ОБРАЗ ВРАГА В ЭКСПОЗИЦИЯХ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ»

#КМВИоПРОХОРОВСКОМПОЛЕ

Образ врага-фашиста в экспозициях советских музеев менялся вместе с осмыслением трагических событий Великой Отечественной войны. Изначально враг представлялся в обобщенном виде – как безликая варварская, тёмная сила и носитель космического зла, заслужившего возмездие. Одновременно оккупанты показывались в уничижаемом карикатурном виде, как неумелая и трусливая армия комических персонажей.

На рубеже XX-XXI веков меняется и парадигма истории. В экспозициях отечественных музеев начинает звучать тема Человека на войне, акцентируются личные переживания, бытовые реалии жизни солдата на фронте и гражданского населения в тылу. Отображение принципа персонификации глобальной истории получило воплощение в экспозициях музеев «Третье ратное поле России» и «Битва за оружие Великой Победы». Используя разные художественные решения, в каждой из экспозиций образ врага открывается с разных сторон.

В музее «Третье ратное поле России» общая концепция рассказывает о боевых событиях войны. Для создания аутентичного впечатления в экспозиции реализован принцип сценографии. Витринные комплексы решены в виде обстановочных сцен с цветовым и световым сценарием, раскрывающим события военной истории. Акцентами этих мини-спектаклей являются характерные скульптурные манекены, созданные для демонстрации военной формы. Подача материала организована так, что манекены воспринимаются персонажами, которые, взаимодействуя с подлинными предметами вооружения и быта, разыгрывают реальные ситуации военного времени, их лица и позы даже выражают эмоции соответственно моменту сюжета. Враг максимально персонифицирован, лица генералов и солдат «лепились» с фотографий реальных фашистов. Такой подход делает образ врага конкретным, акцентируя личную ответственность каждого человека, оказавшегося в стане фашисткой доктрины.

Экспозиция музея «Битва за оружие Великой Победы» продолжает и углубляет тему. Она пытается объяснить, как формировалась идеология, сделавшая целую нацию символом Врага человечества. Концепция первого раздела «Предчувствие войны» состоит в сопоставлении двух миров, СССР и Нацистской Германии, где последняя предстаёт в комплексе витрин и проекционных экранов, создающих образ абстрактной боевой машины-танка, надвигающегося на мирную советскую повседневность. Образ врага в такой трактовке многосоставен. В витринах круг уникальных экспонатов реконструирует быт немецкой семьи: с семейной фотографии улыбаются мама, папа и сын. Домашний фарфор, женские перчатки, сумочка, вышитая салфетка соседствуют с формой офицера СС и формой Гитлерюгенд. В сочетании этих вещей посетитель улавливает стабильность и всеохватность идеологии, прочно вошедшей в быт, семейные ценности, мировоззрение целых поколений. А рядом каски и оружие, боевые награды за разрушения и смерти, книги с вдохновляющими произведениями и речами. На мультимедийных экранах проносятся кадры победных шествий и факельных вакханалий. Причина и следствие соединяются в один сложный образ военизированной идеологии, ставшей трагедией для многих народов. В такой трактовке он становится ещё более страшен, потому что акцентированы не только политические её истоки, но и психологические, и даже эстетические. А ясно читаются современные аналогии.

https://art-kombinat.ru/

  •   

Карта