ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ В ЭКСПОЗИЦИИ

В последние десятилетия в исторической науке отчетливо наблюдается процесс антропологизации истории – возвращение отдельно взятому индивидууму, «маленькому человеку» места на исторической авансцене. Музеи подключаются к этому процессу, создавая экспозиции, где процесс мировых событий рассматривается через призму личных историй участников этих событий.

Персонификация героических событий Великой Отечественной войны – ключевой лейтмотив экспозиции музея «Битва за оружие Великой Победы». В его художественном воплощении используются несколько приёмов. Начало экспозиции оформлено в виде Галереи героев – здесь размещены масштабные портреты людей, создававших воинскую мощь страны на заводах, в шахтах, конструкторских бюро. Монохромные фотографические изображения, подсвеченные лайтбоксами сзади и по контуру, оживают на глазах у посетителя, придавая аутентичности происходящему. Огромные размеры впечатляют, создавая образ обелисков памяти, служат метафорой громадному подвигу изображенных на них людей. Посетитель сразу понимает, куда он пришёл, и двигается в сторону перспективы, намеченной галерей.

Другая задача у экспозиционных инсталляций, выполненных в виде обстановочных сцен, наполненных биографической составляющей. Например, детально воссозданный «Эвакуационный вагон», секции которого оборудованы мультимедийным комплексом. Элементы конструкции и интерьера вагона выполняют роль витрин для экспонатов и полок для размещения вещей – чемоданов, матрасов, предметов первой необходимости. Окна в каждом отдельном купе решены в виде проекционных экранов для демонстрации авторских фильмов, созданных на основе реальных событий военного времени с использованием документальных источников. Посетитель имеет возможность расположиться на лавке в любой из этих секций. В окне вагона он видит своё отражение на фоне движущегося пейзажа. В определённый момент в окне появляется отражение его попутчиков, как будто, сидящих, напротив. Создаётся эффект незримого присутствия и его вниманию предлагаются подлинные рассказы людей, переживших эвакуацию. Сцены дополнены воссозданными предметами о которых идёт речь в каждом из рассказов. Сценография экспозиционного объекта создаёт целостный образ, освещающий разные стороны и этапы процесса эвакуации, который эмоционально переживается посетителем.

Переход к залам, развивающим цеховую историю, решён в виде проходной завода. Комплексный образ проходной объединяет в себе различные компоненты – вход в пространство инсталляции оформлен как фрагмент здания, отсылающий к заводской архитектуре. Сама проходная с соответствующим антуражем: деревянной будкой вахтёра, бирками пропусков, лозунгами, – представляет пропускную систему советских заводов. На пропускных бирках помещены фотографии рабочих завода, за каждой из которых стоит личная история. Изображения людей намеренно взяты не с казённых фото, которые помещались на документах, а с художественных фотографий работников завода. Выражения глаз, поворот головы, одежда персонажей создаёт для каждой истории свой визуальный образ, через который посетитель может почувствовать характер каждого человека, ставшего малой, но такой важной частью общей Победы.

#КМВИоПРОХОРОВСКОМПОЛЕ

 

  •   

Карта