурно-образовательной деятельности нашего музея, заключаются в неформальной атмосфере праздничности, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Например, программа «Курс молодого бойца», «Фронтовой привал», где посетители, отмечу, что как дети, так и взрослые могут почувствовать себя в роли молодого бойца. В рамках программы «Курс молодого бойца» участникам предоставляется возможность примерить плащ-палатку, научиться наматывать солдатские обмотки, собрать вещмешок, познакомиться с одним из образцов оружия времен Великой Отечественной войны (ППШ), с помощью санинструктора научиться оказывать первую медицинскую помощь при ранении. Участники программы «Фронтовой привал» записываются в ряды Красной Армии добровольцами. Совершают марш-бросок по экспозиции музея, после которого располагаются на «фронтовой привал». Во время привала знакомятся с солдатским бытом: полевой кухней, учатся правильно наматывать портянки, читают фронтовые письма, исполняют песни военных лет.

Особенность праздника еще и в том, что он, как бы раздвигает границы музея, то есть музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и многое другое. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, сам факт проведения праздника уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека. И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника, как одной из форм бытования культурного наследия. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам. Это такие массовые праздничные мероприятия, как «Рождественское настроение», «Широкая масленица», «Встречаем весну - красну», «Пасхальный калейдоскоп» и многие другие, которые проводятся в нашем музее. Наряду с ними есть и сугубо индивидуальные мероприятия. Например, развлекательно-познавательная программа «День рождения в музее». Празднование дня рождения начинается в фойе, где именинника и его гостей встречает ведущий. Затем ребят ждёт увлекательное виртуальное путешествие. Посещение игрового 4 D симулятора. Во время подготовки таких программ учитывается возраст именинника и его гостей, а также пожелания заказчика праздника.

Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта.

Различные формы культурно-образовательной работы нашего музея получают все большее распространение. Выбирая предпочтительные формы работы, мы учитываем интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучаем эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель. На базе нашего музея проводятся, торжественные мероприятия такие как, присяга, вручение паспортов. Эти мероприятия стали доброй традицией. Например, вручение паспорта гражданина Российской Федерации лицам, достигшим 14-летнего возраста, проходят систематически в Музее боевой славы Третьего ратного поля России.

Данное мероприятие проводится в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин» с целью воспитания чувства гордости и ответственности за свою страну, развития патриотизма у юных граждан.

Стараясь учитывать интересы, не только подрастающего поколения, но и взрослого населения в 2013 году в целях поддержания семейных традиций, в музее 7 июля 2013 года, накануне праздника Дня любви, семьи и верности в музее боевой славы «Третье ратное поле России» стартовал красивый обряд «Хомутание».

Нужно добавить, что современные инновации в методах работы с посетителями с каждым годом будут все более и более набирать обороты в будущем. Формы и соответственно напрямую от них зависящие методы имеют комплексный характер. Формы и методы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов посетителей. Основной принцип любой формы просветительно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом мы будем учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей.

Музей все более активно берет на себя миссию образовательного учреждения, целенаправленного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Универсальность музея Третьего ратного поля России заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Наше общество, обремененное разнообразными стрессами, зачастую не приемлет музейный консерватизм, требуя большей интерактивности и зрелищности. Во избежание превращения музея в общедоступное место развлечения, мы стараемся создать определенный баланс, который бы позволил нашему музею, выполняя образовательную миссию, учитывать потребности и интересы аудитории. Несмотря на то, что наблюдается такая тенденция в мире, что музеи все более активно завоевывают свое место в индустрии досуга, всё же, прежде всего, музей остаётся научно-просветительным учреждением.

 

Мишкина О.С.«Мировые танковые сражения воссозданные в компьютерных играх. Формы реализации, достоверность, возможности применения в работе музеев. На примере игры «Мир танков».

Мишкина О.С.

Мировые танковые сражения воссозданные в компьютерных играх. Формы реализации, достоверность, возможности применения в работе музеев. На примере игры «Мир танков».

Кажется, что война была так давно, но дожившие до наших дней ветераны напоминают нам, что она была всего лишь одну человеческую жизнь назад, и понимаешь - это было совсем недавно! Война - это великая трагедия нашей страны, затрагивающая каждую семью. Повторения истории не желает никто, и лучше быть виртуальным героем, чем реальным. Но, тем не менее, людям, которые родились уже в послевоенные годы, порой хочется увидеть те события своими глазами и, возможно, внести свой вклад в освобождение родной земли от вражеских оккупантов. Чтобы удовлетворить это желание, в настоящее время есть множество компьютерных игр и их создатели разрабатывают и выпускают все новые игры о событиях Второй мировой войны. Онлайн игры о войне пользуются большой популярностью, а игроки стремятся к победе столь же рьяно, как когда-то наши деды и прадеды. Многие военные игры придерживаются реалистичности, и включают в себя исторические кампании, используемое оружие и род войск, соответствующие событиям разных войн. Играть в игры про войну всегда было мужской привилегией. Начиная с мальчишеского возраста, они отдают предпочтение играм-стрелялкам, а повзрослев, переходят на более серьезные игры, с многоуровневой стратегией, приближенной к реальному времени.

В своей работе я постараюсь проследить взаимосвязь между компьютерными играми и современным музеем.

В настоящее время музейная деятельность по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Музей является частью образовательного пространства – координирует патриотическое, гражданское и общекультурное воспитание подрастающего поколения.

В работе музея используются всем известные, традиционные формы работы – это экскурсии, лекции, уроки мужества, передвижные выставки и многие другие формы занятий.

Однако, чтобы быть востребованным сегодняшним поколением посетителей музей должен быть мобильным, находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но и, главное, новых форм и методов общения с посетителями, которые позволят заинтересовать современную аудиторию, в том числе молодежную и детскую. Пожалуй самой главной и трудной задачей для музея является заинтересовать и привлечь детей. Если ребенку понравится он придет еще много раз, придет и приведет за собой взрослых. Современных детей с рождения окружают интеллектуальные игрушки, компьютерные игры и свободный доступ в интернет. Музей должен предложить такой уникальный продукт, который составит достойную конкуренции современной индустрии развлечений.

Современные компьютерные технологии, мультимедиа широко использовались при создании музея Третьего ратного поля России. Они применялись при создании основной экспозиции музея, кроме того у нас есть и отдельный раздел музея, который называется - «Мультимедийно-образовательная зона», в которой расположен 4 Д игровой развлекательный модуль - он пользуется особой популярностью у посетителей. Это своего рода танковый симулятор, позволяющий в полной мере почувствовать особенности управления танком в боевых условиях. Кроме этого, в модуле работают программы, рассчитанные на детей младшего возраста – сказочные путешествия на звездолете и корабле. Модуль востребован посетителями и это еще раз говорит о том, что компьютерные технологии очень прочно и стремительно входят в нашу жизнь.

В мультимедийной зоне музея расположен и компьютерный класс, где с помощью компьютерной графики, специально разработанных программ посетители смогут совершить увлекательные виртуальные путешествия по городам России и не только.

Совсем недавно, в феврале 2014 года, Белорусская кампания Варгеймер, разработчик известной и достаточно популярной игры «Мир танков», дополнила этот класс своим оборудованием и оформила его в стиле Ворд оф танкс. Компьютерный класс музея не утратил своей актуальности, здесь по-прежнему остаются те программы, которые и были ранее, но добавилась еще одна функция.

Игровая зона в музее – это первый проект Варгейма у нас в России. Сейчас готовятся к открытию подобные классы в Кубинке – известном на весь мир музее танков и Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве. Разрабатываются проекты об актуальном сотрудничестве между музеями и использовании этого компьютерного ресурса при проведении интерактивных экскурсий.

Компьютерные игры на тематику войны всегда пользовались успехом у геймеров (игроков), особенно они популярны среди представителей мужского пола. Термин «Варгейм», произошел от сочетания английский слов «WAR» и «GAME». Что дословно переводится на русский язык как «военная игра». Они, как правило, представляют собой группу игр стратегического направления, которые разделяются на две условные категории – компьютерные варгеймы (преимущественно онлайн игры) и настольные. Интерфейс игры, то есть, собственно говоря, та картинка, которую мы видим на экране, призван имитировать реальные или вымышленные военные действия , вооруженные конфликты. Простейшим устройством интерфейса является экран и клавиатура, при помощи которой пользователь набирает команды.

Настольные варгеймы являются прародителями этого жанра, берущие свое начало еще в 1954 году. В настольных видах варгейма, преимущественно используют миниатюрные фигурки солдат и боевой техники , а так же различные игровые аксессуары – карту местности, карточки, фишки. В то же время, самым первым варгеймом следует признать шахматы, пришедшие к нам тысячелетия назад из Индии.

Компьютерные игры про войну появились сравнительно недавно, с развитием технологий, а многопользовательские онлайн и сетевые варгеймы завоевали популярность с развитием интернета.

Различают несколько типов компьютерных варгеймов:

1. Реалистичные (их сюжет основан на реальных исторических военных действиях)

2. Научно-фантастические (здесь тесно переплетаются вымышленные и реальные события

3. Полностью вымышленные в стиле фентези.

Игра «Мир танков» (World of Tanks), которая и представлена в компьютерном классе музея - многопользовательская онлайн-игра, идущая в режиме реального времени, а по жанру определяется как аркадный танковый симулятор и позиционируется разработчиками, как экшн, имеющий элементы стратегии, ролевой игры, а также шутера. Игра представляет зрелищные командные танковые сражения разных кампаний.

Сюжет основан на реальных военных исторических действиях. Главный упор делается на реалистичность и актуальность всего того, что происходит в игре. Начиная от карты местности и экипировки солдат, заканчивая моделями боевой техники и оружия. По сути дела, если опустить все условности игры – это образовательный ресурс, который позволяет изучать историю Великой Отечественной войны, историю танковых сражений, в том числе и Прохоровского сражения.

Игроки становятся виртуальными участниками тех или иных событий. У них есть возможность принимать самостоятельные решения, разрабатывать тактику и стратегию виртуальных сражений.

Кроме того, в процессе игры участник знакомится с моделями боевой техники, узнает подробности вооружения и тактико-технические характеристики.

В пользу реалистичности можно отнести такие факторы, как соблюдение дистанции выстрела, небезграничный запас горючего и амуниции, ограниченное использование и наличие у солдата предметов, а также, сказывается усталость солдат при длительных переходах. При выстреле в танк или другую боевую технику, она выйдет из строя в зависимости от места поражения, и если не полностью уничтожена, ее можно ремонтировать. Еще в игре присутствует запас оружия и патронташ к нему.

Играть в игры про войну любят даже самые миролюбивые люди, никогда не мечтавшие подержать в руках оружие. Почему? Этому есть несколько причин. Во-первых, военная тематика дает очень широкий простор для самых разных игровых жанров. Игры о Второй мировой войне могут быть интересными симуляторами, сложными многопользовательскими играми с множеством приключений и напряженным сюжетом. Они дают игрокам возможность почувствовать себя рядовым солдатом, блистательным полководцем, командиром танка, самолета-истребителя или боевой подводной лодки. Во-вторых, эти игры реконструируют реальные сражения и создают альтернативные версии истории. Например, чтобы было, если русским все-таки не удалось одержать победу под Сталинградом? Каким был бы дальнейший сценарий развития событий на театре военных действий? Как правило, такие игры максимально реалистичны. Разработчики, создающие их, тщательно изучают историю ключевых битв, модели боевой техники тех лет, манеры ведения боя всех армий, которые участвовали в военном конфликте. Поэтому порой играть в войну не так просто, как кажется. Многие игроки, чтобы иметь высокие показатели в игре, не только совершенствуют свою игровую технику, но и находятся в активном поиске новой исторической информации по теме. Благодаря этому игры про Вторую Мировую войну часто становятся клубом по интересам. Игроки обсуждают между собой преимущества моделей немецких танков и советских, тактику и стратегию обоих армий, выискивают ошибки и радуются блестящим ходам военачальников прошлого. Кроме того, эти игры почти всегда являются аренами идеологических споров. Например, корректно ли, проживая в России, признавать, что немецкие танки в годы Второй мировой войны обладали более удачными технически решениями и значительно превосходили по мощности русские? Что важнее – объективность или патриотизм? Таким образом, игры о реальной, в историческом смысле, войне становятся чем-то большим, чем просто компьютерное или сетевое развлечение. Этим они и привлекают очень большую и разнообразную аудиторию, становясь своего рода интерактивным учебником.

Это не секрет, что за последние годы музей перестал быть заведением, в котором находятся на хранении предметы. Сейчас музей это некое пространство глобальной культурной коммуникации. Компьютерная графика во всем мире становится неотъемлемой составляющей музейной работы. И тот проект, который реализован кампанией Варгеймер на базе музея Третье ратное поле России, он реализован в соответствии со стратегией “infotainment”. Данная стратегия разработана и успешно применяется прогрессивными музейными учреждениями за рубежом и название - “infotainment” (информация и развлечение). Стратегия повышения конкурентоспособности музейных экспозиций состоит в том, чтобы не пытаться противодействовать сложившейся реальности, а взять новые технологии на вооружение, дабы передать современному обществу накопленное культурное наследие в наглядном, зрелищном и развлекательном формате.

Цифровые технологии никогда и ни при каких обстоятельствах не должны заменять или подменять экспонаты, артефакты. Напротив, должны обеспечивать информационную поддержку в учреждениях культуры. Музеи активно ищут и находят решения, связанные с использованием этих технологий в музейном пространстве.

Музейными сотрудниками разработаны и систематически проводятся образовательные программы на тему Великой Отечественной войны, Курской битвы и важным дополнением содержательной части образовательной программы может стать компьютерная игра, в которой могут быть отыграны различные военные действия.

Кроме того, в компьютерном классе музея регулярно проводятся спортивные кибертурниры. В таких турнирах принимают участие игроки из Белгородской, Воронежской, Липецкой, Орловской областей. Здесь они демонстрируют не только умение играть в компьютерные игры, но и свои интеллектуальные способности. Во время игры геймер может похвастаться огромной мозговой активностью. Военные стратегии развивают мышление – необходимо следить за всеми нюансами и событиями, держать все под контролем, приспосабливаться к скорости смены событий, чтобы сохранить свои ресурсы и солдат, максимально уменьшить потери за счет каждого шага.

В своей работе сотрудники музея активно используют имеющиеся ресурсы мультимедия, цифровых технологий, но это продиктовано главным образом не тем, что это модно и современно, а тем, что это наиболее адекватно отвечает сегодняшней образовательной музейной миссии.

 

Карта